Виды республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью данной курсовой работы является то, что она затрагивает проблемы демократической формы правления в современном мире. В настоящее время большинство государств имеют республиканскую форму правления. Наиболее часто к ней приходят молодые и развивающиеся страны. В современном мире считается, что республика наиболее гуманистическая форма правления, поскольку предполагается, что полномочия любой власти основываются на мандате нарда.

Содержание

Введение …….…………………………………………………………………….3
1. Общие положения республики как формы правления………………….….. 5
1.1. Понятие и признаки республики…………………………………………….5
1.2. Виды республик…………………………………………………………….6
2. Особенности президентской и парламентской республики…….….12
2.1. Президентская республика……………..……………………………….. 12
2.2. Парламентская республика…..……………………………………………..21
2.3. Смешанная и нетрадиционная республика………………………………. 27
Заключение ………………………………………………………………………34
Список источников и литературы …………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

кур р тгп.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
Введение …….…………………………………………………………………….
1. Общие положения республики как формы правления………………….….. 5 
1.1. Понятие и признаки республики…………………………………………….5 
1.2. Виды республик…………………………………………………………….6 
2. Особенности президентской и парламентской республики…….….12 
2.1. Президентская республика……………..……………………………….. 12 
2.2. Парламентская республика…..……………………………………………..21 
2.3. Смешанная и нетрадиционная республика………………………………. 27 
Заключение ………………………………………………………………………34 
Список источников и литературы …………………………………………...…37 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальностью данной курсовой работы является то, что она затрагивает  проблемы демократической формы  правления в современном мире. В настоящее время большинство  государств имеют республиканскую  форму правления. Наиболее часто  к ней приходят молодые и развивающиеся  страны. В современном мире считается, что республика наиболее гуманистическая  форма правления, поскольку предполагается, что полномочия любой власти основываются на мандате нарда. К тому же республиканская  форма правления самая молодая  из всех существующих, она еще находиться в стадии развития. Возможно, именно этим она и привлекает развивающиеся  страны, так как государства могут  найти в ней наиболее приемлемые для них принципы управления страной. Это касается и России. Приняв республиканскую форму правления, она сначала считалась парламентской республикой, потом она стала президентской, а сейчас читается смешанной. Это показывает, что такая форма правления позволяет государством экспериментировать, искать для себя какой-то идеал. Это позволяет странам в дальнейшем продолжать развитие.

Объектом данной работы является форма правления.

Предметом курсовой является республиканская форма правления.

Целью курсовой работы является рассмотрение республики как формы  правления.

Для достижения данной цели в курсовой работе будут поставлены такие задачи, как:

- изучить понятие и  признаки республики;

- раскрыть виды республик;

- проанализировать президентскую  республику;

- рассмотреть парламентскую  республику;

- показать смешанную нетрадиционную  республику.

Проблема республиканской  формы правления изучается как  в рамках теории государства и  права, так и в конституционном  праве, политологии, государствоведении. Поэтому при написании данной курсовой работы мной были использованы учебники по этим предметам, монографии и статьи ученых, посвященных данной проблеме.

В написании данной работы мною были использованы методы: анализа - анализировалась юридическая литература, сравнения – использовались и  сравнивались различные нормативные  акты, а так же общенаучные методы и логико-правовые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАК ФОРМЫ

ПРАВЛЕНИЯ

 
1.1. Понятие и признаки республики

 

Республика – форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан  этого государства, обладание полными  гражданскими и политическими правами  и др.). Есть и иные, искаженные формы  республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым  военным или революционным советом  после государственного переворота, когда президент провозглашается  пожизненным президентом и др1.

Республика как форма  правления возникла только в конце XVIII в. (лат. respublika - "дело согласия народа"). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская  форма правления предполагала осуществление  управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов  этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов  был возложен на судебную власть. В  странах с развитой экономикой и  высоким уровнем политико-правовой культуры идея разделения властей функционирует  успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества2.

Республике присущи следующие  черты:

- Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента.

- Парламент представляет законодательную власть.

Задача президента - возглавлять  исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

- Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определенный срок.

Юридическая ответственность  глав государства. Например, согласно большинством конституций, у парламента есть право отрешения от должности  президента за тяжкие преступления против государства импичмент ).

В случаях, предусмотренных  конституцией, право представлять и  выступать от имени государства  обладает президент.

 

 

1.2. Виды республик

 

Принято делить республики на президентские и парламентарные. Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов  совсем не было парламентарных республик, нет их и в Латинской Америке.

В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента, хотя есть и  исключения (в Суринаме одно время  – 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование  избирателей может предложить только парламент).[535] Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией, победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент – это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента – сената). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте. Иногда конституция прямо устанавливает, что президент является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990 г.)3.

В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в  развивающихся странах это бывает; например, в 1993 г. президент Перу приостановил действие конституции и распустил  парламент, назначив, правда, новые  выборы), но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность может  быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства – президенту. Ответственность правительства (министров) перед президентом – главный  признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко  весьма значительные) по контролю над  управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных  ему министров. В президентской республике вполне возможна такая ситуация (ее называют «разделенным правлением»), когда правительство сформировано одной партией, а в парламенте большинство мест принадлежит оппозиционной партии (партиям). Это неоднократно происходило в Венесуэле, Коста-Рике, США. Но в Мексике, например, такая возможность до сих пор была исключена, поскольку Институционно-революционная партия намного превосходит по своему влиянию другие партии и всегда побеждала и на президентских, и на парламентских выборах. Термин «разделенное правление» иногда используется и в другом значении: в условиях иной формы правления – парламентарной республики или парламентарной монархии – в состав правительства парламентского большинства включаются несколько министров от оппозиции. Обычно это делается в обстановке общенационального кризиса, войны, чтобы обеспечить единство действий различных политических сил в критических ситуациях.

Суперпрезидентская республика. Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших  полномочий отдельные страны Латинской  Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в  Азии и Африке появились такие  республики, где власть президентов  была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в  тех или иных формулировках руководящей  силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями  официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте КвамеНкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т. д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены  пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монократическая  республика, форма президентского абсолютизма.[53]

В настоящее время в  связи с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской  республики почти нет, но нельзя исключать  появление их в дальнейшем.

Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма  правления, которая устанавливается  во многих государствах в результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся  странах: со времени образования  независимых государств Латинской  Америке (приблизительно полтора века назад) в стране этого региона, а  также в Азии и Африке произошло  более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными  и привели к созданию новой  системы управления. В этом случае парламент, как правило, распускается, правительство и президент смещаются  со своих постов. Создается новый  высший орган – военный совет (революционный совет, совет национального  спасения и т. д.), его председатель – лидер переворота провозглашается  президентом республики. На места  назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Создается, таким  образом, фактически республика без  республиканских учреждений, можно  сказать, что это президентско-милитарная республика.

Специфическими чертами  обладала президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельные государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным  комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный  ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически  президентом республики. Он получал  лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний  не мог ни отказать в признании  его президентом, ни избрать президентом  другое лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но и  на реально властвовавший партийный  аппарат4.

Парламентарная республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде  в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океании  и немногие другие страны. Правда, в  последние годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы.

В парламентарной республике президент обычно избирается таким  образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются  различные способы непрямых выборов  президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных  представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным  собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в  Индии – выборные члены парламента и выборные члены законодательных  собраний штатов5.

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием  отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке  назначения правительства и его  политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как  и в республике президентской, правительство  назначается президентом. Но в отличие  от президентской республики это  формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в  выборе премьер-министра, который потом  определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером  правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет  утверждено парламентом. Поэтому в  парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство  в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые  вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).

Это означает, что правительство  формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.

В парламентарной республике президент по конституции нередко  наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой  республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве  незначительна. Некоторые вопросы  государственного значения президент  решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных  лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства  о роспуске нижней палаты). В условиях, когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что правительственная  партия утрачивает большинство (например, в результате перехода депутатов  в другие партии), президент может  проявить самостоятельность в формировании нового правительства (так было, например, в Индии)6.

Информация о работе Виды республики