Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа
Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.
Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58
Таким образом, культура рассматривается как история, а экологическая культура общества, представляет собой одно из проявлений культуры вообще, охватывающее собой сферу отношений человека и общества к природе.
В 1866 г. немецкий зоолог Э. Геккель впервые предложил термин «экология» для обозначения разнообразных связей живых организмов с окружающей средой, придав ему четко выраженное эволюционное содержание. Однако название совершенно нового направления в биологии не привлекло внимания, и только с 1920-х гг. начинаются исследования в области экологии, в том числе и антропоэкологии. В 1921 г. американские социологи Р. Парк и Е. Бриджес ввели термин «экология человека» для социальной и демографической характеристики населения большого промышленного города на примере Чикаго.
В середине
XIX века большее внимание концентрировалось
на негативных последствиях промышленной
революции - загрязнение атмосферы,
водных источников, ухудшение производственных
и бытовых условий. Урбоэкологическим
исследованиям в нашей стране
до недавнего времени не уделялось
должного внимания, поскольку с позиций
официальной идеологии
С течением
времени и ухудшением общей экологической
обстановки в мире возникает необходимость
в изучении экологии самого человека
как субъекта взаимоотношений в
системе «человек - природа». Формулировки
сущности «экологии человека» были
весьма неоднозначными и претерпели
довольно сложную терминологическую
трансформацию, модифицировавшись
в последствии в социальную экологию.
В настоящее время в научном
обороте эти два термина чаще
используются как синонимы. Но необходимо
отметить, что по содержанию и объему
данные понятия существенно
В этом контексте предлагалось использовать специальные термины - «культурная экология», «экология культуры» ', в частности, для описания архитектурного компонента городской среды. Отмечая семантически не совсем корректное название «экология культуры» (в буквальном переводе - дом культуры), Н. Реймерс предлагает заменить его на социальную экологию (социоэкологию) культуры, обосновывая это тем, что «понятие экологии относится к живому объекту, а понятие социоэкологии культуры характеризует сферу материальной и духовной деятельности человека». Заметим, что с позиции социобиологии интерпретация культуры как исключительно детища человеческого подверглось бы концептуальному пересмотру.
Материальная
культура в виде жилищ, средств производства,
транспорта, предметов быта и развлечений,
зон отдыха и т.п. составляет основу
среды обитания человека. Духовная
культура, представленная в архитектуре,
искусстве и других формах художественного
творчества, так или иначе, выражает
и отражает материальный базис экологии
человека и социальной экологии. Нормативная
культура прямым образом соотносится
с многообразием
Все три типа
культуры исторически могли развиваться
в социально- экологическом пространстве
с относительно большой концентрацией
населения, где создавались условия
для более высокого уровня производства,
широкого рынка спроса и удовлетворения
материальных и духовных потребностей,
необходимости социального
Как указывает В. Васильева, в современных условиях человек, будучи одной из ветвей глобально-эволюционного процесса, может прогрессивно развиваться только в качестве наблюдателя за течением биосферных процессов, поскольку не может больше относиться нейтрально к окружающему миру, как к чему-то внешнему по отношению к природе. Современный человек должен рассматривать мир природы через призму своих глубинных субъективных устремлений и интересов, общих с биосферным окружением.[9]
На наш взгляд, экологическая культура - емкое понятие, которое фиксирует особенность современного этапа взаимодействия человека, общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. Процесс формирования и развития экологической культуры дает импульс духовно-практической деятельности, направленный на преодоление кризисного состояния, а в перспективе - на гармонизацию отношений между обществом и природой.
В попытках
определить экологическую культуру
некоторые авторы стремятся балансировать
между антропо - и экоцентризмом,
хотя, такое равновесие не может
привести к практической пользе. Так,
в современной философской
Следует обратить
внимание на то, что большинство
современных исследователей экологической
культуры, давая определение
Основываясь на анализе различных определений экологической культуры можно заключить, что, во-первых, экологическая культура представляет собой специфический способ оптимизации человеческой деятельности в целях гармонизации отношений в системе «человек - общество - природа»; во-вторых, экологическая культура основывается на достижении коэволюции, на единстве социального и природного. О. Яницкий, руководствуясь разбросом мнений в трактовках экологической культуры, объясняет этот плюрализм существованием различных направлений, среди которых можно выделить следующие:
- консерватизм
- акцентирует внимание на
- экологизм
(биосциентизм) - стремится соединить
охрану природы с целью
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе
В настоящее время мы наблюдаем прямо-таки бум экологических исследований и публикаций, всякого рода экологических рекомендаций и употребления экологической терминологии. Как сориентироваться во всём этом многообразии? Как отделить зёрна от плевел? Как организовать этот разнородный материал с целью овладения им и передачи знаний другим? Именно такие вопросы возникают в первую очередь, когда речь идёт об экологическом образовании.
В самом деле,
прежде чем кого-то чему-то учить, надо
знать не только того, кого учить, но
и то, чему учить. В частности, поэтому
необходимо изначально разобраться
в терминах "экология" и "экологическое",
выяснить специфику и структуру
экологического знания и образования,
рассмотреть соотношение
Разобраться же во всём этом можно лишь при соответствующем философско-методологическом обеспечении, в рамках целостного теоретического построения (попытки такого рода нами уже предпринимались ранее ). В данной статье речь пойдёт о концептуальном видении проблемы автором, не претендующем, разумеется, на истину в последней инстанции.[14]
Итак, что же считать "экологией"? Каково место экологии" в структуре научного знания?
Сегодня довольно распространено мнение, что вся экология - есть лишь биологическая экология, а других экологий нет и быть не может. Экология человека с этой точки зрения есть раздел биологической экологии как науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Социальная экология в данном случае или совсем исчезает, или сводится к изучению взаимодействия людей как природных существ. Трактуемая подобным образом экология может подменять собой и саму биологию, ибо экологическими взаимодействиями охватываются не только внешняя среда (экоэкология), но и внутренняя среда (эндоэкология). Ситуация несколько огрубляется. Но суть в целом такова, как она изложена.
Имеет ли право
на существование эта
Иное понимание
экологии, которое автор также
не разделяет, исходит из того, что
любое экологическое
Таким образом, получается, что в первом случае - экология есть там, где есть биология и, в конце концов, сама биология есть экология, во втором - всё есть экология, всякое научное знание есть экологическое знание. Этот вывод абсурден. Как его избежать?
На наш взгляд, здесь возможен лишь один путь. Необходимо признать, что использование экологического подхода в тех или иных исследованиях само по себе не делает эти исследования экологическими. Ведь использование математики, например, при изучении географических, биотических и социальных процессов, не лишает географию, биологию и социологию собственного научного статуса, даже при добавлении к ним определения "математическая". Точно так же при использовании экологического подхода, как центрированного варианта системного подхода, на географическом, биотическом, социальном уровнях материи уместнее говорить не о гео-, био-, социоэкологиях, а об экологической географии, экологической биологии, экологической социологии. Здесь ещё нет экологии. Но есть география, биология, социология. Может быть, это непривычно. Но это, думается, так.
Специфическим
предметом конкретной экологической
науки является в данном случае не
всякое экологическое взаимодействие,
а то, которое разыгрывается между
уровнями географического и