Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:59, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. В рамках предвыборной борьбы осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров.
Именно партии занимают важное место среди субъектов выборов. И это не случайно, поскольку главная цель деятельности партии - овладение политической властью или участие в ее осуществлении. Специалисты по исследованию этого политического института, так или иначе, в своих трактовках политической партии указывают на эту ее сущностную черту.
Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения.
Важная функция института выборов - представительство общественных интересов. Именно политические партии играют основную роль в ее реализации в рамках политической системы, являясь институтом, связывающим гражданское общество и государство. Они выявляют, формулируют и выражают интересы различных социальных групп, а также согласовывают эти разнородные интересы.
Правда, здесь есть своя специфика. Артикуляция и агрегирование интересов не являются для политических партий основной целью их деятельности. Они лишь необходимое условие для достижения главной цели - участия в осуществлении политической власти на уровне принятия государственных решений. С другой стороны, стремление к этой главной цели вынуждает победившие на выборах партии учитывать в той или иной мере интересы различных социальных групп, как для поддержания легитимности своей власти, так и для ее сохранения на будущих выборах.
Для обозначения сторонников политической партии, которые голосуют на выборах за выдвинутых ею кандидатов, используется термин «электорат». Таким образом, это понятие имеет еще одно значение, кроме указанного выше.
Итак, в большинстве современных государств политическим партиям отводится одна из главных ролей в функционировании государственной власти. Это проявляется, во-первых, через закрепление статуса партий в конституциях и специальных законах о партиях, во-вторых, через скрупулезное регулирование их участия на каждом этапе избирательной кампании. Статус политических партий в избирательной системе предполагает наличие у них широкого спектра прав:
• права выдвигать кандидатов;
• права финансировать избирательную кампанию;
• права на финансовую поддержку со стороны государства;
• права осуществлять предвыборную агитацию;
• права контролировать ход выборов.
Кроме того, деятельность политических партий в качестве субъектов выборов сопряжена с определенными ограничениями. Законом могут быть предусмотрены:
• минимальное число членов;
• сроки и порядок регистрации;
• объем и источники финансирования избирательной кампании;
• условия использования СМИ в целях агитации;
• получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;
• сам факт периодического участия в выборах6.
В России особый статус политических партий был юридически закреплен сравнительно недавно - в 2001 году, когда был принят Федеральный закон «О политических партиях». В то же время с начала 1990-х годов возникло множество разнообразных общественных организаций и движений, в том числе политического характера. На выборах в Государственную думу 1993 года политические организации получили право выдвигать списки кандидатов. В условиях неопределенности правового статуса политических партий в отечественной электоральной практике сложилась совершенно специфическая ситуация, следствием которой стало появление термина «избирательное объединение. До принятия Закона «О политических партиях» в качестве избирательного объединения могли выступать: политическая партия, иная политическая организация или политическое движение (в соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав...»7. После принятия Закона «О политических партиях» и в соответствии с новыми редакциями законов «Об основных гарантиях избирательных прав...», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г., «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г., политическая партия признается единственным видом избирательного объединения, которое обладает правом участвовать в выборах8. Статус политических партий может быть только общероссийским, т.е. существование региональных партий не допускается.
Важнейшая привилегия политической партии как ключевого субъекта выборов сопряжена с рядом обязательных условий, которым она должна отвечать, чтобы считаться партией:
• обязательность участия в выборах
(если политическая партия в течение пяти
лет подряд не принимает участия в выборах,
она подлежит ликвидации);
• наличие
региональных отделений более чем в половине
субъектов Федерации (т.е. не менее чем
в 45) с численностью не менее 500 членов
регионального отделения;
• численность остальных отделений - не менее 250 членов;
• общая численность членов партии - не менее 50 тыс. Статусом избирательного объединения обладают также и иные общественные объединения (общественные организации или общественные движения), устав которых предполагает участие в выборах. Но участвовать они могут только в муниципальных выборах9.
Разновидностью избирательного объединения является избирательный блок.
Избирательный блок - это форма политической коалиции, состоящей из двух или более политических партий и созданной в целях выдвижения общего списка кандидатов (общего кандидата). В российском законодательстве избирательным блоком признается союз двух или трех избирательных объединений.
Начиная с выборов депутатов в Государственную думу 1993 года, ни одна парламентская избирательная кампания в России (вплоть до выборов 2003 года) не обходилась без создания избирательных блоков.10 Участие одних сопровождалось сенсацией, как, например, избирательного блока «Родина» в выборах 2003 года. Были и такие избирательные блоки, о существовании которых мало кто знает. Примером может служить созданный к парламентским выборам 1995 года предвыборный блок, включающий руководителей Партии защиты детей (Мира, Добра и Счастья), Партии «Русские женщины», Партии православных (Веры, Надежды, Любви), Народной христианско-монархической партии, Партии за союз славянских народов, Партии сельских тружеников «Земля-матушка», Партии защиты инвалидов, Партии пострадавших от властей и обездоленных («38 слов» или «Дело Петра I»). Мало того, что ни одна из перечисленных в названии этого блока партий не существовала, трудно назвать политическими в чистом виде цели создания этого блока.
Избирательные блоки создаются с целью объединения ресурсов политических партий, расширения массы потенциального электората и в итоге - увеличения шансов на успех в избирательной кампании.
Избирательные блоки - коалиции, как правило, недолговечны. Они создаются в условиях конкретной избирательной кампании и определенной расстановки политических субъектов. Согласно закону, избирательный блок может быть создан в любое время со дня назначения выборов (естественно, с учетом сроков выдвижения кандидатов), а основные его полномочия завершаются с окончанием избирательной кампании. Это не исключает возможности участия одного и того же избирательного блока в следующих выборах, а также той или иной его трансформации. Есть примеры, когда избирательные блоки дали начало существованию весьма известных субъектов политического процесса. Важно отметить, что по последним изменениям в избирательном законодательстве в выборах могут участвовать только партии, и соответственно участие в выборах избирательных блоков более не предусматривается.
Информация о работе Политические партии в предвыборный период