Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Коррупция – явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное и чрезвычайно живучее явление реальной жизни. Шарль Монтескье писал: "…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела"

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и виды коррупции…………………………………….4
1.1. Понятие и модели развития коррупции………………………………….
1.2. Историческое развитие коррупции……………………………………
1.3. Виды коррупции……………………………………………………….
2. Проблемы коррупции в современном обществе и пути ее решения………..
2.1. Проблема коррупции в современной России……………………………….
2.2. Решения проблемы коррупции……………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В силу многоликости коррупции  необходимы ее комплексное и системное исследование и на этой основе разработка соответствующих мер по ее искоренению. Истоки коррупции лежат прежде всего в экономике. Коррупция почти всегда экономически мотивирована. Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга «Берите суверинетета столько, сколько проглотите». Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования. Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии. «На ней, –считает В. Стародубровский, – держится вся так называемая вертикаль власти. В этих условиях логично ожидать вероятность стремления вернуться к имитационным мерам, которые и проще, и привычнее, и безопаснее…» [14, с. 182].

Коррумпированная бюрократия профессионально овладела этим видом  деятельности. Частично этому способствует ошибочный стереотип (миф),сформировавшийся в нашем обществе, согласно которому коррупция является часть российской ментальности. Отсюда вольно или невольно делается вывод, что казнокрадство и другие сходные преступления и злоупотребления властью лежат в природе русского национального характера. А раз так, то и относиться к ним можно снисходительно и терпимо. Такой стереотип ведет к оправданию самоустраненности от реальной борьбы с коррупцией, к ее имитации [7, с. 68]. Руководство этим стереотипом особенно опасно для политических и государственных деятелей, принимающих важные для общества решения.

Безусловно, в борьбе с коррупцией надо ужесточать законодательство. Необходимо сделать неотвратимым наказание за коррупцию. Заслуживает внимания, например, предложение некоторых  юристов по узакониванию запрета на профессию человека, который, обладая специальными знаниями, использовал их в преступных целях [17, с. 17].Коррупция генерирует поколение специалистов, которые не способны профессионально решать общественные и производственные вопросы. А начинается это, как правило, в системе образования.

В силу высокого уровня ее коррумпированности, в первую очередь  вузовского образования, в стране падает качество подготовки специалистов. По данным Рособрнадзора ежегодно покупается до 500 тыс. дипломов с высшим образованием, в том числе около 100 тыс. с так называемой «проводкой». По некоторым данным почти треть защищенных в последние годы кандидатских и докторских диссертаций написаны за деньги. В стране наблюдается масштабный поход за научными степенями и званиями чиновников и бизнесменов. Из-за коррупции образование как важнейший социальный институт не выполняет своих функций. Она деформирует развитие личности. Студент, освоив опыт коррупции в вузе, переносит его на другие отрасли общества и структуры государства. Теневой сектор высшего образования постоянно расширяется, и, как показывает практика, серьезного препятствия этому процессу пока не видно. Хотя в нашей стране есть соответствующие санкции. Так, «за использование заведомо подложного документа», по статье 327 УК РФ, грозит штраф до 80 тыс. руб., арест до 6 месяцев или исправительные работы сроком до двух лет, а также санкции по ст. 159 «Мошенничество». Но как показывает практика, эти статьи применяются крайне редко. Показателен в этом плане пример бывшего руководителя администрации губернатора Пермского края Ф.Алиева. В ходе проверки у него был обнаружен поддельный диплом о высшем образовании.

В одном из районных судов  г. Перми состоялось судебное разбирательство. Судом было вынесено решение, что «диплом не поддельный, так как он напечатан на простой, а не на гознаковской бумаге», т.е. он был оправдан. И после этого он какое-то время продолжал работать в этой же должности. Подобные факты свидетельствуют о том, что даже самые продуманные антикоррупционные меры могут оказаться малоэффективными при плохом правоприменении, слабой координации антикоррупционных структур и институтов. Ныне эта координация, по словам Председателя счетной палаты С.Степашина, осуществляется в ручном режиме [10, с. 4].

В нашем обществе почти  отсутствует независимая экспертиза принимаемых законов. Так, к проекту  закона «Об образовании» в качестве экспертов были привлечены органы управления образованием и частные предприниматели. Аналогично произошло и с внедрением известного всем ЕГЭ. Что в результате получили?«…За этот срок, что ЕГЭ проводится, рост коррупции в образовательной сфере, –по данным директора Института социологии РАН, академика М. Горшкова, – составил почти полтора раза – просто "адресаты" у взяток сменились» [3, с. 11].

Борьба с коррупцией в нашей стране осложняется еще  и тем, что в право нередко  вмешивается политика. Нет ни одной  сколько-нибудь сложной проблемы, которую  можно было бы эффективно решить в условиях низкого доверия общества к власти. Это положение в полной мере относится и к коррупции. При всей значимости экономического, политического, правового факторов в борьбе с коррупцией нельзя не учитывать роль культуры, социальных норм и ценностей. В демократическом обществе, наряду с законодательством, они способны минимизировать коррупционную деятельность. Следовательно, успех в борьбе с коррупцией во многом будет зависеть от степени сформированности гражданского общества, наличия антикоррупционной атмосферы, высокого уровня правосознания и правовой культуры населения, от духовно-нравственных норм и ценностей. К сожалению, современное российское общество подошло к такому состоянию, что впервые за двадцать лет реформ глава государства в своем Послании Федеральному собранию РФ (12 декабря 2012 г.) вынужден был констатировать: «…в начале ХХI века мы столкнулись с настоящей … ценностной катастрофой…» [12] (выделено нами. – А.А., К.А.). Заметим, катастрофа  – это внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия. В переводе греческого языка  –конец, гибель. Такое заявление главы нашего государства вселяет некоторую надежду на то, что у власти есть осознание состояния катастрофы и она не на словах, а на деле займется решением обозначенной проблемы.

В условиях нарастания социальных, демографических и экономических  угроз необходимо уделить больше внимания проблеме  гуманитарной экспертизы принимаемых законов с целью  более тщательного учета их социальных последствий. Следует также принять  жесткие политические решения по кардинальному обновлению элиты, часть из которой погрязла в коррупции. Кроме этого, без активизации самих граждан добиться реального успеха в борьбе с коррупцией невозможно. В условиях глобализации цензура становится все менее возможной. Поэтому чем активнее люди, общественные организации будут заявлять о тех или иных проблемах и фактах произвола, используя для этого СМИ и Интернет, тем быстрее они будут решаться. Особого внимания требует, например, анализ специфики коррупции в конкретных сферах общества и отраслях экономики, изучение субъектов и объектов коррупции. Есть своя специфика на уровне отдельных регионов и муниципальных образований. Все это свидетельствует о многоаспектности явления коррупции и сложности ее изучения.

Левакин И.В., Шишова Ж.А.Понятие и основные виды коррупции// Новая правовая культура.- 2012г. – С.16-23

 

2.Проблемы коррупции в современном обществе и  пути ее решения

2.1. Проблема  коррупции в современной России

 

Коррупция остается одной  из самых острых проблем современной России и таит в себе угрозу общенационального масштаба. Именно о коррупции и ее недопустимо высоком уровне в последнее время все чаще говорится на самом высоком уровне представителями исполнительной и законодательной власти, общественных организаций.     

 Д.А Медведев отмечал: "Коррупция в нашей стране  приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества".    

 И речь, по словам  главы государства, идет не  просто о банальных взятках. "Речь  о тяжелой болезни, которая  съедает нашу экономику и разлагает  общество", - подчеркнул Медведев. Поэтому одна из стратегических задач, стоящих сегодня перед страной - кардинальное снижение уровня коррупции.    

"Ее решение напрямую  связано с защитой права собственности  в стране, с укреплением правовой, судебной системы, расширением  свободы предпринимательства, - указал глава государства. - Фактически решение этой стратегической задачи связано с большинством задач, которые мы поставили перед собой".

Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин с тревогой пишет  о том, что наша страна сползает в «криминальную и коррупционную пропасть» [16, с. 7].Особо стоит обратить внимание на то, что о необходимости борьбы с коррупцией российская власть заявляла практически с первых лет образования независимого государства. Так, в самом первом Послании Федеральному собранию РФ (1994 г.) Президент Б.Н. Ельцин поставил перед государством одну из  главных задач: «…нанести удар по преступности,  перейти в наступление на коррупцию» [11]. Аналогичные задачи ставились практически во всех восемнадцати последующих посланиях глав российского государства., включая последнее (12  декабря 2012 г.). В нем Президент России В.В. Путин особо подчеркнул, что главные проблемы в нашей стране – низкая эффективность государственной власти и коррупция. При этом он признался: «… ничего нового здесь тоже не скажу» [12], т.е. это старые и плохо решаемые проблемы нашего общества и государства. К проблеме коррупции приковано внимание политических партий. На выборах все они в числе приоритетных мер называют борьбу с коррупцией. К коррупционерам очень решительно настроено общественное мнение. Так, идею конфисковывать их имущество поддерживают 84% опрошенных, 80% считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за посредничество при даче взятки. Больше половины респондентов (56%) согласны с проведением узаконенных провокаций для выявления коррупционеров. То, что идея узаконенных провокаций пользуется популярностью, считает бывший военный прокурор и первый заместитель министра юстиции А. Савенков, говорит очень о многом – люди готовы поддержать нетривиальные меры, считая, что обычными способами коррупционера не запугать [17, с. 17].

В последние годы практически  ни один документ, характеризующий  социально -экономическую и политическую ситуацию в современной России, а  также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. В этом плане нельзя не согласиться с тем, что главная проблема не в коррупции самой по себе, а в отсутствии у власти способности влиять на ее масштабы [8, с. 8].Нельзя сказать, что федеральная, региональная и местные органы власти ничего не делают реально, а только констатируют наличие высокого уровня коррупции. Они принимают определенные меры по ее минимизации, в первую очередь посредством ужесточения законодательства. Так, известно, что Государственная дума ведет работу над поправками в административный и уголовные кодексы об ужесточении наказания за коррупцию. С 2013 года вступает в силу закон, который вводит ротацию чиновников. В первую очередь под ротацию попадут руководители контрольных и надзорных органов. По замыслу, постоянная ротация не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями на местах [5, с. 1].

Президент России В.В. Путин  подписал пакет законов о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам [13, с. 1]. Пакет антикоррупционных законов вступил в силу с 1 января 2013 г. Однако проверяться будут только сделки, совершенные с 1 января 2012 г. Кроме законодательных инициатив в борьбе с коррупцией появились реальные факты этой борьбы. В борьбу кроме правоохранительных и надзорных органов активно включились институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации, включая Интернет, и др.

В последние месяцы 2012г. и начале 2013 г. почти каждый день российская общественность узнает о новых разоблачениях коррупционных дел  высокопоставленных чиновников. Тем не менее политики, ученые, да и простые граждане неоднозначно оценивают начавшуюся борьбу с коррупцией. Одни считают, что это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга власти. Другие видят в этом перераспределение властных полномочий и активов между различными группировками и кланами, не очень верят в неотвратимость наказания за коррупцию. Третьи полагают, что причина не так важна -главное, что этот повод вполне реален. Кстати, далеко не все политические деятели и эксперты считают коррупцию одним из главных препятствий и вызовов России в развитии ее экономики и общества. Так, А. Кудрин в одной из своих статей выделил десять основных задач по созданию новой экономической модели нацеленной на модернизацию и инновации. Среди них нет задачи борьбы с коррупцией [4, с. 59–72].О коррупции в нашей стране сейчас известно многое, но не все. Нет ясного понимания ее причин, путей и методов ее искоренения, и меры, направленные на борьбу с ней, пока не дают ощутимых результатов. Поэтому повышается и усиливается стремление науки к практики и изучению социальной природы коррупции. На этом пути есть свои трудности и проблемы. Во-первых, коррупционные действия чаще всего носят латентный характер. Во-вторых, особенно сложно изучать и влиять на коррупцию в условиях «архаичного», переходного общества, каковым является Россия [1]. В третьих, во многих исследованиях упор делается на верхушечную коррупцию, но явно недооценивается низовая коррупция.

Закон о контроле за расходами  чиновников и соотнесении их с  реальным заработком, при всей его  значимости, касается ограниченного  круга лиц. В то время как коррупционные  схемы формируются значительно  ниже, там, где выделяются квоты и  лицензируется деятельность, оказываются услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. В-четвертых, в стране началась борьба с коррупционерами, а порядок, который создает условия для воровства, почти не меняется.

В силу многоликости коррупции необходимы ее комплексное и системное исследование и на этой основе разработка соответствующих мер по ее искоренению. Истоки коррупции лежат прежде всего в экономике. Коррупция почти всегда экономически мотивирована. Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга «Берите суверинетета столько, сколько проглотите». Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования. Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии. «На ней, –считает В. Стародубровский, – держится вся так называемая вертикаль власти. В этих условиях логично ожидать вероятность стремления вернуться к имитационным мерам, которые и проще, и привычнее, и безопаснее…» [14, с. 182].

Коррумпированная бюрократия профессионально овладела этим видом деятельности. Частично этому способствует ошибочный стереотип (миф),сформировавшийся в нашем обществе, согласно которому коррупция является часть российской ментальности. Отсюда вольно или невольно делается вывод, что казнокрадство и другие сходные преступления и злоупотребления властью лежат в природе русского национального характера. А раз так, то и относиться к ним можно снисходительно и терпимо. Такой стереотип ведет к оправданию самоустраненности от реальной борьбы с коррупцией, к ее имитации [7, с. 68]. Руководство этим стереотипом особенно опасно для политических и государственных деятелей, принимающих важные для общества решения.

Безусловно, в борьбе с коррупцией надо ужесточать законодательство. Необходимо сделать неотвратимым наказание за коррупцию. Заслуживает внимания, например, предложение некоторых  юристов по узакониванию запрета на профессию человека, который, обладая специальными знаниями, использовал их в преступных целях [17, с. 17].Коррупция генерирует поколение специалистов, которые не способны профессионально решать общественные и производственные вопросы. А начинается это, как правило, в системе образования.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"