Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б., 2005.-
С. 379-380.
66 Там же. С. 359.
Политические партии Кыргызстана
75
рательных округах Иссыккульской области – 756738.
В ходе ведения предвыборной агитации в Центральную избирательную ко-
миссию Кыргызской Республики поступило 252 жалобы, которые рассматри-
вались Рабочей группой по контролю за ведением предвыборной агитации Цен-
тральной избирательной комиссии, а также направлялись для принятия мер в
окружные избирательные комиссии, органы прокуратуры на местах и в Гене-
ральную прокуратуру.
Заявления касались разъяснений о порядке проведения предвыборной аги-
тации, нарушений статей 31-36 Кодекса «О выборах в Кыргызской Республи-
ке», сроков проведения агитации, нарушений агитации через средства массо-
вой информации, распространения агитационных печатных материалов. Рабо-
чая группа рассмотрела 162 заявления, том числе - 18 жалоб, которые касались
нарушения сроков проведения предвыборной агитации, т.к. отдельные канди-
даты преждевременно начали предвыборную агитацию до 2 февраля 2005 года,
а также перед проведением повторного голосования, после 27 февраля 2005 го-
да6839.
Ряд жалоб был связан с нарушением пункта 2 статьи 35 Кодекса «О выборах
в Кыргызской Республике», когда распространялись агитационные печатные
материалы с неполными выходными данными. В связи с этим Рабочая группа
по контролю за ведением предвыборной агитации Центральной избирательной
комиссии направила ряд предупреждений кандидатам, баллотировавшимся по
избирательным округам №№ 24, 45, 74 и другим6940.
Рабочей группой рассматривались жалобы, связанные с подкупом избира-
телей, с нарушением избирательного законодательства должностными лица-
ми, фактами давления на студентов и другие категории избирателей. К приме-
ру, неоднократно поступали жалобы от уполномоченных представителей кан-
дидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Каракольско-
му избирательному округу на одного из кандидатов о нарушениях предвыбор-
ной агитации, использования административного ресурса и др. По жалобам в
округ выезжала комиссия в составе членов Центральной избирательной комис-
сии Кыргызской Республики, представителей Генеральной прокуратуры Кыр-
гызской Республики. Заявления были рассмотрены на заседании окружной
избирательной комиссии с участием кандидатов этого округа. Виновный кан-
дидат был предупрежден о недопущении нарушения правил ведения предвы-
борной агитации, решение окружной избирательной комиссии было передано
в местные средства массовой информации.
Были жалобы на телеканал «КООРТ», который рекламировал только кан-
дидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от партии «Алга,
67 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б., 2005.-
С. 360.
68 Там же. С. 360-361.
69 Там же. С. 361.
Политические партии Кыргызстана
76
Кыргызстан». Рабочая группа предупредила руководство телеканала «КООРТ»
о не допущении нарушения предвыборной агитации7041.
Члены Рабочей группы выезжали с целью разрешения избирательных кон-
фликтов в Иссыккульскую, Чуйскую, Ошскую области, неоднократно выступали
по радио и телевидению с разъяснениями правил ведения предвыборной агита-
ции, норм Кодекса «О выборах в Кыргызской Республике», осуществляли монито-
ринг средств массовой информации, освещающих ход избирательной компании7142.
С целью обеспечения гласности и прозрачности выборов депутатов Жогор-
ку Кенеша Кыргызской Республики, разъяснения избирательного законодатель-
ства, Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики накану-
не выборной кампании провела ряд мероприятий, которые привлекали внима-
ние общества к выборам. В декабре 2004 года совместно с Центром ОБСЕ в
Бишкеке были проведены «круглые столы» с представителями политических
партий на тему «Предупреждение конфликтных ситуаций на выборах-2005» и
с журналистами - «Деятельность СМИ в период предвыборной агитации», в
ходе которых была выработана стратегия участия и механизмы конструктив-
ного взаимодействия избирательных органов и институтов гражданского обще-
ства по обеспечению честных, справедливых выборов.
2 февраля 2005 года состоялась
республиканская конференция «
стан накануне парламентских выборов 2005 года», на которой было продолже-
но подписание документов, принятых участниками предыдущей республи-
канской конференции - «Соглашения между политическими партиями, изби-
рательными блоками о правилах ведения агитации в ходе выборов 2004-2005
гг.», которое подписали 17 политических партий: «Адилет», «Ар-Намыс»,
«Элмурас», «Новая сила», «Моя страна», ДДК, «Партия новый Кыргызстан»
(ПНК), «Согласие», «Республиканская народная партия Кыргызстана», «Кыр-
гызстан келечеги», «Ата-Мекен», экологическая партия зеленых «Арча», «Пар-
тия экономического возрождения»,
«Партия коммунистов
родная партия», «Партия местных сообществ и крестьян (фермеров) Кыргыз-
стана». Журналисты и коллективы редакций средств массовой информации
Кыргызской Республики, участвовавшие в освещении выборных кампаний
2004-2005 гг., подписали Меморандума «За честные выборы»7243.
В день голосования на избирательных участках присутствовало 695 меж-
дународных наблюдателей. Самые большие делегации насчитывали миссии
Содружества Независимых Государств – 218 наблюдателей и БДИПЧ/ ОБСЕ
– 194 наблюдателя. За выборами впервые в Кыргызской Республике наблюда-
ли представители Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также
свыше 20 международных организаций, посольств Израиля, Испании, Китая,
70 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б., 2005.-
С. 362.
71 Там же.
72 Там же. С. 365.
Политические партии Кыргызстана
77
Польши, США, Турции, Финляндии, Японии, избирательные комиссии России,
Казахстана, Беларуси и т.д7344.
В освещении парламентских выборов в Кыргызской Республике приняли
участие 75 журналистов, представляющих 40 средств массовой информа-
ции Бельгии, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Иранской Республи-
ки, Казахстана, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, России, США,
Турции, Узбекистана, Швейцарии, Японии7445.
В день голосования на некоторых избирательных участках находилось до 50
наблюдателей, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов, а
также наблюдателей от международных и общественных организаций. В це-
лом по республике в день голосования на избирательных участках наблюдение
за выборами осуществляли свыше 9 тысяч местных наблюдателей, в том числе
1954 наблюдателей от политических партий7546.
В таблице № 12 представлено участие политических партий в наблюдении
за выборами 27 февраля и 13 марта 2005 года в разрезе регионов и округов,
на избирательных участках которых присутствовали наблюдатели от политиче-
ских партий, и их количество.
Таблица № 12
№ Политические
партии
Регионы и округа, на избир.
уч. в кот-х присутствовали
наблюдатели от п/п
Количество наблюдателей
1 «Ар-Намыс» г. Бишкек
№№ 1-3, 5-10
150
2 Социал-
демократическая
партия Кыргыз-
стана
Чуйская 31
3 «Адилет» г. Бишкек 45
Баткенская 57
Джалалабадская 143
Нарынская 13
Ошская 120
г. Ош 27
Таласская 16
Чуйская 152
Иссыккульская 41
Итого 614
4 Коммунистическая
партия Кыргыз-
стана
г. Бишкек – №№ 1-11 25
5 Партия «Согласие» г. Бишкек - №№ 6,8 80
73 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б., 2005.- С. 362.
74 Там же. С. 367.
75 Там же.
Политические партии Кыргызстана
78
6 Политическая пар-
тия «Демократи-
ческое движение
Кыргызстана»
г. Бишкек- №№1, 3, 4-8,10 151
Баткен-я - №№ 13-1 55
Джалалабадская- №№ 19- 20,
22 – 31
200
Нарынская- № 34 8
Ошская - №№ 36- 38, 41, 42, 44,
46, 47, 49, 50- 53
151
Таласская- №№ 54- 56 32
Чуйская - №№ 57-59, 61- 64,
66, 68
100
Иссыккульская - №№ 69, 71-
73, 75
Итого: 746
7 Партия коммуни-
стов Кыргызстана
г. Бишкек- № 5 30
8 «Моя страна» г. Бишкек-№№ 4, 5 50
Нарынская -№№ 34- 35 98
Таласская -№ 56 100
Чуйская - № 64 30
Итого: 278
ВСЕГО: 1954
Процесс голосования, по мнению международных наблюдателей, на боль-
шинстве избирательных участков проходил в соответствии с законодатель-
ством. Использование маркировки пальцев специальными чернилами, прозрач-
ных ящиков для голосования, присутствие наблюдателей на всех избиратель-
ных участках, получение представителями кандидатов копий заверенных про-
токолов на избирательных участках, - эти и другие меры обеспечили доверие к
избирательному процессу.
Вместе с тем наблюдатели
ных избирательных участках неточности списков избирателей, присутствие по-
сторонних лиц, факты «семейного» голосования. Наблюдатели также отмети-
ли, что в ходе выборной
кампании на различных уровнях
нистративный ресурс, что
подкуп голосов избирателей
общественное доверие к выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Ре-
спублики, а процесс рассмотрения жалоб отдельными избирательными комис-
сиями и судебными органами ознаменовался принятием ряда противоречивых
решений.
В Центральную избирательную комиссию поступило 425 жалоб и заяв-
лений, которые рассматривались на заседаниях коллегиального органа, а так-
же Рабочей группой по контролю за ведением предвыборной агитации, Кон-
трольно- ревизионной группой, общественными приемными, по многим жало-
бам для проверки на места выезжали члены Центральной избирательной ко-
Политические партии Кыргызстана
79
миссии7647. Ряд жалоб, требующих специальной проверки, был направлен для
проверки в Генеральную прокуратуру и органы прокуратуры Джалалабадской,
Иссыккульской, Чуйской, Ошской областей; в судебные органы и т.д7748.
22 марта Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики
приняла постановление № 58 о регистрации 69 депутатов Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики, избранных 27 февраля и 13 марта 2005 года7849.
Но избиратели Кыргызстана, которые были свидетелями многочисленных
фактов подкупа избирателей, использования отдельными кандидатами в ходе
предвыборной борьбы «черных» технологий, широкого применения админи-
стративного ресурса, давления на избирателей и избирательные комиссии,
встали на защиту своих прав. 24 марта 2005 года произошел взрыв народно-
го негодования – революция.
После революции постановление
Центральной избирательной
регистрации 69 депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики было от-
менено Верховным судом Кыргызской Республики по вновь открывшимся об-
стоятельствам. В эти же дни Председатель Центральной избирательной комис-
сии С.Иманбаев подал заявление о невозможности исполнения обязанностей.
25 марта 2005 года Центральная
избирательная комиссия
нение обязанностей Председателя
на члена Центральной
сии Абдраимова Т.Д. 26 марта 2005 г. было принято новое постановление Цен-
тральной избирательной комиссии № 59 о регистрации депутатов Жогорку Ке-
неша Кыргызской Республики. 12 апреля 2005 г. исполняющий обязанности
Президента Кыргызской Республики, с согласия Жогорку Кенеша Кыргыз-
ской Республики, своим Указом УП № 94 назначил Абдраимова Т.Д. Предсе-
дателем Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики7950.
В течение марта-октября 2005 года в спорных избирательных округах
прошли повторное голосование и повторные выборы, были установлены их
результаты, после чего был сформирован полный состав Жогорку Кенеша Кыр-
гызской Республики.
По шести избирательным округам: Базаркоргон-Сузакскому № 27, Кочкор-
скому № 34, Куршабскому № 39, Карасуускому № 41, Алайскому № 44, Тон-
скому № 75, - в которых шли избирательные споры, рассматривались судеб-
ные иски и результаты выборов были установлены позднее, депутаты были из-
браны в течение мая – сентября 2005 года8051.
После установления и официального
опубликования результатов
избирательных округах: Курулушском № 11, Куршабском № 39, Карасууйском
№ 41, Бакайатинском № 55, где на избирательных участках были установле-
76 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б., 2005.- С. 286.
77 Там же.
78 Там же.
79 Указ Президента Кыргызской Республики № 94 от 12 апреля 2005 г.
80 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б., 2005. - С. 287.
Политические партии Кыргызстана
80
ны нарушения, повлиявшие на волеизъявление избирателей, было назначено
переголосование, которое в избирательных округах №№ 11 и 39 состоялось
31 июля 2005 года. В избирательных округах №№ 41 и 55, в соответствии со
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика