Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методик, определение группы – диагностика.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов…………………...6
Основные направления в изучении природы детского страха……….…6
Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….11
Рисуночная терапия в преодолении страхов детей……………………..15
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии………………………………19
Диагностика страхов старших дошкольников……………………….....19
Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии…………………………………………………….………………21
Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий……………………………….….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коррекция 2.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

Вышеприведенные и другие авторы данного направления, говоря о детском страхе, в первую очередь описывали клиническую  картину «невроза страха», его классификацию,- уделяя небольшое количество места его возрастным особенностям. Однако в отечественной психологии существует ряд исследователей, уделявших большое внимание страху в младшем школьном возрасте.

В. И. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. О периоде перехода дошкольника в младший школьный возраст он говорил, что в этом возрасте малыш постигает всю свою беспомощность и сложность окружающего мира, с этого возраста он начинает задумываться о смерти. Возникают вопросы: «А я не умру?»; «А ты, мама, не умрешь?». Страх смерти естественен для человека. Этот страх – корень всех страхов. Ребенок может бояться Бабы Яги, волка и «чужого дяди», бояться многих объектов, иметь множество различных страхов, но за ним и стоит одно – страх смерти. 
А. И. Захаров рассматривал страх в детском возрасте как основную движущую силу невротического развития личности. Дошкольному возрасту, по его мнению, соответствуют инстинктивные страхи, выступающие главным образом в виде триады «темнота-одиночество-замкнутое пространство». В 5- 7 лет происходит осознание детьми смерти как прекращения жизни. За бурным аффективным всплеском следует «успокоение», когда ребенок перестает задавать «пугающие» родителей вопросы о смерти и фантазировать по поводу этого. Однако, как замечает автор, «мы не можем окончательно «похоронить» страх смерти, он трансформируется в страх смерти родителей». Однако социальная реальность приводит к тому, что в данном возрасте на первый план выходит страх быть не тем, не соответствовать предъявляемым ребенку требованиям. Этот страх, как правило, проявляется в особенно значимых для ребенка ситуациях (ответ у доски, контрольная работа и пр.).

 

1.2. Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых  страху, создают прекрасные основания  для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

Старший дошкольный возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

Максимально представлен  страх животных (42 и38% — в 6 и 7 лет  у мальчиков и 62% — у девочек 7 лет), из сказочных — Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет — у девочек (45,5%).

Из других типичных для  возраста страхов следует отметить страх глубины — у мальчиков 6 и 7 лет (47%), у девочек 7 лет (65%); страшных снов — у мальчиков 6 лет (39%), у  девочек в 5 (43%), 6 (43%) и 7 лет (42%); страх  огня — у мальчиков в 6 лет (39%), у девочек в 5 (55%), 6 (56%), 7 (56%) и в 9 лет (54%).

Нарастает в старшем  дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком  уровне в дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 62%) и  в 6 и 7 лет у девочек (79%); страх  нападения — в 6 и 7 лет у мальчиков (50%) и в 7 лет у девочек (73%); страх войны — в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 50%), в 7 лет у девочек (92%).

В отличие от мальчиков  у девочек в рассматриваемом  возрасте подчеркнуты страхи заболеть в 7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%), перед засыпанием в 5—8 лет (16—17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%)1.

Связующим звеном страхов  у старших дошкольников будет  страх смерти. По данным корреляционного  анализа, он тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне — как непосредственным угрозам для жизни.

Боязнь умереть это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категории времени и пространства. Это выражается умением определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно - заостренное выражение истины самосохранения.

О том, что ребенок  боится смерти, можно догадаться по наличию, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне "страшных снов", боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).

В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы  вроде: «сколько лет жил твой папа, мама?», «зачем люди живут?», «откуда все взялось?» и заклинания: «не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой» и т. д. Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, способности к обобщениям, предвосхищению событий, понимании категорий времени и пространства. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Предстоящему «концу» предшествует в младшем дошкольном возрасте осознание «начала» — понимание своего рождения, появления на свет, начала всех начал — жизни. 

Страх смерти чаще встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес. страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность и предусмотрительность при начале ходьбы. В дальнейшем от них не нужно прятать спички, поскольку они боятся (опасаются) огня и пожара. Обращает на себя внимание и страх высоты в преддошкольном возрасте. Эти дети не съезжают с горки, быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому окну, не стоять на краю обрыва и т. д. Все это — проявление инстинкта самосохранения, который обостряется у физически, соматически и нервноослабленных детей. О том же говорят страхи нападения, болезни, смерти родителей, страшных снов, стихии, огня, пожара и войны. Они связаны со страхом смерти во всем возрастном интервале 3—16 лет, как у мальчиков, так и у девочек. - Страх смерти в младшем дошкольном возрасте олицетворяет уже упоминавшийся страх перед Бабой Ягой и Кощеем. Некрофильный, противостоящий жизни характер этих персонажей, угрожающих разлучить ребенка с матерью или расправиться с ним, носителей зла и жестокости представляет контраст жизнеутверждающему, созидательному и доброму началу в человеке, воплощенному в лице матери и отца. В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем, как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила — в старшем дошкольном возрасте. 

Появление страха смерти означает постепенное завершение "наивного" периода в жизни  детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед кощеем бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал "простым смертным" в представлении детей и потому перестал их пугать. Категория смерти в 6 и 7 лет - это реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие "рациональной" необходимости умереть.

Анализ проблем  обращения к педагогу-психологу показал, что большинство из них связано с наличием страхов у детей 6-7 лет.

Под влиянием страхов  у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется  различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.

 

1.3. Рисуночная терапия в преодолении страхов детей

Известно, что преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии. Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте дан в работах А.И. Захарова [7; 8; 9].

Метод включает следующую последовательность:

– свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной деятельности;

– рисование ребенком страха, т. е. объективирование его содержания в рисунке;

– обсуждение рисунка с изображением страха, т. е. осознание содержания страха;

– изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с

объектом, олицетворяющим страх, в которой «страх» терпит поражение, т. е.

символическая, конструктивная переработка страха;

– обсуждение рисунка с изображением поверженного «страха», т. е. осознание ребе нком возможностей и способов борьбы со страхом [9, с. 53].

Рисование применяется для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, для снятия психического напряжения, в целях коррекции страхов.

В работе с рисуночными техниками детский рисунок рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Психолог обращает внимание на те особенности рисунка, которые отражают личностные характеристики. И отделяет от особенностей, отражающих уровень интеллектуального развития и степень овладения ребенком техникой рисования. Надо отметить, что на начальном этапе приходится преодолевать некоторое сопротивление, боязнь детей нарисовать неправильно, некрасиво, не так "как учили". Однако дети быстро входят "во вкус", творческая деятельность увлекает их, "зажимы" исчезают. Рисование позволяет ребенку выразить свои мысли, чувства, освободиться от конфликтов и переживаний. Рисование требует согласованного участия многих психических функций. В том числе участвует в согласовании межполушарного взаимодействия, связывает между собой зрение, речь, мышление, двигательную координацию [8, с.26].

Дети рисуя, дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями.

Для целенаправленного устранения страхов необходимо в беседе с ребенком выяснить, чего он боится (одиночества, смерти, наказания, сказочных персонажей и пр.). Зная страхи ребенка, необходимо попросить его нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, предполагают «встречу» с ним, что само по себе пугает малыша.

В процессе рисования необходимо выражать ему одобрение по поводу того, что он справился с заданием, так как успешность является антиподом страха. У ребенка повышается чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Вместе с тем, не следует заверять ребенка в том, что его страх после рисования сразу исчезнет, и тем более спрашивать, боится он теперь или нет.

Через несколько дней нужно провести с ребенком обсуждение

рисунков, последовательно показывая их и спрашивая, чего боится ребенок теперь. Чтобы не допустить внушения страха, необходимо внимательно следить за тональностью голоса ребенка. Отрицание страха закрепляется похвалой.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней вновь проводится обсуждение рисунков.

Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.

Рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками, При организации занятий необходимо иметь в виду, что, подбирая изобразительные материалы, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Например, на занятиях с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глину, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение, Таким детям более уместно предложить листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действий.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, а бумага рваться. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование. Детям же, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Им следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование коррекции страхов  у старших дошкольников с помощью  рисуночной терапии

Информация о работе Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии