Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников.docx

— 671.29 Кб (Скачать файл)

Велика  роль   внеклассной   работы   в   приобщении   школьников   к самостоятельной  работе, которую они могут проводить  в  соответствии  с  той скоростью  усвоения,  которая  им  более  свойственна,  что   делает   более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может  обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению,  исследованию связей человека с природой  в  течении  длительного срока с фиксацией на фотопленке,  в рисунках,  схемах  и других  документах.  Все это   делает исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование  экологической  культуры  младших  школьников возможно только  при  условии  взаимосвязи  различных  типов  и   видов   внеклассной деятельности.  Разнообразная  деятельность   дает   возможность   школьникам овладеть  глубокими  знаниями  о  связях  человека   с   природой,   увидеть экологические  проблемы в реальной жизни,  научиться  простейшим  умениям  по охране природы.

Разнообразная  деятельность  учащихся  реализуется  во   всех   типах внеклассных занятий:  индивидуальных,  групповых,  массовых.  Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися  наблюдений  как  отдельных  видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных  сообществ,  расположенных в окрестностях школы,  о  взаимном  влиянии  человека  и  живой  природы.  В индивидуальных занятиях  наиболее  ценны  те  наблюдения,  которые  приводят школьника к выводам  о значении живых организмов в  жизни человека, оценке  их состояния  на  обследуемой  территории  и  порождают  желание  своим  трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить  улицу, очистить  участок  леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно  связана с приобщением младших  школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в  кружках.  В них  занимаются  школьники,  проявляющие  наибольший  интерес   к   изучению взаимосвязей человека с живой природой.

В формировании экологической  культуры  младших  школьников огромную роль играют массовые  внеклассные  занятия:  праздники,  утренники,  ролевые игры на экологические темы.

 

1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

Как известно, воспитание в  широком смысле слова – это  процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного  обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя  и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три  задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения  к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно  нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе  приносят те или иные действия, формирует  свое отношение к этим действиям  и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах  и какие понятия доступны для  восприятия младших школьников?

В исследованиях психологов и педагогов (например, В.В.Давыдова) выявлено, что уже у старших  дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти  представления успешно развиваются  у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Окружающий мир". [4; с.32-33]

Какие же экологические связи  устанавливаются на уроках данного  курса?

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между  неживой и живой природой, между  различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают  окружающий мир и в этом им также  помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического  мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя  к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные  факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень  материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала  повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и  это способствует развитию интереса.

Изучение экологических  связей, способствует повышению экологической  культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических  связей трудно представить возможные  последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого  невозможно полноценное экологическое  воспитание школьников.

В курсе природоведения можно  выделить три уровня изучения природы.

Первый уровень: объекты  природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих  уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты  природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем  питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются  уже не просто предметы природы, а  процессы. На предыдущих уровнях изучались  предметы, а на этом изменения, которые  с ними происходят. Какие природные  изменения нас интересуют в природе прежде всего?

Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных  факторов; во-вторых: изменения, вызванные  деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря  факторам, которые передаются по цепочке  существующих связей. Третий уровень  изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить  явления природы, а в некоторых  случаях и предсказать их. Для  полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

Рассмотрим некоторые  связи, изучаемые на уроках природоведения. Связи между неживой и живой  природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для  жизни живых организмов, изменение  в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь  эта выражается и в приспособленности  живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

Между неживой и живой  природой существуют связи и обратного  характера, когда живые организмы  оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря  растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с  живыми организмами. Она занимает как  бы промежуточное положение между  неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся  к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в  косвенном влиянии одних растений на другие.

Например, деревья, изменяя  освещенность, влажность, температуру  воздуха под пологом леса, создают  определенные условия, благоприятные  для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ  из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая  их.

Интересны связи между  растениями и животными. С одной  стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь); создают среду  их обитания (насыщают воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для  построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов  особенно хорошо прослеживаются пищевые  связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные  животные", "хищные животные". Интересны  связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой  или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве. [23; с.132-184]

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы  своей подземной частью грибницей  срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому  грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней  минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы  проявляются в лесу, на лугу, в  водоеме, благодаря чему последние  становятся не просто набором разных растений и животных, а природным  сообществом.

Очень большое значение имеет  раскрытие связей между человеком  и природой. Причем, человек рассматривается  как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком  и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую  природа играет в материальной и  духовной жизни людей. Вместе с тем  они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое  в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение  воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.

Не существует однозначных  рецептов по поводу того, какие экологические  связи, на каком уроке и как  именно рассматривать. Это может  решить только учитель, работающий в  конкретном классе в условиях конкретного  природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.

Материал об экологических  связях должен быть обязательным элементом  содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему  знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также  могут усвоить нормы и правила  экологического поведения в природе, так как через экологическое  просвещение воспитывается ответственное  отношение к природе.

Но нормы и правила  поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия  экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших  школьников в посильные для них  практические дела по охране местных  природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических  связей, поможет ученикам усваивать  правила и нормы поведения  в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

 

 

Вывод по I главе:

Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной и которой достаточное оказывают внимание  в научной и методической литературе. В современной школе производится поиск путей по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников