Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_Otechestvennoy_Kultury (1).docx

— 251.81 Кб (Скачать файл)

Убив брата, Владимир решил  закрепить принцип единовластия, сделав Перуна единым главенствующим богом. Но культ языческих богов  не был приспособлен к единобожию, и Владимиру пришлось ограничиться тем, что из десятков языческих богов  он выбрал 5-7 и объявил их главенствующими. Причем, в некоторых городах это  пришлось делать с применением военной  силы.

Но этого показалось Владимиру  мало, и он возобновил практиковавшиеся в древности человеческие жертвоприношения языческим богам, и сам неоднократно в них участвовал.

Никакие реформы языческого культа не могли сделать главного из того, чего добивался Владимир - признания  Руси Европой. На Русь по-прежнему смотрели как на варварскую страну. И немало этому способствовал языческий  культ. Именно эта причина побудила Владимира найти новую государственную  религию. Владимир хотел иметь на Руси не византийское и не римское, а русское христианство. Пересаженное на языческую почву, оно, постепенно вытесняя языческие культуры, впитывала  в себя их внешнюю форму и постепенно обрастала грудой языческих обрядов, традиций и верований.

Приняв решение крестить Русь от византийской православной церкви, Владимир столкнулся с необходимостью разрушить корни, связывающие русский  народ с многовековой языческой  традицией.

Если язычество продолжало существовать в самых широких  слоях простолюдинов, отражая народную культуру, идеологию и мировоззрение, то новое отношение к миру внедрялось первоначально в княжеско-боярской среде. Однако и здесь не все обстояло гладко, о чем свидетельствуют  многочисленные поучения и данные материальной культуры, отразившие быт и духовный мир социальных верхов страны. Письменные свидетельства отразили широкое  бытование в социальных верхах страны языческих, почти не измененных обрядов (которые на протяжении десяти веков  после крещения оставались уделом в  основном сельского населения). Практиковались различного рода гадания, “оклички”умерших предков, постриги и внецерковная свадебная обрядность, исполнялись причитания. Пережитки архаики в погребальной обрядности фиксируют раскопки, о них“проговариваются”авторы литературных сочинений, на основании которых создается картина преобладания нехристианского отношения к смерти. Внецерковные элементы проводов умершего князя продолжают бытовать с ХI по ХШ в. В раннесредневековых княжеских погребениях при храмах неоднократно обнаруживали украшения и вооружение, как того требовал языческий обряд. Известен факт внесения для отпевания в храм князя Владимира Святославича на санях, по-язычески. С упоминания о том же элементе языческого погребального обряда начинается“Поучение к детям” Владимира Мономаха, написанное, сидя “на санях”, т. е. в конце жизни. Киево-Печерский патерик, повествуя о событиях ХI в. , фиксирует возникновение обычая, утвердившегося затем в православии, вкладывать в руку умершего список с текстом -“пропуск” на “тот свет”, каковым в Патерике был лист с молитвой Феодосия Печерского, одного из самых строгих блюстителей православия и одновременно родоначальника типичного синкретического религиозного обряда, практиковавшегося по отношению к умершим русским правителям и в ХVII в.

Объяснение земных дел  всякого рода предзнаменованиями восходит к языческой логике причинно-следственных отношений, соединявшей все части  космического универсума.

Археология дает яркое  представление о длительном бытовании  дохристианских форм погребального  ритуала. Языческий курганный обряд  начал исчезать в XI - XII вв. , но кое-где продержался до XIV в. К этому времени языческая символика на древнерусских украшениях вытесняется христианской. Несмотря на то что внешнее устройство древнерусских захоронений эволюционировало в сторону, отвечавшую требованиям христианства, некоторые детали ритуала проводов“на тот свет”продолжали отражать архаичные воззрения. Умершие превращались в обожествленных предков, от расположения которых зависело благополучие живых. В борьбе с язычеством и двоеверием духовенство прибегало не только к проповеди. Наузы, обереги и другие чуждые христианству ритуальные предметы изымались и уничтожались.

Пережитки язычества более  прочно держались в финно-язычной  среде древнерусского населения.

Мощной силой, противостоящей христианизации, были волхвы. В 1024, 1069 - 1071 гг. они возглавили выступления  против новой веры. Как выразители дохристианской идеологии, они были естественными противниками происходивших  в стране религиозных преобразований. Волхвы пользовались большой популярностью  и поддержкой у населения.

В городах жители ближе  и непосредственнее соприкасались  с привнесенной греками христианской культурой, быстрее усваивали ее.

Как свидетельствуют данные археологии, вплоть до ХIII в. количество вещей, использовавшихся в нехристианских ритуалах или несущих на себе языческую символику, оставалось весьма значительным. При раскопках древнерусских городов археологам часто встречаются предметы, на которых символы обеих религий переплетаются. Примечательны в этом отношении бляхи-талисманы (так называемые“обереги”, “наузы”) и “змеевики”, на одной стороне которых изображались православные святые, а на другой древняя змееволосая богиня. Многократны находки неолитических топоров и так называемых“громовых стрелок”из кремня, применявшихся в средневековой Руси в магических целях. На некоторые из них нанесены (процарапаны) кресты.

Ценой уступок и компромиссов осуществлялось завоевание общественного  сознания новокрещеных, живущих языческими обычаями. С этой целью вводились многочисленные местные культы, в храмах осуществлялись полухристианские-полуязыческие обряды, составлялись упрощенные и понятные вчерашним язычникам проповеди.

Следует отметить, что Византия чутко реагировала на любые отступления  от канонов. Не случайно многие начинания  в церковной и культурной жизни  Руси не получили одобрения Константинополя. Православно-языческий синкретизм во многом определил особенности отличных от греческой ортодоксальности воззрений Илариона - первого митрополита из русских.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что языческие  черты богородичного культа проявлялись  в отношении, например, к ее иконописным  изображениям. Магической силой обладала вода, освящаемая иконой. С Богородицей  также связывалась функция покровительства  беременным женщинам. Особенно показательно совмещение праздника рождества  Богородицы с рожаничными трапезами. Постный пятый день недели был посвящен Параскеве Пятнице, принявшей в древнерусском синкретическом православии значение девы-судьбы, покровительницы женщин и женского труда, частично приобретшей, как и дева Мария, черты матери-земли, а с обрядовой стороны впитавшей особенности родо-рожаничного культа с присущими ему жертвоприношением пищей, ритуальным обжорством, возлияниями.

Синкретические культы, подобные самому яркому из них, богородичному, часто  имели и общегосударственное  значение. С почитанием Богородицы связывалось убеждение в ее охранительном  значении по отношению к городу, княжеству. Функция заступничества от врагов была одной из главнейших в своеобразном возникшем на древнерусской  почве культе Спаса.

Все утвержденные в Северной Руси культы объединяет между собой  одна общая для всех них идея защиты, покровительства со стороны близкого людям божества. В новой оболочке многие столетия сохранялись дохристианские представления. Богородица-заступница покрыла своим образом черты  девы-судьбы, рожаницы, матери-земли. Тема божественного покровительства связана с древними представлениями о предопределенности человеческой жизни. Князь Глеб Святославич, насмехаясь над пойманными волхвами, говорил им в 1071 г. : они утверждают, что все знают, а собственной судьбы не ведают. Видимо, волхвы претендовали и на знание судеб, которые в древности определялись еще при рождении - по положению светил (отсюда наименование звезд“рожаницами”) и зависели также от предков - “дедов”. Поклонение древним богам в прежней форме было постепенно в основном вытеснено, язычество исчезало как мировоззренческая система, но языческий пантеон в значительной мере был заменен многочисленными христианскими святыми, принявшими на себя их функции. Святые христианства не стали полностью подобны языческим богам, но“распределили”между собой их функции, благодаря чему представления о том или ином святом существенно разнились в разных местах Руси.

В результате взаимодействия культур христианская концепция  единобожия приобретала весьма условный характер. Именно поэтому, несмотря на все более глубокое усвоение христианства, утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал, бытовала иная картина мира, в соответствии с которой развивалась и общественная мысль.

Главное достоинство язычества  заключалось в сохранении в рамках его хозяйственного опыта. При насильственной христианизации часто терялись именно практические завоевания многих поколений. Церковь приспосабливалась к  языческим праздникам, относящимся  к циклу сельскохозяйственных работ. Сложнее было отношение к народной медицине, часто принимавшей форму  волшебства. На Руси вспыхивали костры, сжигавшие языческих кудесников: впервые об этом упомянет новгородский летописец под 1227 годом (см. А. Кузьмин. Падение Перуна, 1988, с. 231) . Несомненны потери также в области поэтического творчества народа. Поэзия - обязательный спутник язычества и вообще племенного строя. Исторические песни поддерживали связь времен, а живая связь с природой давала образы, понятные язычнику и подозрительные для христианина. В монашеско-аскетическом варианте христианства особенному гонению подвергалось вообще языческое жизнеутверждающее“веселие”.

В быт никак не могла  войти восточная неделя с нерабочим  днем в воскресенье. Еще и в  ХVI веке в Южной Руси праздновали пятницу - остаток старого славянского календаря. Не случайно позднее пятница стала базарным, торговым днем во многих районах: в язычестве в этот день нельзя было работать, но можно было торговать.

Должно отметить, что русское  духовенство хотя и боролось с языческими пережитками, все-таки относилось к ним довольно терпимо. Обычно отмечается положительная роль церкви в деле стабилизации государственности. С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт резьбы по камню, росписи стен и т. п. При этом, однако, не следует забывать и о больших достижениях в этой сфере язычества. Бесспорен вклад в строительное дело. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Теперь оно приходит из христианских стран, достигая уже в ХI ХII веках высокого развития.

Хотя христианство и дало название основной массе сельских жителей - “крестьяне”, мировоззрением их оно  не овладело. В быту и производстве крестьянин оставался язычником. В  условиях жизни и труда крестьянина  за тысячу лет мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую  часть потребностей в общении, обмене знаниями и опытом.

К сожалению, многие важные подробности  крещения Руси не дошли до наших  дней. Но об одном можно сказать  с уверенностью: сам акт крещения был навязан русскому народу без  какого-либо разъяснения сущности христианства. По сути дела, после крещения киевляне вышли из вод Днепра такими же язычниками, как и вошли в них. Тем более, что во многих городах пришлось применять военную силу. Обращение народа в христианство было чисто внешним. Византийское христианство с его иконами, мощами, таинствами и процессиями было грубо смешано с древним языческим культом. Иисус Христос как спаситель и искупитель, сама идея мессианства остались абсолютно непонятными и чуждыми русскому народу. В отличие от Европы, где первые христианские церкви проводили большую работу как с новообращенными, так и с языческими массами населения, на Руси греческий священник с крестом, в сопровождении дружинника с мечом, не объяснял, кто такой Христос.

Кроме того, православная церковь  сознательно пошла на слияние  с языческим культом. Она призывала  строить церкви“святых”, соответствующих языческим богам. Так, например, культ Волоса был заменен культом Власия -“христианского покровителя”животноводства. Церковь стала проповедовать, что существуют ангелы со специальными функциями - ангелы гор, рек, деревьев, грома и т. п. Таким образом, рассмотрев исторические вехи русского христианства, можно с уверенностью сказать: именно насильственное его введение послужило причиной тому, что внешне христианская страна по сути навсегда осталась глубоко языческой. 
 
17)   ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ СССР 20-30-х ГОДОВ  И ФАКТОРЫ

ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ  ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

    1. Теоретические разработки основ новой культуры.

 

Рассмотрение вопросов развития советской культуры невозможно без  изучения основных законодательных  актов советского правительства  и документов, подписанных лично  Лениным В.И. в 20-е годы.

Необходимо отметить, что  все документы, относящиеся к  этому периоду, отражают общее отношение  советской власти к вопросам развития новой культуры. В законодательных  актах получили отражение все  спорные вопросы развития советской  культуры.

В постановлении X всероссийского съезда рабочих, красноармейский и  казачьих депутатов по  докладу народного комиссариата просвещения от 27 декабря 1922 г.1 отмечено: «Народный комиссариат по просвещению совершенно правильно наметил широкую программу народного образования, включающую в себя:

а) план создания единой трудовой школы, связанной с сетью дошкольных учреждений, на основе бесплатного  и обязательного обучения…;

_______________

1  Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I;  М.: «Советская Россия», 1984, с.13.

 

б) широкую просветительскую работу как политического, так и общего характера путем расширения сети библиотек, изб-читален, школ для взрослых, аппаратов ликвидации неграмотности и советских партийных школ;

в) профессиональное образование, среднее и высшее, а так же внешкольные  методы поднятия профессионально-технической  квалификации рабочих».

В резолюции I всероссийского съезда губернских школьных инструкторов по докладу Крупской Н.К. «Политическая  работа среди учащих и учащихся»1 отмечается:

  1. школа не может быть аполитичной, должна полно и всесторонне отражать советское строительство  и органически заполнятся  коммунистическим содержанием;

…4) политическая работа требует  от учащих коммунистического мировоззрения, не может базироваться только на культурнических  мнениях и должна преследовать дело коммунистического воспитания подрастающего  поколения, конкретного и важного доказательства преимущества данных общественных форм перед другими.

Информация о работе Политический режим