Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
при выполнении совместной работы;
- незамедлительно информировать руководство партийной организации о
возникающих препятствиях при выполнении партийных обязанностей.
Прекращение членства в партии возможно в следующих случаях:
- по собственному желанию члена партии;
- при нарушении Устава партии членами партии;
- в связи с нанесением политического, морального или материального ущер-
ба партии своим поведением или действием.
Также устав другой партии определяет, что «лица, переставшие следовать
Уставу партии, разделять программу партии, имеют право добровольно выйти из
партии, письменно уведомив об этом организацию по месту регистрации».
Помимо этого, в уставах некоторых партий определено то, что «члены пар-
тии могут быть привлечены к партийной ответственности или исключены из ее
рядов по решению первичной организации, политсовета за действия, нанося-
щие вред или дискредитирующие деятельность партии. Решение об исключе-
нии может быть обжаловано в вышестоящем органе партии».
В большинстве случаев, согласно уставам партий, вопросы исключения из
партии решаются общим
собранием первичной
органом первичной организации.
Формы нефиксированного членства в партии оговариваются в следующей
формулировке: «Любой гражданин или объединение граждан, организационно
не связанные с партией,
сочувствующие идеям и
щие участие в мероприятиях партии, могут быть сторонниками партии. Сторон-
ники партии подлежат регистрации в первичных организациях партии».
Сторонники партии могут:
- участвовать в деятельности
партии с правом
тийных органах, где они зарегистрированы;
- участвовать в деятельности
общественных организаций и
тельность и принципы которых не противоречат основным положениям Устава
партии и программы партии;
Политические партии Кыргызстана
47
- получать юридическую
и иную помощь в случае
- прекратить сотрудничество с партией, уведомив об этом партийную орга-
низацию, в которой они состоят на учете.
Согласно уставам партий, связь партии с ее сторонниками может осущест-
вляться на неформальной или договорной основе.
Практика развитых стран показывает, что сильные партии и устойчивая пар-
тийная система повышают демократическую управляемость и легитимность го-
сударства. Необходимо отметить также то, что в центральноазиатском регионе
Кыргызстан впервые применил модель, в соответствии с которой ответствен-
ность за внутреннюю и внешнюю политику теперь ложится также на парламент
страны, т.е. на те политические партии, которые победили на выборах и через
институт парламента сформировали правительство. Несомненно, партии всегда
должны побуждать к движению вперед, определять и разграничивать интересы
той или иной социальной группы, которую они представляют. Кроме этого, пар-
тии обязаны четко видеть формы и методы движения к осуществлению этих ин-
тересов, так как в противном случае их деятельность окажется чисто деклара-
тивной и не принесет должных результатов.
В этом случае политическим партиям необходимо постоянное обновление.
Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых
профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют тре-
бования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в поли-
тике и принимать
тий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в ко-
нечном итоге расширять свою социальную базу.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 годы)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
После обретения суверенитета и выбора курса демократических свобод на по-
литическую арену вышло большое количество политических партий. В ноябре
1991 года Министерством юстиции было зарегистрировано 65 партий и движений.
Значительная часть из них распалась. Так на 1 июля 1995 года было зарегистри-
ровано только 12 политических партий и 6 общественно-политических движений.
В 1995 г. по мажоритарной системе, по одномандатным округам был избран
первый созыв Жогорку Кенеша как двухпалатного парламента, в котором были
Законодательное собрание (45 депутатов) и Собрание народных представителей
(35, затем 60 депутатов).
Политические партии Кыргызстана
48
Следует отметить, что в указанный период основным типом партий, возник-
ших в то время в Кыргызстане, были немногочисленные объединения, группи-
ровавшиеся вокруг отдельных политических лидеров.
Как отмечает В. Богатырев, предпринятая в 1998 году попытка стимулиро-
вать развитие партий за счет введения порядка формирования части Жогорку
Кенеша по партийным спискам дала определенный, прежде всего, количествен-
ный эффект. Было создано наибольшее количество партий, в том числе такие
относительно крупные партии, как «Адилет», «Ар-Намыс» и «Моя страна», со-
ответственно - центристской и правой ориентации. Эти партии составили кон-
куренцию левому коммунистическому блоку. При этом во втором созыве (2000-
2005 гг.) формирование Законодательного
собрания осуществлялось на
ти выборами по одномандатным округам, а на треть - выборами по партийным
спискам. Своих кандидатов выдвинули 15 политических партий, прошедших
соответствующую регистрацию.
В соответствии с Кодексом о выборах в Кыргызской Республике от 1999
года, впервые в истории Кыргызстана политические партии и избирательные
блоки получили возможность выдвигать свои кандидатуры в представи тельные
органы государственной власти. Такое событие можно считать одним из пово-
ротных событий в политической жизни республики.
К моменту проведения парламентских выборов в феврале 2000 года в ре-
спублике существовало 28 политических партий. Однако мно гие политиче-
ские партии, не выдержавшие нормы Кодекса о выборах, в частности, не имев-
шие годичного срока регис трации в Министерстве юстиции Кыргызской Ре-
спублики, не смогли уча ствовать
в выборах депутатов
ния Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по единому республиканскому
избиратель ному округу.
Для выборов депутатов Законодательного собрания по единому рес-
публиканскому избирательному округу своих кандидатов выдвинули 15 поли-
тических партий, зарегистрированных Министерством юстиции Кыр гызской
Республики за год до назначения выборов и уставы которых предусматривали
участие в выборах в органы государственной власти356.
Пять политических партий сформировали 2 избирательных блока: блок
«Союз демократических сил», в который вошли «Партия Единства Кыр-
гызстана», «Социал-демократическая партия», «Партия экономического воз-
рождения»; и блок «Манас», объединивший «Республиканскую народную пар-
тию» и партию «Защиты интересов работников промышленности, сель ского хо-
зяйства и малообеспеченных семей Кыргызской Республики»367. Ниже в таблице
№ 1 представлены политические партии, прошедшие регистрацию в Централь-
ной избирательной комиссии Кыргызстана.
35 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты.- Б. 2000.
- С. 276.
36 Там же.
Политические партии Кыргызстана
49
Таблица № 1
№
П.П. Наименование партии заФн.иИ.мОа.е
рмуакя одвоолджитнеолсят,ь Два
тМа
1
Прогрессивно-
демократическая партия
"Эркин Кыргызстан"
Турсунбай Бакир уулу - председатель полит-
совета партии
04.12.91.
21.02.97.-дата пере-
регистрации
2 Пваорзтриояж днеанциияо
н"аАлсьанбоаг"о Базарбаев
Ч. - прпедасретдиаитель
3 ПартКиыя ркгоымзсмтуанниастов Масалиев A.M. - председатель исполкома 17.09.92.
4 Соцтииаял "иАсттаи-
5 Респубнлаияк апнасрктаияя народ- Тентиев Ж.Т. - председатель партии 16.12.92.
6
Партия "Демократиче-
ское движение Кыргыз-
стана"
Жекшеев Ж. - председатель партии 16.07.93.
7 КырАгыгрзасрконйа яР пеасрптуибял ики Алиев Э. - председатель партии 26.11.93.
8 ПаКрытиряг ыЕздситнаснтава испАоллынмиткеулльонв оКг.о -к пормеидтсеетда аптеалрть ии 08.06.94.
9 Дежменокщриант иКчыесркгаыяз сптаарнтаия Шайлиева Т.А. - председатель партии 14.10.94.
10
Политическая партия
ветеранов войны
в Афганистане и
участников других
локальных боевых
конфликтов
Таштанбеков А.Д. - председатель
политического совета
14.10.94.
13.09.99.-дата
перерегистрации
11 паАргтриаяр нКоы-
12 Сопцаиратли-яд
13
Партия защиты
интересов работников
промышленности,
сельского хозяйства
и малообеспеченных
семей Кыргызской
Республики
Айтикеев А. - председатель партии 09.10.96.
14
Партия экономического
возрождения
Кыргызской Республики
Хон Б. П. - председатель партии
12.12.97.
16.12.98.-дата
перерегистрации
15 Партия сдтерйаснтав"ия "Моя Исманкулов А.О. - председатель партии 19.11.98.
Однако в ходе подготовки и проведения выборов 2000 года некоторые пар-
тии были сняты с регистрации. Так решениями Первомайского районного суда
и Верховного суда Кыргызской Республики партия «Демок ратическое движе-
Политические партии Кыргызстана
50
ние Кыргызстана» (лидер Ж. Жекшеев) была снята с избирательного марафо-
на за нарушение норм избирательного законодатель ства при выдвижении кан-
дидатов в депутаты. Таким образом, в бюллетени для голосования было внесе-
но 9 полити ческих партий и 2 избирательных блока. В партийные списки было
вклю чено 134 кандидата в депутаты.
В соответствии со статьей 24 Кодекса о выборах от 1999 года, право вы-
двинуть кандидата в депутаты по одномандатным избирательным округам
принад лежало избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства соот-
ветствующего избирательного
округа, гражданам путем
литическим партиям, избирательным блокам378. Порядок и сроки выдвижения
кандидатов в депутаты по одномандат ным избирательным округам были уста-
новлены статьей 72 Кодекса о выборах, которая гласила, что выдвижение кан-
дидатов в депутаты начинается со дня официального опубликования списка из-
бирательных округов389.
В ходе предвыборной кампании по одномандатным избирательным округам
на 105 депутатских мандатов был выдвинут 601 кандидат в депу таты. Из них
326 - в Законодательное собрание, 275 - в Собрание народ ных представителей
Жогорку Кенеша. 547 кандидатов были выдвинуты собраниями избирателей.
От политических же партий:
«Партии коммунистов
«Моя страна», «Народного единства и согласия», «Социал-демократической»,
«Аграрной», «Прогрессивно-демократической»
ми было выдвинуто 54 кандидата. В целом, как показывает анализ количествен-
ных показателей выдвинутых кандидатов, альтернативность выборов была до-
вольно высокой. Так в 9 округах на каждый мандат депутата Законодательно-
го собрания претендовало 7-10 кандидатов, в 25 округах - 4-6 кандидатов, в 9
округах - 2-3 кандидата, в 21 округе - по 1 кандидату. На мандат депутата Собра-
ния народных представителей в 7 округах претендовало по 7-9 кандидатов, в 19
округах - 4-6, в 18 округах - 2-3 канди дата, в 1 округе - 1 кандидат3910.
Также согласно Кодексу о выборах 1999 года пунктом 1 статьи 72 было
предусмотрено выдвижение списков кандидатов в депутаты Законодательного
собра ния. Согласно Кодексу о выборах, выдвижение списков кандидатов начи-
нается со дня назначения выборов.
На основании пункта 3 статьи 27 Кодекса о выборах, 23 ноября 1999 года
Министерство юстиции
представило в Центральную
список 15 политических партий, имеющих право участвовать в выборах депута-
тов Законодательного собрания Жогорку Кенеша по еди ному республиканскому
избирательному округу. В список политических партий, участвующих в выбо-
рах депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша, не вошли 4 партии,
37 Кодекс «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 апреля 1999 г., статья 24.
38 Там же, статья 72.
39 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. - Б. 2000.
- С. 278.
Политические партии Кыргызстана
51
уставы которых не предусматривали участия в выборах. Это были партии - Ду-
ховного возрождения «Манас эл», «Эмгекчил эл партиясы», «Эл (бей бечара-
лар) партиясы», «Партия горожан Бишкека».
На своих съездах политические партии и избирательные блоки выд винули
списки кандидатов. «Партия коммунистов Кыргызстана» выдвинула 16 чело-
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика