Основные направления внешней политики республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат).

Вложенные файлы: 1 файл

полит 1.docx

— 84.45 Кб (Скачать файл)

потенциала, соответствия национальной системы экспортного  контроля  мировым

стандартам.

    Беларусь,  стремясь  быть  ответственным  членом  мирового  сообщества,

считает его главной задачей  покончить с угрозами человечеству,  опираясь  на

позитивные достижения ушедшего века. [18]

 

 

 

                                           8. Организация Объединенных Наций

 

 

    На протяжении  своего более  чем  полувекового  членства  в  Организации

Объединенных наций  (ООН)  Республика  Беларусь  твердо  отстаивает  цели  и

принципы  Организации,  самым  активным  образом   стремится   содействовать

укреплению ООН в  решении  всего  комплекса  сложных  проблем  международной

жизни.

    Беларусь избиралась  членом Совета Безопасности  ООН  (1974-1975  годы),

Экономического и Социального  Совета ООН  (1947-1949,  1981-1983,  1986-1988,

1992-2000 годы) и ряда его  функциональных комиссий.

    Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией  Объединенных  Наций

является  участие  официальных  делегаций  Республики  Беларусь   в   работе

ежегодных и специальных  сессий Генеральной Ассамблеи ООН  и  других  органов

Организации, специализированных учреждений ООН, а также в  работе  различных

международных форумов, проходящих под эгидой ООН. В  2000  году  центральным

событием в деятельности ООН стало проведение Саммита  Тысячелетия, в  котором

приняла участие делегация  Республики Беларусь во главе  с  Президентом  А.Г.

Лукашенко.

    Беларусь является  членом более 50 специализированных  учреждений  ООН  и

других межправительственных  организаций,  осуществляющих  взаимодействие  с

ООН на основе специальных  соглашений. В их числе:  Организация  Объединенных

Наций по вопросам образования,  науки  и  культуры  (ЮНЕСКО),  Международная

организация  труда  (МОТ),  Всемирная  организация  здравоохранения   (ВОЗ),

Организация  Объединенных   Наций   по   промышленному   развитию   (ЮНИДО),

Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ) и многие другие.

    С 1993 года в  Минске действует Отделение ООН/  Программы  развития  ООН

(ПРООН) для осуществления  проектов  технической  помощи  Беларуси  по  линии

этой Программы и  оказания  необходимого  консультационного  и  технического

содействия в области  рыночных преобразований.  В  Минске  открыто  отделение

Детского  фонда  ООН  (ЮНИСЕФ)   с   соответствующим   финансированием   для

осуществления программы  по  защите  материнства  и  детства.  ООН  оказывает

поддержку  национальным  усилиям  по  урегулированию  проблем   беженцев   и

вопросов миграции.

    Конкретные результаты  приносят последовательные и  целенаправленные шаги

в таких областях как:

V всестороннее отражение  интересов Беларуси как государства   с  переходной

   экономикой в торгово-экономической, научно-технической,  природоохранной

   и социально-гуманитарной  областях программной деятельности ООН;

V привлечение ресурсов  и опыта  межправительственных  организаций  системы

   ООН для полноценной  интеграции стран с переходной  экономикой  в  систему

   мировых хозяйственных  связей; расширение вклада системы  ООН в укрепление

   международного сотрудничества  в области ликвидации последствий  аварии на

   Чернобыльской АЭС  и закрепление  долгосрочного   подхода  ООН  к  решению

   постчернобыльских проблем;

V обеспечение поэтапного  снижения взносов Беларуси в  регулярный бюджет ООН

   и на финансирование  операций ООН по поддержанию  мира.

    Усилия Беларуси  в рамках ООН сегодня нацелены  на дальнейшее продвижение

инициатив, отражающих национальные приоритеты республики в  области  внешней

и внутренней политики, и  их закрепление в  итоговых  документах  и  решениях

Генеральной  Ассамблеи  ООН;  отстаивание  отвечающих   интересам   Беларуси

предложений касательно реформирования и укрепления системы  ООН;  дальнейшее

развитие  вклада  Беларуси  в  процессы  ядерного  и  обычного  разоружения,

укрепления   режимов   нераспространения,   создания    новой    архитектуры

международной коллективной безопасности на субрегиональном,  региональном  и

глобальном  уровнях;  формирование  условий для закрепления в юридически

обязывающей  форме  существующего  де-факто  безъядерного  статуса   региона

Центральной и Восточной  Европы; формирование открытой системы  международной

торговли, ядром которой  призвана стать Всемирная торговая организация. [18]

 

 

 

                                   9. Страны Азии, Африки, Латинской  Америки

 

 

    Развитие дружественных  отношений с  такими  влиятельными  государствами

как Китай, Индия,  Вьетнам,  Иран  –  важное  направление  внешней  политики

Беларуси  в  Азии.  Нашей   стратегической   задачей   является   приведение

достаточно   скромных,   к   сожалению,   в   настоящее   время    масштабов

экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем  политических

отношений с этими странами.

    Неплохо развивается  наше сотрудничество со странами  Ближнего Востока, с

африканскими странами,  особенно  Северной  Африки.  Главной  целью  внешней

политики  Беларуси  в  этом  регионе  мира  остается  наращивание   торгово-

экономических связей, и  в  первую  очередь  привлечение  инвестиций  богатых

арабских государств в  нашу экономику.

    Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие  политических  и

торгово-экономических отношений  со странами Азии и  Африки.  В  значительной

степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских

государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной  еще  во

времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними,  сохраняющейся  там

конкурентоспособностью  белорусской   продукции,   а   также   перспективами

наращивания экспорта белорусской  продукции в данные регионы.

    «Говоря о развитии  наших отношений со странами  Азии,  хотел  бы  особо

выделить перспективы  белорусско-китайских отношений.  Экономическая  мощь  и

политическое  влияние  Китая  на   международной   арене   будут   неуклонно

возрастать.

    Также нам необходимо  динамично  развивать  взаимовыгодные  отношения  с

Турцией, арабским миром. [15]

    Наиболее высокий  уровень политических отношений достигнут с Китайской

Народной Республикой (КНР) и  Социалистической  Республикой  Вьетнам  (СРВ).

Проводятся регулярные визиты руководителей государств и  глав  правительств,

развивается сотрудничество в международных организациях по таким  актуальным

международным проблемам, как  права человека, разоружение.

    Отношения Республики  Беларусь с  государствами   Африки  характеризуются

меньшим динамизмом в сравнении  с азиатским регионом.

Основные страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет,  Ливия,

ЮАР.

    На ближайшую  перспективу основной нашей   задачей  в  Латинской   Америке

должна стать целенаправленная работа, ориентированная на дополнение торгово-

экономических связей со странами региона расширением политических  контактов

на всех уровнях.

    Большинство государств  Латинской Америки оказалось  в схожей с Беларусью

переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе  решает  однотипные  с

белорусским государством задачи в социально-экономической  сфере.  В  основе

отношений Беларуси со странами  латиноамериканского  региона  лежит  система

общих ценностей, совпадающих  долгосрочных задач развития. Характерно, что  и

по целому ряду аспектов международной жизни соответствующие  позиции  близки

или совпадают.

    Важным этапом  на пути развития контактов  нашего государства со странами

латиноамериканского  региона  стал  визит  Президента  Республики   Беларусь

А.Г.Лукашенко в Республику Куба 2-5 сентября 2000 года.  Ряд  взаимовыгодных

совместных проектов, катализатором  реализации которых стала встреча  лидеров

двух  государств,  свидетельствуют  о  том,   что   в   белорусско-кубинских

отношениях   возобладало   прагматическое,    конструктивное    начало.    В

стратегическом  плане  Куба  рассматривается   Беларусью   не   только   как

долгосрочный партнер  со значительным экспортным и импортным  потенциалом,  но

и как «ворота» в Латинскую  Америку.

    Отсутствие    идеологической    доминанты    во    внешней     политике

латиноамериканских стран  исключает искусственные  перепады  в  отношениях  с

ними,  придает  этим  отношениям  предсказуемость  и  стабильность.  Ведущие

государства континента –  Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили  –  могут  стать

партнерами Беларуси, наиболее адекватными уровню  технологического  развития

страны. Отсутствие спорных  проблем, взаимодополняемость  экономик,  взаимные

симпатии народов положительно  влияют  на  развитие  двусторонних  связей  с

латиноамериканскими странами. [18]

 

 

 

                                                10. Движение Неприсоединения

 

 

    С  1998   года   Беларусь   является   полноправным   членом   Движения

неприсоединения  (ДН),  активно  развивая  на  этой  основе   взаимовыгодное

сотрудничество по целому ряду направлений деятельности ООН  с  государствами-

членами этого крупнейшего  международного объединения государств.  Республика

Беларусь приобрела статус полноправного члена ДН в 1998  году  в  ходе  XIII

Саммита ДН в Дурбане (ЮАР).

    Беларусь присоединилась  к числу  государств-членов  Движения  в  период

активной  адаптации  данного  форума  к   новым   геополитическим   реалиям,

сложившимся после распада  СССР  и  прекращения  периода  «холодной  войны».

Предоставление  Республике  Беларусь  статуса  полноправного   члена   стало

выражением признания  государствами-членами ДН серьезной  роли нашей страны  в

обеспечении  и поддержании международного  мира  и безопасности,  решении

многочисленных вопросов политического характера,  проблем  экономического  и

социального  развития,  природоохранного  и  гуманитарного   сотрудничества,

развития  и  кодификации  международного  права,  а  также  уважения  нашего

миролюбивого  курса,   отвечающего   фундаментальным   принципам   Движения:

уважения   суверенитета   и    территориальной    целостности    государств,

невмешательства во внутренние дела, мирного  сосуществования,  международной

солидарности.

    За непродолжительный  период своего членства в   ДН  Республика  Беларусь

адаптировалась и активно  участвует в  различных  рабочих  органах  Движения:

ежегодных встречах министров  иностранных  дел,  заседаниях  Координационного

бюро  Движения  в  Нью-Йорке  и  его  рабочих  группах  по  реформе   Совета

Безопасности ООН, разоружению, правам человека,  превентивной  дипломатии  и

миротворчеству, комитете по Палестине.

    Ориентируясь  на  политическую  составляющую  Движения  неприсоединения,

Беларусь  ставит  целью  консолидацию  государств-членов  ДН  вокруг   таких

принципов  современных   международных   отношений   как:   многополярность,

невмешательство во внутренние дела, разоружение, обеспечение прав  человека.

[18]

    Из послания  Президента А. Лукашенко белорусскому  народу  и  Парламенту:

«Нужно полнее использовать наше членство   в  Движении  неприсоединения  для

углубления сотрудничества со  странами  Азии,  Африки,  Латинской  Америки.»

[15]

 

 

 

                                                                  Заключение

 

 

    В XXI  веке  предстоит  большая  работа,  направленная  на  продолжение

строительства нового  справедливого  миропорядка,  при  котором  все  страны

имели бы равную степень  безопасности  и  реальную  возможность  устойчивого

развития.

    Одну из главных  задач Беларусь видит в   содействии  укреплению  роли  и

авторитета ООН  в  международных  делах,  в  том  числе  при  урегулировании

сохраняющихся кризисных  ситуаций в различных регионах планеты.

Особое  внимание  белорусскими  дипломатами  будет   уделено   согласованным

усилиям мирового сообщества,  направленным  на  противодействие  современным

угрозам  и  вызовам,  таким  как  международный  терроризм,   организованная

преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия. [18]

    Республика  Беларусь  имеет  достаточный  производственный  и   научный

потенциал  и   квалифицированные   трудовые   ресурсы,   занимает   выгодное

географическое  положение.   Вместе   с   тем,   как   показывает   практика

хозяйствования, в настоящее  время Беларусь не использует  свои  преимущества

в международном разделении труда. Республика Беларусь  сохраняет  устойчивый

рост  отрицательного  сальдо  во  внешней  торговле.  Развитие  приоритетных

международных экономических  отношений только с Россией привело  к тому,  что,

после  августовского  кризиса  1998  года,  Республика  Беларусь,   сохраняя

Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь