Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).
потенциала, соответствия национальной системы экспортного контроля мировым
стандартам.
Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества,
считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь на
позитивные достижения ушедшего века. [18]
На протяжении
своего более чем
Объединенных наций (ООН) Республика Беларусь твердо отстаивает цели и
принципы Организации, самым активным образом стремится содействовать
укреплению ООН в решении всего комплекса сложных проблем международной
жизни.
Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН (1974-1975 годы),
Экономического и Социального Совета ООН (1947-1949, 1981-1983, 1986-1988,
1992-2000 годы) и ряда его функциональных комиссий.
Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Наций
является участие официальных делегаций Республики Беларусь в работе
ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органов
Организации, специализированных учреждений ООН, а также в работе различных
международных форумов, проходящих под эгидой ООН. В 2000 году центральным
событием в деятельности ООН стало проведение Саммита Тысячелетия, в котором
приняла участие делегация Республики Беларусь во главе с Президентом А.Г.
Лукашенко.
Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и
других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с
ООН на основе специальных соглашений. В их числе: Организация Объединенных
Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная
организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО),
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и многие другие.
С 1993 года в
Минске действует Отделение
(ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси по линии
этой Программы и оказания необходимого консультационного и технического
содействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделение
Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с соответствующим финансированием для
осуществления программы по защите материнства и детства. ООН оказывает
поддержку национальным усилиям по урегулированию проблем беженцев и
вопросов миграции.
Конкретные результаты приносят последовательные и целенаправленные шаги
в таких областях как:
V всестороннее отражение
интересов Беларуси как
экономикой в торгово-экономической, научно-технической, природоохранной
и социально-гуманитарной областях программной деятельности ООН;
V привлечение ресурсов и опыта межправительственных организаций системы
ООН для полноценной интеграции стран с переходной экономикой в систему
мировых хозяйственных связей; расширение вклада системы ООН в укрепление
международного сотрудничества
в области ликвидации
Чернобыльской АЭС и закрепление долгосрочного подхода ООН к решению
постчернобыльских проблем;
V обеспечение поэтапного снижения взносов Беларуси в регулярный бюджет ООН
и на финансирование операций ООН по поддержанию мира.
Усилия Беларуси в рамках ООН сегодня нацелены на дальнейшее продвижение
инициатив, отражающих национальные приоритеты республики в области внешней
и внутренней политики, и их закрепление в итоговых документах и решениях
Генеральной Ассамблеи ООН; отстаивание отвечающих интересам Беларуси
предложений касательно реформирования и укрепления системы ООН; дальнейшее
развитие вклада Беларуси в процессы ядерного и обычного разоружения,
укрепления режимов нераспространения, создания новой архитектуры
международной коллективной безопасности на субрегиональном, региональном и
глобальном уровнях; формирование условий для закрепления в юридически
обязывающей форме существующего де-факто безъядерного статуса региона
Центральной и Восточной Европы; формирование открытой системы международной
торговли, ядром которой призвана стать Всемирная торговая организация. [18]
Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами
как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики
Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение
достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов
экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических
отношений с этими странами.
Неплохо развивается
наше сотрудничество со
африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней
политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово-
экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых
арабских государств в нашу экономику.
Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и
торгово-экономических
степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских
государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во
времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там
конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами
наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы.
«Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотел бы особо
выделить перспективы
белорусско-китайских
политическое влияние Китая на международной арене будут неуклонно
возрастать.
Также нам необходимо
динамично развивать
Турцией, арабским миром. [15]
Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской
Народной Республикой (КНР) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ).
Проводятся регулярные визиты руководителей государств и глав правительств,
развивается сотрудничество в международных организациях по таким актуальным
международным проблемам, как права человека, разоружение.
Отношения Республики Беларусь с государствами Африки характеризуются
меньшим динамизмом в сравнении с азиатским регионом.
Основные страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет, Ливия,
ЮАР.
На ближайшую перспективу основной нашей задачей в Латинской Америке
должна стать целенаправленная работа, ориентированная на дополнение торгово-
экономических связей со странами
региона расширением
на всех уровнях.
Большинство государств Латинской Америки оказалось в схожей с Беларусью
переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решает однотипные с
белорусским государством задачи в социально-экономической сфере. В основе
отношений Беларуси со странами латиноамериканского региона лежит система
общих ценностей, совпадающих долгосрочных задач развития. Характерно, что и
по целому ряду аспектов
международной жизни
или совпадают.
Важным этапом на пути развития контактов нашего государства со странами
латиноамериканского региона стал визит Президента Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко в Республику Куба 2-5 сентября 2000 года. Ряд взаимовыгодных
совместных проектов, катализатором реализации которых стала встреча лидеров
двух государств, свидетельствуют о том, что в белорусско-кубинских
отношениях возобладало прагматическое, конструктивное начало. В
стратегическом плане Куба рассматривается Беларусью не только как
долгосрочный партнер со значительным экспортным и импортным потенциалом, но
и как «ворота» в Латинскую Америку.
Отсутствие идеологической доминанты во внешней политике
латиноамериканских стран исключает искусственные перепады в отношениях с
ними, придает этим отношениям предсказуемость и стабильность. Ведущие
государства континента – Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили – могут стать
партнерами Беларуси, наиболее адекватными уровню технологического развития
страны. Отсутствие спорных проблем, взаимодополняемость экономик, взаимные
симпатии народов положительно влияют на развитие двусторонних связей с
латиноамериканскими странами. [18]
С 1998 года Беларусь является полноправным членом Движения
неприсоединения (ДН), активно развивая на этой основе взаимовыгодное
сотрудничество по целому ряду направлений деятельности ООН с государствами-
членами этого крупнейшего международного объединения государств. Республика
Беларусь приобрела статус полноправного члена ДН в 1998 году в ходе XIII
Саммита ДН в Дурбане (ЮАР).
Беларусь присоединилась к числу государств-членов Движения в период
активной адаптации данного форума к новым геополитическим реалиям,
сложившимся после распада СССР и прекращения периода «холодной войны».
Предоставление Республике Беларусь статуса полноправного члена стало
выражением признания государствами-членами ДН серьезной роли нашей страны в
обеспечении и поддержании международного мира и безопасности, решении
многочисленных вопросов политического характера, проблем экономического и
социального развития, природоохранного и гуманитарного сотрудничества,
развития и кодификации международного права, а также уважения нашего
миролюбивого курса, отвечающего фундаментальным принципам Движения:
уважения суверенитета и территориальной целостности государств,
невмешательства во внутренние дела, мирного сосуществования, международной
солидарности.
За непродолжительный период своего членства в ДН Республика Беларусь
адаптировалась и активно участвует в различных рабочих органах Движения:
ежегодных встречах министров иностранных дел, заседаниях Координационного
бюро Движения в Нью-Йорке и его рабочих группах по реформе Совета
Безопасности ООН, разоружению, правам человека, превентивной дипломатии и
миротворчеству, комитете по Палестине.
Ориентируясь на политическую составляющую Движения неприсоединения,
Беларусь ставит целью консолидацию государств-членов ДН вокруг таких
принципов современных международных отношений как: многополярность,
невмешательство во внутренние дела, разоружение, обеспечение прав человека.
[18]
Из послания
Президента А. Лукашенко
«Нужно полнее использовать наше членство в Движении неприсоединения для
углубления сотрудничества со странами Азии, Африки, Латинской Америки.»
[15]
В XXI веке предстоит большая работа, направленная на продолжение
строительства нового справедливого миропорядка, при котором все страны
имели бы равную степень безопасности и реальную возможность устойчивого
развития.
Одну из главных задач Беларусь видит в содействии укреплению роли и
авторитета ООН в международных делах, в том числе при урегулировании
сохраняющихся кризисных ситуаций в различных регионах планеты.
Особое внимание белорусскими дипломатами будет уделено согласованным
усилиям мирового сообщества, направленным на противодействие современным
угрозам и вызовам, таким как международный терроризм, организованная
преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия. [18]
Республика Беларусь имеет достаточный производственный и научный
потенциал и квалифицированные трудовые ресурсы, занимает выгодное
географическое положение. Вместе с тем, как показывает практика
хозяйствования, в настоящее время Беларусь не использует свои преимущества
в международном разделении труда. Республика Беларусь сохраняет устойчивый
рост отрицательного сальдо во внешней торговле. Развитие приоритетных
международных экономических отношений только с Россией привело к тому, что,
после августовского кризиса 1998 года, Республика Беларусь, сохраняя
Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь