Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:16, доклад
10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ принял решение о проведении выборов Президента РФ. В соответствии с законодательными нормами, эти выборы должны состояться во второе воскресенье марта 2004 года, то есть 14 марта, а с 11 декабря 2003 года началась избирательная кампания по выборам Президента РФ.
Сергей Глазьев в ситуации,
когда на предстоящих президентских
выборах отсутствует Владимир Жириновский,
получал по данным социологических
опросов реальные шансы получить
на этих выборах второй результат
вслед за Владимиром Путиным. А этот
результат, в свою очередь, давал
Сергею Глазьеву возможность претендовать
на более значимые позиции в российской
политике: на должность председателя
правительства РФ, его заместителя,
в крайнем случае, на должность
руководителя комитета или заместителя
председателя Государственной Думы
РФ. Поэтому, в итоге, Сергей Глазьев
добился своей регистрации
ФОМ: Граждане о выборах Президента РФ
По материалам, опубликованным
22 января 2004 года по адресу в сети Интернет
http://bd.fom.ru/report/map/
Предстоящие в 14 марта 2004 года президентские выборы еще до начала избирательной кампании воспринимались большинством граждан как выборы безальтернативные, с абсолютно предрешенным результатом: на этих выборах должен обязательно победить Владимир Путин. Только 6% респондентов допускали возможность, что выборы может выиграть не Путин, а какой-то другой кандидат. При этом 80% россиян были уверены, что предстоящие выборы непременно завершатся победой Путина. Такие суждения широко распространялись в средствах массовой информации в конце декабря 2003 года, когда ещё не были окончательно сформулированы намерения партий относительно выдвижения своих кандидатов в президенты и не был окончательно известен состав зарегистрированных ЦИК РФ претендентов на должность Президента РФ.
По состоянию на 22 января 2004 года ЦИК РФ зарегистрировал 8 кандидатов, которые объявили о начале сбора подписей для того, чтобы стать зарегистрированным кандидатом на этих выборах. Этим кандидатам необходимо было до конца января 2004 года представить в ЦИК РФ 2000000 подписей в поддержку своих кандидатур. Ещё два кандидата – Олег Малышкин и Николай Харитонов выдвинуты парламентскими партиями и к этому моменту уже были зарегистрированы ЦИК РФ.
Фонд “Общественное мнение” (ФОМ) проводил 17-18 января 2004 года опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Этот опрос проводился методом интервью по месту жительства респондентов. Общий объём выборки составил 1500 респондентов, был проведён дополнительный опрос 600 респондентов-жителей Москвы, 100 из которых включены и в общероссийскую выборку.
Результаты этого опроса
показали, что большинство респондентов
(70%) – в случае, если бы они приняли
участие в выборах –
Вопрос: "Если бы Вы приняли участие в выборах президента РФ, то за кого из этих политиков Вы бы проголосовали?"
Все
Проголосовали за партию…
Не участвовал в выборах
"Единая Россия"
КПРФ
ЛДПР
"Родина"
СПС+ "Яблоко"
Доли групп (%)
100
21
7
6
5
5
44
А. Аксентьев-Кикалишвили
0
0
0
0
0
1
0
В. Брынцалов
0
0
0
0
0
0
0
В. Геращенко
0
0
0
0
0
1
1
С. Глазьев
3
1
10
3
26
1
1
О. Малышкин
0
0
1
2
0
0
0
С. Миронов
0
0
0
1
0
0
0
В. Путин
71
92
49
74
58
64
67
И. Рыбкин
0
0
0
1
0
1
0
И. Хакамада
1
0
0
0
0
15
1
Н. Харитонов
1
0
14
0
0
0
1
Против всех
4
1
8
5
3
7
4
Я не буду участвовать в выборах
8
0
1
2
1
3
15
Затруднились ответить
11
5
17
13
11
6
10
Участники фокус-групп, которые
проводил Фонд “Общественное мнение”
для углублённого анализа причин
такого отношения граждан к
Список кандидатов в Президенты
РФ был весьма неоднороден – он
включал как политически
Среди альтернативных кандидатов наиболее заметная политическая фигура – это Сергей Глазьев. За него проголосовала бы почти половина (47%) тех, кто не стал бы голосовать за Владимира Путина. Кроме того, за него в принципе допускали возможность проголосовать и 11% сторонников Владимира Путина. Сергей Глазьев практически так же популярен среди сторонников КПРФ, как и "официальный" кандидат от Коммунистической партии, Николай Харитонов: за Сергея Глазьева проголосовали бы 10% сторонников КПРФ, а за Николая Харитонова – 14%. При этом Сергей Глазьев, безусловно поддерживался сторонниками блока "Родина" гораздо больше, чем другой выдвиженец этого блока – Виктор Геращенко: за последнего проголосовало бы меньше 1%, за Глазьева – 26%.
В то же время материалы фокус-групп демонстрировали, что, несмотря на определённую популярность Сергея Глазьева, которую признавали участники дискуссий на этих фокус-группах, он не рассматривался гражданами как конкурент Владимира Путина. Настоящим конкурентом участники фокус-групп были готовы признать только политика, равного Владимиру Путину по политической силе и по шансам на победу в президентских выборах, а такого политика сейчас в России они не знают.
В результате в середине января 2004 года массовый опрос и дискуссии на фокус-группах показывали, что полная предсказуемость исхода выборов была способна снизить явку избирателей. Это было справедливо, по-видимому, только в том случае, если избиратели оставались бы пребывать в уверенности, что независимо от уровня явки президентом России на второй срок останется Владимир Путин. Вполне возможно, что, реагируя именно на эту предвыборную ситуацию, администрация Президента РФ и штаб Владимира Путина решили внести определённую интригу в предвыборную ситуацию. Можно предположить, что именно поэтому в последующий период на выборах наблюдалось активное противодействие Сергею Глазьеву и, отчасти, Ирине Хакамаде. В принципе, история с поездкой в Киев Ивана Рыбкина тоже несколько драматизировала ситуацию на выборах, естественно, не в пользу Ивана Рыбника, а в пользу лидера предвыборной кампании – Владимира Путина. Но самым существенным фактором, дестабилизировавшем ситуацию и сформировавшем интригу на этих выборах, стала отставка правительства РФ, также усилившая политические позиции действующего Президента РФ Владимира Путина.
ФОМ: данные опроса граждан за 10 дней до выборов
По материалам, опубликованным
4 марта 2004 года по адресу в сети Интернет
http://bd.fom.ru/report/map/
Фонд "Общественное мнение" провёл 28 февраля 2004 года всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Выборка составила 1500 респондентов.
По мнению 83% респондентов президентские выборы пройдут в один тур: 48% из них считают, что "совершенно точно" в один тур, 25% выбрали ответ "почти наверняка в один тур", а 10% осторожно предположили: "скорее в один тур, чем в два".
Полагают, что победу на выборах одержит Владимир Путин, 93% респондентов. При этом 54% выбрали ответ "совершенно точно" победит, 24% думают, что так будет "почти наверняка", а 13% прогнозируют, что "скорее" будет избран В.Путин, чем другой кандидат.
Несмотря на предрешенность результата выборов и отсутствие интриги, большинство респондентов (79%) заявляют о своем намерении идти голосовать: 54% утверждают это уверенно ("совершенно точно пойду"); 15% говорят менее уверенно ("почти наверняка пойду"), а 10% респондентов полагают, что "скорее пойдут, чем не пойдут" на избирательные участки.
Участникам опроса было предложено
выразить отношение к доводу, который,
по мнению ряда аналитиков, может повлиять
на явку избирателей: "СЕГОДНЯ МОЖНО
УСЛЫШАТЬ МНЕНИЕ, ЧТО ПОСКОЛЬКУ НА
ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ
Впрочем, 22% респондентов разделяют мнение, что участвовать в предстоящих президентских выборах - необязательно, т.к. их исход предрешен. Чаще других так думают люди моложе 35 лет (27%), а также те, кто не ходил и на недавние парламентские выборы 7 декабря 2003 года (32%).
Насколько успешно Владимир Путин преобразует свой рейтинг доверия в электоральный
Социологические рейтинги доверия действующим политикам нередко бывают выше, чем проценты граждан, способных проголосовать за этих политиков на выборах. Причин такого положения много. Во-первых, доверие в российской политике во многом является символическим. На вопросы социологических анкет о доверии граждане нередко отвечают согласием, только пока их не начинают спрашивать о причинах таких их ответов или о том, какие решения или иные действия политика убедили их оказать этому политику доверие. И тогда нередко уровень одобрения деятельности политика оказывается намного ниже оценок его деятельности. А ведь голосовать за того, чью деятельность оцениваешь не очень высоко не слишком логично. Во-вторых, вопрос о доверии не предполагает, как это происходит на реальных выборах, оказание доверия одному политику. Доверять можно многим, а осуществлять выбор при голосовании исходя из каких-то иных соображений. В-третьих, доверять политику можно пассивно, не собираясь принимать участия в выборах. Такое пассивное доверие в обществе тоже является формой поддержки в публичной политике, оно помогает политикам принимать решения и исполнять их, но только после выигранных выборов. Граждане, способные доверять политику только пассивно, для целей получения высокого результата на выборах являются для него потерянными. Избирательные технологии во многом направлены на то, чтобы ещё до выборов или на их начальном этапе получить доверие граждан какому-то кандидату, а затем постараться пассивные формы их доверия превратить в активные – в высокую явку на выборах и в голосование за этого кандидата.
Предвыборная кампания Владимира
Путина на президентских выборах 14
марта 2004 года примерно по такому принципу
и строится. В течение всего
срока президентских полномочий
Владимира Путина его администрация
старательно поддерживала его высокий
рейтинг доверия по социологическим
опросам, а на завершающем этапе
предвыборной кампании стремится превратить
этот рейтинг в высокую явку. При
высокой явке на предстоящих президентских
выборах Владимир Путин легко
побеждает всех своих соперников
в первом туре и становится Президентом
РФ на второй срок. Но проблемой для
команды Владимира Путина является
убеждённость российских граждан, даже
тех, кто не собирается приходить
на выборы, или собирается голосовать
за других или против всех кандидатов,
в том, что на выборах в любом
случае победит Владимир Путин. Поэтому
большинство граждан считает, что
от их голосов результат предстоящих
14 марта 2004 года президентских выборов
не изменится, а потому необязательно
принимать участие в
В качестве иллюстрации соотношения
уровня доверия политику и готовности
за него проголосовать, можно привести,
например, данные опросов Фонда “Общественное
мнение” (ФОМ), проведённых 21-22 февраля
2004 года. В одном из этих опросов
респондентов просили выбрать, за кого
они будут голосовать из заданного
социологами списка кандидатов. В
другом задавался открытый вопрос,
в ответ на который можно было
самим вписать несколько