Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа
Цель данной работы заключаются в исследовании влияния форм урока на качество знаний учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: традиционная форма урока помогает в формировании базовых понятий курсов истории: адаптирует материал к возрастным особенностям учащихся; позволяет применять полученные учащимися знания в жизни; развивает интеллект, эрудицию, расширяет кругозор учеников. Нетрадиционные формы урока способствуют развитию познавательного интереса, стимулируют активность учащихся. Учителю следует использовать, как традиционные, так и нетрадиционные формы урока.
Введение
Глава I. влияние формы организации урока на повышение качества знаний.
1. Урок как целостная система
2. Влияние традиционного урока на качество знаний
3. Требования к традиционному уроку
Глава II. Общая характеристика нетрадиционных уроков.
1.Особенности нетрадиционных уроков
2. Модели нетрадиционных уроков
3. Методические аспекты использования игры в обучении истории
4. Применение компьютерных технологий на уроке истории
Глава III. Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках.
1. Организация исследования
2. Анализ результатов исследования
3. Выводы и рекомендации по использованию различных форм урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Глава I. влияние формы организации урока на повышение качества знаний.
1. Урок как целостная система
2. Влияние традиционного урока на качество знаний
3. Требования к традиционному уроку
Глава II. Общая характеристика нетрадиционных уроков.
1.Особенности нетрадиционных уроков
2. Модели нетрадиционных уроков
3. Методические аспекты использования игры в обучении истории
4. Применение компьютерных технологий на уроке истории
Глава III. Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках.
1. Организация исследования
2. Анализ результатов
3. Выводы и рекомендации
по использованию различных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина к Федеральному собранию (2006), Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других документах, ориентируют ее, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально- экономических, политических, жизненных условиях.
Изменение образовательной парадигмы в России идет на фоне модернизации российского образования. Главная задача этих мер направлена на обеспечение современного качества содержания образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010года) [27, C. 13].
Качество образования – это ресурс преобразований в стране; основным компонентом являются люди, получившие в процессе образования некий набор социальных востребованных знаний, умений, навыков, опыта. Приоритет внимания на зависимость ресурса общественных преобразований от качества образования обусловлен комплексом проблем существующих в образовании. Одной из таких проблем является качество образования [29, C 10].
Проблема качества образования актуальна во все времена. В данной выпускной квалификационной работе использована монографическая и учебно-методическая литература, в частности, работы Поташника М.М., Студеникина М.Т., Степанищева А.Т., Подласого И.П. и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е. А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е. А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е. А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей [23, C.25].
Цель обучения состоит
не только в накоплении суммы знаний,
умений и навыков. Но и подготовки
школьника как субъекта своей
образовательной деятельности. Задачи
в образовании остаются неизменными
многие десятилетия: это все то же
воспитание и развитие личности, основным
средством решения которых
Урок – это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Уроки бывают традиционные и нетрадиционные.
Объектом данного исследования является анализ качества знаний учащихся в процессе обучения истории на уроках разного типа.
Предмет исследования – анализ моделей традиционных и нетрадиционных уроков истории и их влияние на качество знаний учащихся.
Сегодня школа должна формировать
людей с новым типом мышления,
инициативных, творческих личностей, компетентных.
Следовательно, необходимы изменения,
в том числе и в методике
школьного исторического
Цель данной работы заключаются в исследовании влияния форм урока на качество знаний учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: традиционная форма урока помогает в формировании базовых понятий курсов истории: адаптирует материал к возрастным особенностям учащихся; позволяет применять полученные учащимися знания в жизни; развивает интеллект, эрудицию, расширяет кругозор учеников. Нетрадиционные формы урока способствуют развитию познавательного интереса, стимулируют активность учащихся. Учителю следует использовать, как традиционные, так и нетрадиционные формы урока.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать традиционный урок, его типологию, структуру;
- рассмотреть особенности
нетрадиционных уроков в
- провести экспериментальное
исследование усвоения
- выявить влияние формы организации учебного процесса урока на уровень качества знаний.
Содержание данной выпускной
квалификационной работы может быть
использовано учителями истории
средней общеобразовательной
Глава I. влияние формы организации урока на
повышение качества знаний.
1. Урок как целостная система.
Относительно
Наибольшее распространение,
как в нашей стране, так и
за рубежом получила классно-урочная
система обучения, творцом которой
считается Я.А.Коменский. В течение
300 лет эта система поверглась
дальнейшему совершенствованию
с участием тысяч учителей, методистов
и таких выдающихся педагогов-мыслителей,
как И.Ф.Гербард, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский,
Я.В.Давид, Б.Наврочиньский и другие.
Существо системы Я.А.Коменского состоит
в разделении учащихся на классы, реализующие
соответствующие программы
Классно-урочная система
выдержала испытание в течение
нескольких столетий и, несмотря на острую
критику, сохраняется до настоящего
времени почти во всем мире. Но в
то же время эта система в ряде
европейских стран и США
Ключевым компонентом
классно-урочной системы
Однозначный ответ на вопрос «что такое урок?» затруднителен. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя.
Дидактика дает и другие аспекты понятия «урок»:
Урок - это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения [5, C. 42].
В ряде методических пособий по истории отмечается:
1. Урок истории – это
занятия, которые учитель
2. Урок – часть учебного
процесса, но не механически
В приведенных выше определениях
можно также выделить специфические
признаки, отличающие урок от других организационных
форм. Это постоянная группа учащихся,
руководство деятельностью
Решая конкретные задачи в
каждом отдельно взятом временном отрезке
учебного процесса, урок является частью
темы, курса, учебного предмета, и соответственно
занимает свое место в системе
учебного процесса, программы и решает
свойственные ему на данный момент
дидактические цели, соотнесенные с
учебно-воспитательными
Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:
1) благоприятные возможности
для сочетания фронтальной,
2) позволяет учителю
3) стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;
4) на уроке ученики овладевают
не только системой знаний, умений
и навыков, но и самими
Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся [19, C. 163].
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.
В настоящее время в
условиях перехода с линейной (5-11 классы)
на концентрическую (5-9, 10-11) систему
изучения предметов образовательной
области «Общественные
В соответствии с Базисным
учебным планом начальной школы
в образовательном компоненте «Окружающий
мир» предусматривается изучение элементов
исторических и обществоведческих
знаний, предварительное
Урок истории является
частью содержания исторического и
обществоведческого образования, занимающего
определенное место в системе
школьного курса и построенного
по проблемно-хронологическому принципу;
события и явления представлены
в комплексе на каждом отрезке
времени. Сквозные взаимосвязи процессов
и закономерностей
Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
Усвоение логически
Урок требует постоянного
совершенствования и
Урок, как основная форма,
органично дополняется другими
формами организации
Наряду с постоянно
действующими формами организации
внеучебной деятельности большое значение
в структуре исторического
При умелом использовании основной, дополнительной и вспомогательной форм обучения достигается высокая эффективность в изучении истории.
В методической литературе по
истории можно встретить
Возникает вопрос: если на уроке реализуется содержание обучения и используется все методическое обеспечение, то какие вопросы следует отнести к разделу об уроке?
Современная методическая наука
относит к уроку, как основной
форме организации учебно-
- требования, предъявляемые
к современному уроку истории,
его содержательные
- образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков;
- дидактическое оборудование урока;