Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ нравственного воспитания детей в семье……………………………………………………………………………..6 .1.1.Анализ педагогического наследия по воспитанию детей в семье…….…6
1.2. Особенности домашнего воспитания__________________________15
1.3. Роль семьи в нравственном воспитании личности_______________20
Глава 2.Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье_________________________________________25
2.1.Констатирующий эксперимент_______________________________25
2.2.Анализ результатов _________________________________________28
Заключение________________________________________________33
Литература________________________________________________35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсов. Сарыглар Саида.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье

2.1.Констатирующий эксперимент

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.

Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребёнка.

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.

1. Семьи с высоким уровнем  нравственных отношений. В них  здоровая моральная атмосфера, дети  получают возможность для развития  своих способностей. Частое вмешательство  педагога здесь не нужно, хотя  отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными  отношениями между родителями, но  при этом не обеспечивающие  положительную направленность в  воспитании детей. Дети могут  быть в центре «особых»

забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи. В таких  условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться  в своих отношениях. Ни о каком  разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4. Внешне благополучные семьи, в  которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи, для которых  характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности при работе с родителями.

В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи в научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск подобного «универсального средства» вызывает только разочарование, так как в большинстве случаев эти условия различны. А попытки любого обобщения даже самых эффективных приёмов легко опровергаются многочисленными исключениями.

В действительности ребёнок находится в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные.

Признаки разных уровней воспитанности качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого уровня  воспитанности является наличие  устойчивого положительного опыта нравственного поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением общественной позиции.

-Для среднего уровня свойственны  устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности  характеризуется слабым проявлением  положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями; саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

При определении критериев уровней нравственной воспитанности Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович исходили из следующих положений:

1. Нравственная воспитанность человека  характеризуется нравственными  знаниями (пониманием того, что значит  быть нравственным), отношением к  ним (стали ли эти знания потребностями  и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно  связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритичность и т.д.).

3. Наличие у дошкольников этих  нравственных качеств можно считать  критерием нравственной воспитанности.

Уровень развития у детей того или иного нравственного качества, считают Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, можно установить, изучив:

а) представления (знания) ребёнка о соответствующих этому качеству нравственных нормах,

б) отношение ребёнка к этим нормам,

в) устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности.

Критерии оценки нравственной воспитанности должны обязательно соответствовать возрасту ребёнка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения уровня воспитанности детей разного возраста[24].

Характерной ошибкой многих родителей является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 – 7 лет.

Этот возраст ребёнка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать всю систему «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребёнка (3 – 7 лет):

а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;

б) для родителя: мотивация воспитания; уровень знания особенностей этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психогенных отклонений для этого периода ит.п.

Таким образом, доступность родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.

Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

В современной науке нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Родничок» г.Чадана Дзун-Хемчикского района. Нами было обследовано 15 семей с детьми (это семьи: Монгушов,Ондаров,Сарыгларов,Тюлюшев,Кууларев,Сатов,Ооржаков,Хомушкуев,Ховалыгов,Кара-Монгушов,Чульдумов,Ойнаров,Ензуков,Бадырааев,). 

2.2.Анализ результата

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали методику Л.М.Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: с помощью опросных методов (письменно или устно) установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).

Ход выполнения: Детям предлагается (в письменном виде или устно) привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков.

Обработка полученных данных: полные ответы каждого ребёнка занести в матрицу. Качественный анализ ответов детей позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Степень эта может быть оценена как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

Анализ ответов показал, что:

из 15 детей полное и четкое представление о нравственном качестве имеют 4 ребёнка (27%). Эти дети приводили следующие примеры: поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.

3 ребёнка (20%) имеют правильное, но  недостаточно четкое и полное  представление о нравственном  качестве. Их примеры: помочь взрослым, жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д.

8 детей (53%) имеют неправильное представление  о нравственных качествах. Эти  дети испытывают затруднения  в приведении примеров, они путаются  в ответах или вообще отказываются  отвечать на вопросы педагога.

Методика «Разложи картинки». Л.М.Фридман.

Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.

Ход выполнения: Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются педагогом в соответствии с изучаемым нравственным качеством.

Обработка полученных данных. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности поведения ребёнка во время работы и последующей беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих нравственных категорий.

Анализ результатов данной методики дал следующие результаты:

- 5 детей из 15 (33%) безошибочно разложили  картинки по стопкам, с легкостью  объясняли свои действия;

- 7 детей из 15 (47%) с помощью наводящих  вопросов педагога разложили картинки по стопкам и испытывали некоторые затруднения во время пояснения своих действий;

- 3 ребёнка из 15 (20%) при раскладывании  картинок по стопкам нуждались  в помощи педагога, не могли  объяснить свои действия.

По результатам данных методик можно сделать следующий вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.

На первом этапе обследования родителей мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение 3).

Цель: выявить какие традиции есть в современных семьях.

Методика проведения. Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов показала, что из 15 семей только в двух (13%) семьях есть праздники которые они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки своими руками всем членам семьи к праздникам, устраивают совместные обеды в кругу семьи по праздникам и выходным. Например, в семье Могуш стали традиционными кукольные спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между поколениями в этой семье.

Информация о работе Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье