Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
Убив брата, Владимир решил
закрепить принцип
Но этого показалось Владимиру мало, и он возобновил практиковавшиеся в древности человеческие жертвоприношения языческим богам, и сам неоднократно в них участвовал.
Никакие реформы языческого
культа не могли сделать главного
из того, чего добивался Владимир - признания
Руси Европой. На Русь по-прежнему смотрели
как на варварскую страну. И немало
этому способствовал языческий
культ. Именно эта причина побудила
Владимира найти новую
Приняв решение крестить Русь от византийской православной церкви, Владимир столкнулся с необходимостью разрушить корни, связывающие русский народ с многовековой языческой традицией.
Если язычество продолжало
существовать в самых широких
слоях простолюдинов, отражая народную
культуру, идеологию и мировоззрение,
то новое отношение к миру внедрялось
первоначально в княжеско-
Объяснение земных дел всякого рода предзнаменованиями восходит к языческой логике причинно-следственных отношений, соединявшей все части космического универсума.
Археология дает яркое представление о длительном бытовании дохристианских форм погребального ритуала. Языческий курганный обряд начал исчезать в XI - XII вв. , но кое-где продержался до XIV в. К этому времени языческая символика на древнерусских украшениях вытесняется христианской. Несмотря на то что внешнее устройство древнерусских захоронений эволюционировало в сторону, отвечавшую требованиям христианства, некоторые детали ритуала проводов“на тот свет”продолжали отражать архаичные воззрения. Умершие превращались в обожествленных предков, от расположения которых зависело благополучие живых. В борьбе с язычеством и двоеверием духовенство прибегало не только к проповеди. Наузы, обереги и другие чуждые христианству ритуальные предметы изымались и уничтожались.
Пережитки язычества более прочно держались в финно-язычной среде древнерусского населения.
Мощной силой, противостоящей христианизации, были волхвы. В 1024, 1069 - 1071 гг. они возглавили выступления против новой веры. Как выразители дохристианской идеологии, они были естественными противниками происходивших в стране религиозных преобразований. Волхвы пользовались большой популярностью и поддержкой у населения.
В городах жители ближе и непосредственнее соприкасались с привнесенной греками христианской культурой, быстрее усваивали ее.
Как свидетельствуют данные археологии, вплоть до ХIII в. количество вещей, использовавшихся в нехристианских ритуалах или несущих на себе языческую символику, оставалось весьма значительным. При раскопках древнерусских городов археологам часто встречаются предметы, на которых символы обеих религий переплетаются. Примечательны в этом отношении бляхи-талисманы (так называемые“обереги”, “наузы”) и “змеевики”, на одной стороне которых изображались православные святые, а на другой древняя змееволосая богиня. Многократны находки неолитических топоров и так называемых“громовых стрелок”из кремня, применявшихся в средневековой Руси в магических целях. На некоторые из них нанесены (процарапаны) кресты.
Ценой уступок и компромиссов осуществлялось завоевание общественного сознания новокрещеных, живущих языческими обычаями. С этой целью вводились многочисленные местные культы, в храмах осуществлялись полухристианские-полуязыческие обряды, составлялись упрощенные и понятные вчерашним язычникам проповеди.
Следует отметить, что Византия чутко реагировала на любые отступления от канонов. Не случайно многие начинания в церковной и культурной жизни Руси не получили одобрения Константинополя. Православно-языческий синкретизм во многом определил особенности отличных от греческой ортодоксальности воззрений Илариона - первого митрополита из русских.
Обращает на себя внимание
то обстоятельство, что языческие
черты богородичного культа проявлялись
в отношении, например, к ее иконописным
изображениям. Магической силой обладала
вода, освящаемая иконой. С Богородицей
также связывалась функция
Синкретические культы, подобные самому яркому из них, богородичному, часто имели и общегосударственное значение. С почитанием Богородицы связывалось убеждение в ее охранительном значении по отношению к городу, княжеству. Функция заступничества от врагов была одной из главнейших в своеобразном возникшем на древнерусской почве культе Спаса.
Все утвержденные в Северной Руси культы объединяет между собой одна общая для всех них идея защиты, покровительства со стороны близкого людям божества. В новой оболочке многие столетия сохранялись дохристианские представления. Богородица-заступница покрыла своим образом черты девы-судьбы, рожаницы, матери-земли. Тема божественного покровительства связана с древними представлениями о предопределенности человеческой жизни. Князь Глеб Святославич, насмехаясь над пойманными волхвами, говорил им в 1071 г. : они утверждают, что все знают, а собственной судьбы не ведают. Видимо, волхвы претендовали и на знание судеб, которые в древности определялись еще при рождении - по положению светил (отсюда наименование звезд“рожаницами”) и зависели также от предков - “дедов”. Поклонение древним богам в прежней форме было постепенно в основном вытеснено, язычество исчезало как мировоззренческая система, но языческий пантеон в значительной мере был заменен многочисленными христианскими святыми, принявшими на себя их функции. Святые христианства не стали полностью подобны языческим богам, но“распределили”между собой их функции, благодаря чему представления о том или ином святом существенно разнились в разных местах Руси.
В результате взаимодействия
культур христианская концепция
единобожия приобретала весьма условный
характер. Именно поэтому, несмотря на
все более глубокое усвоение христианства,
утверждался иной, чем в Византии,
религиозно-мировоззренческий
Главное достоинство язычества заключалось в сохранении в рамках его хозяйственного опыта. При насильственной христианизации часто терялись именно практические завоевания многих поколений. Церковь приспосабливалась к языческим праздникам, относящимся к циклу сельскохозяйственных работ. Сложнее было отношение к народной медицине, часто принимавшей форму волшебства. На Руси вспыхивали костры, сжигавшие языческих кудесников: впервые об этом упомянет новгородский летописец под 1227 годом (см. А. Кузьмин. Падение Перуна, 1988, с. 231) . Несомненны потери также в области поэтического творчества народа. Поэзия - обязательный спутник язычества и вообще племенного строя. Исторические песни поддерживали связь времен, а живая связь с природой давала образы, понятные язычнику и подозрительные для христианина. В монашеско-аскетическом варианте христианства особенному гонению подвергалось вообще языческое жизнеутверждающее“веселие”.
В быт никак не могла войти восточная неделя с нерабочим днем в воскресенье. Еще и в ХVI веке в Южной Руси праздновали пятницу - остаток старого славянского календаря. Не случайно позднее пятница стала базарным, торговым днем во многих районах: в язычестве в этот день нельзя было работать, но можно было торговать.
Должно отметить, что русское духовенство хотя и боролось с языческими пережитками, все-таки относилось к ним довольно терпимо. Обычно отмечается положительная роль церкви в деле стабилизации государственности. С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт резьбы по камню, росписи стен и т. п. При этом, однако, не следует забывать и о больших достижениях в этой сфере язычества. Бесспорен вклад в строительное дело. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Теперь оно приходит из христианских стран, достигая уже в ХI ХII веках высокого развития.
Хотя христианство и дало название основной массе сельских жителей - “крестьяне”, мировоззрением их оно не овладело. В быту и производстве крестьянин оставался язычником. В условиях жизни и труда крестьянина за тысячу лет мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую часть потребностей в общении, обмене знаниями и опытом.
К сожалению, многие важные подробности крещения Руси не дошли до наших дней. Но об одном можно сказать с уверенностью: сам акт крещения был навязан русскому народу без какого-либо разъяснения сущности христианства. По сути дела, после крещения киевляне вышли из вод Днепра такими же язычниками, как и вошли в них. Тем более, что во многих городах пришлось применять военную силу. Обращение народа в христианство было чисто внешним. Византийское христианство с его иконами, мощами, таинствами и процессиями было грубо смешано с древним языческим культом. Иисус Христос как спаситель и искупитель, сама идея мессианства остались абсолютно непонятными и чуждыми русскому народу. В отличие от Европы, где первые христианские церкви проводили большую работу как с новообращенными, так и с языческими массами населения, на Руси греческий священник с крестом, в сопровождении дружинника с мечом, не объяснял, кто такой Христос.
Кроме того, православная церковь
сознательно пошла на слияние
с языческим культом. Она призывала
строить церкви“святых”, соответствующих
языческим богам. Так, например, культ
Волоса был заменен культом Власия -“христианского
покровителя”животноводства. Церковь
стала проповедовать, что существуют ангелы
со специальными функциями - ангелы гор,
рек, деревьев, грома и т. п. Таким образом,
рассмотрев исторические вехи русского
христианства, можно с уверенностью сказать:
именно насильственное его введение послужило
причиной тому, что внешне христианская
страна по сути навсегда осталась глубоко
языческой.
17) ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРЫ СССР 20-30-х ГОДОВ И ФАКТОРЫ
ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Рассмотрение вопросов развития советской культуры невозможно без изучения основных законодательных актов советского правительства и документов, подписанных лично Лениным В.И. в 20-е годы.
Необходимо отметить, что все документы, относящиеся к этому периоду, отражают общее отношение советской власти к вопросам развития новой культуры. В законодательных актах получили отражение все спорные вопросы развития советской культуры.
В постановлении X всероссийского съезда рабочих, красноармейский и казачьих депутатов по докладу народного комиссариата просвещения от 27 декабря 1922 г.1 отмечено: «Народный комиссариат по просвещению совершенно правильно наметил широкую программу народного образования, включающую в себя:
а) план создания единой трудовой школы, связанной с сетью дошкольных учреждений, на основе бесплатного и обязательного обучения…;
_______________
1 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская Россия», 1984, с.13.
б) широкую просветительскую работу как политического, так и общего характера путем расширения сети библиотек, изб-читален, школ для взрослых, аппаратов ликвидации неграмотности и советских партийных школ;
в) профессиональное образование, среднее и высшее, а так же внешкольные методы поднятия профессионально-технической квалификации рабочих».
В резолюции I всероссийского съезда губернских школьных инструкторов по докладу Крупской Н.К. «Политическая работа среди учащих и учащихся»1 отмечается:
…4) политическая работа требует
от учащих коммунистического