Основные направления внешней политики республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).

Вложенные файлы: 1 файл

полит 1.docx

— 84.45 Кб (Скачать файл)

как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329]

    Из двусторонних  отношений в рамках СНГ необходимо  выделить отношения  с

Украиной как с крупной  европейской страной, обладающей мощным  человеческим,

экономическим и научным  потенциалом.  Сотрудничество  с  Украиной  не  имеет

каких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях.

Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.

    Шанс активизировать  белорусско-украинские отношения  на межпарламентском

уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады

Украины А.  Ткаченко.  Однако  последовавшие  в  Украине  выборы  заморозили

двусторонние контакты до  весны  2002  года,  когда  в  Санкт-Петербурге  А.

Войтович встретился с  вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко.

    Официальный Киев  всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора  о

белорусско-украинской государственной  границе. Спикер Совета  республики  не

знает причин, по которым  соглашение так  и  не  поступило   в  парламент  на

ратификацию, есть только  версии.   «Всегда  такие  соглашения  в  парламент

представляет правительство. У  нас  в  парламенте  этого  договора  нет…  Вы

знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и  тогда

главам правительств было поручено готовить  соглашение  в  связке  с  долгом

украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит  к  тому,

что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.

Зеркальным  отражением  политических  отношений  последних  лети  следствием

охлаждения явилось резкое падение товарооборота между  Беларусью и  Украиной:

в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD –  упал

почти в три раза. «Я думаю,  что  нынешний  год  станет  переломным,  теперь

пойдет рост» - заверил  Войтович.

    Оптимизм спикера  обоснован тем, что « у нас  имеется  хорошая  программа

по  сотрудничеству  с  Украиной  и  очень  сильная  программа  по   созданию

совместных  предприятий.  Кроме  того,  сейчас  рассматривается   вопрос   о

возможной транспортировке  калийных солей через Днепр, однако  проблема  пока

остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.

    Глава Совета  республики объясняет период  «экономического  застоя»   тем,

что в Украине в полную  силу  начали  функционировать  нефтеперерабатывающие

предприятия, и это закономерно  привело к общему падению торговых  отношений.

До  недавнего  времени  белорусские  заводы  активно  поставляли  в  Украину

продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта.  Беларусь,  в

свою очередь,  импортировала  металл,  продукты  химической  промышленности,

покупала зерно твердых  сортов… [12]

    В основу отношений   с  Украиной  на  перспективу   Беларусь  закладывает

всемерное   развитие   торгово-экономического    сотрудничества.    Беларусь

заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился  у нас

с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к  Беларуси  отличается

прагматизмом: есть контакты на политическом уровне,  основное  внимание  они

уделяют развитию экономических  отношений. [18]

    Однозначно восточная  внешнеполитическая ориентация  исчерпывает  себя  в

качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По  мере  сближения

России и европейского Союза Беларусь все более  очевидно  рискует  оказаться

под очень резким давлением  с обеих  сторон  в  условиях  потери  однозначной

поддержки со стороны своих  прежних союзников в России. Беларусь нуждается  в

идеологической трансформации  и резком улучшении отношений  прежде  всего со

странами Европейского  Союза.  При  этом  Беларусь  не  должна  и  не  может

отказаться  от  союзнических  отношений  с  Россией.  Выходом  из  возникшей

дилеммы может быть превращение  Беларуси  в  главного  союзника  Европейского

Союза  на  постсоветском  пространстве  и,  особенно,  в   рамках   русского

политического   поля.   Выдвижение   Беларусью   инициатив   по   расширению

европейской интеграции вплоть до Владивостока   может  стать  основой  новой

внешней  политики  страны.  В  качестве  промежуточного  шага   может   быть

рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС  без  разрыва

союзных отношений с Россией. [20]

 

 

 

                                       5. Содружество Независимых Государств

 

 

 

    В Содружестве  Независимых Государств оптимальные  перспективы развития в

рамках   разноскоростной   интеграции   имеет   Евразийское    экономическое

сообщество  (ЕАЭС).  Основные   внешнеполитические   и   внешнеэкономические

интересы Республики Беларусь в его рамках на современном  этапе  заключаются

в создании на основе этого  союза  единого  экономического  пространства.  В

перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого  экономики

государств-участников   Евразийского   экономического    сообщества    будут

интегрироваться в мировую  экономическую систему и  прежде  всего  в  мировую

торговлю. Значительная роль в создании единого  экономического  пространства

отводится социальному, научно-технологическому и  информационному  аспектам.

Решение этого комплекса  вопросов будет естественным  образом  способствовать

сближению экономик государств-участников.

    Политика  Беларуси  на  российском  направлении,  а  также   в   рамках

Евразийского экономического сообщества  неразрывно  связана  с политикой в

Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не

уступает  сегодня  ни  одной  из   трех   главных   экономических   коалиций

современного мира –  Североамериканской  зоне  свободной  торговли  (НАФТА),

Европейскому   Союзу   (ЕС)   и    Азиатско-Тихоокеанскому    экономическому

сотрудничеству  (АТЭС).  По  оценкам  независимых  экспертов,  на  долю  СНГ

приходится  40  процентов  мировых  запасов  газа,  а   по   запасам   нефти

Содружество  уступает  только  Саудовской  Аравии.  Промышленный   потенциал

Содружества  составляет  10  процентов  мирового,  запасы   основных   видов

природных ресурсов – четверть мировых.

    Безусловно,  политический  вес   СНГ   всегда   будет   адекватен   его

экономическим показателям. При этом активизация интеграционных  процессов  в

рамках  Содружества по  принципу  того  же  Европейского  Союза   неизбежно

потребует передачи части  властных  полномочий  наднациональным  структурам.

Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ,  которых  принято

относить  к  «равноудаленным»,  но  и  страны,  входящие  в   более   тесные

экономические и политические  союзы  в  рамках  Содружества,  –  к  примеру,

участники «пятерки» или  ГУУАМ  (Грузия,  Украина,  Узбекистан,  Азербайджан,

Молдова).

    Беларусь последовательно  соблюдает все достигнутые в  рамках Содружества

договоренности.  В  стране  завершены  все   внутринациональные   процедуры,

связанные с формированием  зоны свободной торговли.

На современном этапе  интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании

полноценной  зоны  свободной  торговли  государств-участников   Содружества,

необходимой  с  точки  зрения  формирования  в  СНГ   полноценной   рыночной

инфраструктуры,   перехода   к   более   высоким   ступеням   хозяйственного

сотрудничества,  развития  в  будущем  общего  экономического  пространства,

основанного  на  свободном перемещении товаров,  услуг,  рабочей силы   и

капиталов.

    Доминантой политики  СНГ  и  сегодня,  и   на  перспективу  должно  стать

формирование реального  интеграционного  сообщества  постсоветских  республик

при максимальном использовании  возможностей политического  и  экономического

взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

    Республика Беларусь  последовательно  выступает   за  развитие  процесса

военно-политической   интеграции   в   рамках   Договора   о    коллективной

безопасности   (ДКБ)   государств-участников   СНГ,   объединяющем   сегодня

Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан.  [18]

 

 

 

                                     6. Взаимоотношения с Европейским  Союзом

 

 

    Территория РБ  в современных границах сложилась  в результате длительного

развития на рубежах Запада и Востока.  Республика,  не  обладая  практически

богатыми  природными  ресурсами  имеет  высокий  коэффициент  транзитивности

территории – именно здесь  проходит самый короткий путь из России в  Западную

Европу, и прежде всего  в Германию.

    По  прогнозам   ООН  в  XXI  веке  сохранится  большая   потребность   в

энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе.  Он  является  важнейшим

энергетическим источником для  Западной  Европы.  Этим  объясняется  наличие

многочисленных проектов строительства и расширения  газотранспортных  сетей.

Эти   проекты   позволяют   создать   новые   формы   взаимозависимости   на

общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной   Европы,

которые являются основными  потребителями этого  вида  топлива,  сотрудничают

со странами – производителями  и  странами  транзита.  А  ведь  именно  через

Беларусь проходят важнейшие  газо-  и нефтепроводы.  С этой  точки зрения

Беларусь является связующим  звеном между Западом и Востоком.

Перспективы  сотрудничества  объединенной  Европы  и   Республики   Беларусь

видятся в постепенной  подготовке белорусов  к  индивидуализму  и  демократии

через промежуточные формы  экономической и политической жизни.

    Немаловажным  фактором  интеграции  Беларуси  с  объединенной   Европой

видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями

и партиями,  университетами  и  общественными  движениями,  предприятиями  и

школами.   Формирование   гражданского   общества   должно   начинаться    с

формирования новой психологии каждого. А  она,  в  свою  очередь,  не  может

возникнуть в одночасье. Вот  почему  сотрудничество  объединенной  Европы  и

Беларуси, несмотря на общую  неблагоприятную и возможно  неприемлемую  для

Запада государственную  политику,  следует  продолжать  со  смещением  центра

тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.

    Смысл  процессов   глобализации  заключается  в   быстром  и эффективном

вхождении в быстро  развивающиеся всемирные рыночные  отношения,  мировые

информационные  и  коммуникативные  сети,  что  дает  возможность  на  более

высоком уровне осуществлять экономические,  финансовые  и иные  процессы  и

трансферты.  По  характеру  экономических,  культурных   и   геополитических

измерений, Беларусь  является европейской  страной.  Интеграция  Беларуси  в

мировое  сообщество  будет  осуществляться  как  вхождение   в   европейское

цивилизационное пространство. Значительную роль  при этом  будут играть  и

субрегиональные  коммуникации,  развитие  отношений  с  соседними  странами:

Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

    Особенностью  интеграции  в  мировую  экономику   для  Беларуси  является

интеграция в Европейское  сообщество. Именно это  обстоятельство  значительно

воздействует  на  развитие  внешних  факторов  жизни  страны.   Исторической

ловушкой можно назвать  и  то,  что  после  горбачевской  эпохи   разрушения

границ и  стен,  Беларусь  оказалась  перед  условным  выбором,  который  не

является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией  и  ЕС.  Мы

попали  в  специфическую  ловушку,   когда  ценности  прошлого  и   будущего

становятся предметом  политического торга и геополитических  спекуляций. [14]

    Включение Беларуси  в общеевропейский процесс происходит  сложно,  трудно

и болезненно  в  силу  непризнания  европейскими  государствами  результатов

ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к  Конституции  1994

г. [6. стр. 327-329]

    Важное  направление   внешней  политики  Беларуси  –  укрепление   пояса

добрососедства.

    Беларусь сегодня  немного озабочена  состоянием  политических  отношений

или уровнем политических отношений с Польшей. Географически  мы  находимся  в

одном регионе,  мы  соседи,  мы  открыты,  готовы  развивать  добрососедские

отношения,  укреплять  их.  Беларусь  понимает  значение,   которое   сейчас

отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы,  и

мы ни в коем случае не заинтересованы в том,  чтобы  Польша  превратилась  в

то, чем была Беларусь в  рамках СССР: той  стеной,  которую  переступить  или

пройти для нас будет  сложно. Предпосылки к такому развитию событий  имеются.

Основной задачей в  двухсторонних  отношениях  с  Польшей  будет  снятие  тех

острых вопросов,  которые  сегодня  препятствуют  нормализации  политических

отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.

    Будущее место  и роль Беларуси в системе  международного разделения труда

Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь