Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

 Для достижения поставленной  цели "высшая государственная"  элита на протяжении последних  лет стремится оправдать существующую  в Белоруссии систему ценностей:  государство - это президент. В  социальной сфере декларируется  стремление к социальному равенству  и всеобщая занятость, в экономической  - сохранение госсобственности как  гаранта экономической стабильности, способность только президентом  и его окружением найти иностранные  инвестиции и внешнеэкономических  партнеров (Венесуэла, Иран, Китай  и ряд других торгово-экономических  партнеров позиционируются в  белорусском обществе как проект  Лукашенко), в политической - многовекторная внешняя и упорядоченная президентской вертикалью внутренняя политика, в идеологической - отстаивание национальной независимости и создание из Лукашенко защитника белорусской нации перед лицом "великоимперских" амбиций России и "ненасытного" капиталистического Запада. Таким образом проводится попытка внедрить в общественное сознание новой национальной идеи: "Президент - вертикаль власти - государственная собственность - национальное благополучие".

 Вторая группа политической  элиты - "белорусская национальная", состоит из представителей националистически  настроенной научной интеллигенции,  среднего и крупного бизнеса,  членов ряда оппозиционных партий (Партия Белорусского Народного  Фронта, Консервативно-Христианская  Партия - БНФ) и части белорусской  общины в России и за рубежом.  Главной своей целью данная  группа видит создание экономически  и политически независимого государства  на основе цивилизованного правового  общества, эффективной рыночной  экономики и белорусской национальной  идеи. Для этого предполагается  формирование в Белоруссии народовластия  путем создания парламентской,  либо парламентско-президентской  республики, с предоставлением президенту  лишь представительских функций,  а также оформление конституционно  гарантированной мирной конкуренции за доступ к власти. В сфере экономики предлагается разгосударствление и приватизация в пользу национального капитала или иностранного капитала под управлением национальных менеджеров, а также создание благоприятных условий для трудовой мотивации, самообеспечения и самоорганизации экономически активной части населения. В социальной сфере "белорусская национальная" элита отстаивает социальную поддержку населения при жестком государственном регулировании естественного расслоения общества через систему налоговых механизмов.

Отличительной чертой "белорусской  национальной" элиты является ее направленность на формирование в белорусском  обществе полноценной национальной культуры, имеющей такую же ценность, как и все мировые культуры. Для этого предполагается увеличить  использование белорусского языка  во всех сферах жизнедеятельности общества, а также кардинально пересмотреть историю Белоруссии для создания новой национальной идеи: "Беларусь - народ - государство".

 Третья, "прозападная", группа  политической элиты представляет  собой объединение небольших  оппозиционных партий (Объединенная  Гражданская партия, Партия "Белорусская  социал-демократическая Громада"  и ряд других), части интеллигенции  и молодежи, а также католической  общины Белоруссии, проживающей  в основном в западных областях  страны. Окончательной целью провозглашается  интеграция Белоруссии в Европейское  сообщество, для чего в политической  жизни предполагается учреждение  парламентско-президентской республики, гражданского общества, по примеру  европейских стран, а также  оформление лояльной и конструктивной  оппозиции в качестве законного  партнера власти. Помимо этого,  выдвигаются тезисы о необходимости  формирования свободного рынка,  разгосударствлении и приватизации  путем привлечения "западных" инвестиций, формировании бездефицитного  бюджета и оформлении социальной  поддержки населения исключительно  в размере его расходной части,  а также о поэтапном достижении  цивилизованного уровня благ  в масштабе всего общества. Характерной  чертой данной группы является  ее стремление привлечь внимание  мировой общественности к судьбе  свободомыслия в стране и судьбе  политических заключенных.

 Необходимо отметить, что вышеназванная  элита за последний год смогла  увеличить число своих сторонников  играя на российско-белорусских  противоречиях и все более  усиливающемся интересе к Белоруссии  со стороны Европейского Союза.  Несмотря то, что "прозападная"  группа, существующая лишь за  счет все уменьшающегося западного  финансирования, провозглашает в  качестве основы национальной  идеи лозунг "Личность - демократия - частная собственность", в настоящий  момент она не может рассчитывать  на широкую поддержку среди  электората из-за отсутствия конкретного  плана выхода страны из сложившейся  кризисной ситуации и достаточно  сильной ориентации большинства  белорусского общества на Россию.

"Пророссийская" политическая  элита в Белоруссии является  в настоящее время одной из  самых малочисленных, так как  ее основная цель - интегрировать  Белоруссию в Россию, или, как  минимум, сохранить ее в геополитическом  поле Российской Федерации, на  фоне ухудшающихся в последние  годы белорусско-российских отношений  видится белорусскому электорату  бесперспективной. Несмотря на то, что в ее состав входит достаточно  многочисленная часть населения,  ностальгирующего по СССР, а также  белорусская община в России  и некоторые крупные предприниматели,  составить серьезную конкуренцию  "высшей государственной" элите  на предстоящих выборах без  открытой, как политической, так  и финансовой поддержки из  Москвы ей не удастся. Помимо  этого, необходимо учитывать и  тот факт, что в Кремле долгое  время не считали необходимым  формирование подобной элиты,  считая белорусскую благонадежность  достаточно стабильной, что, в  конечном счете, и привело к  нынешней ситуации, когда "пророссийская"  политическая группа фактически  не имеет своего лидера, способного  открыто выступить против существующего  режима.

 Основными составляющими программы  "пророссийской" элиты следует  считать: разгосударствление и  приватизация при привлечении  российских инвестиций, законодательно  закрепленное равенство всех  форм собственности, при практическом  верховенстве крупного капитала (при этом надо учитывать, что  собственного крупного капитала  в Белоруссии нет, если не  считать экономические возможности  Лукашенко и его семьи), создание  парламентско-президентской республики  на основе социально-ориентированной  рыночной экономики и ее тесная  интеграция с Россией. Основой  для идеологической системы белорусского  государства должен выступить  лозунг "Государство - народ - интеграция". Необходимо отметить, что в последнее  время "пророссийская группа" стремится к привлечению внимания  российской власти к личности  нынешнего президента, как ненадежного  партнера, считая этот факт достаточным  для активизации официальной  Москвой своей деятельность в  Белоруссии.

 Последняя группа - "неопределившаяся  номенклатура", составляет многочисленную  основу нынешнего режима. В ее  состав входят средние и мелкие  государственные чиновники, старшие  офицеры спецслужб, директора  крупных промышленных предприятий  и колхозов. Главной своей целью  данная элита видит сохранение  собственного политического и  экономического положения, в связи  с чем готова поддержать как  "пророссийскую", так и "прозападную"  группы при условии закрепления  сложившегося в государстве "status quo". При этом декларируется строительство открытого и цивилизованного государства на основе социально-ориентированной рыночной экономики, законодательная организация благоприятного инвестиционного климата в стране, а также создание двух "партий власти", одна из которых являлась бы "управляемой" оппозицией. В случае, если данной группе будут предоставлены гарантии собственной безопасности, она может обеспечить, как минимум, прозрачность предстоящих президентских выборов (основу всех избирательных комиссий составляют представители именно этой группы) и, как максимум, отказ бюрократического аппарат от прямой поддержки белорусского президента, создав, таким образом, возможность формирования в стране достаточно жесткой оппозиции Лукашенко.

Политика делает государство живым  организмом, она формирует цели, ценности, идеи и универсальный смысл  самого его существования и того народа, который живет в нем.

 Политика как явление может  представлять собой не только  борьбу за власть, управление  государством, но она может выражаться  во внутренней и внешней активности  населения, народа, нации, как  в отношении природы, так и  в отношении других обществ  и государств. Социальные и психологические  характеристики населения, такие  как политическая и государственная  воля, социальные предпочтения и  желания, идеи и ценности определяют  внутреннюю политическую жизнь  государства и составляют его  «политический потенциал». Можно  утверждать, что географическое  положение государства играет  ведущую роль в его политическом  и экономическом развитии. Однако  «политический потенциал» определяет  стратегию внутреннего и внешнего  развития государства, его силу  и вес на международной арене.

 В современной истории есть  масса примеров того, что огромные  по масштабам территории, с более  или менее благоприятными климатическими  условиями и внутренними природными  ресурсами, оказываются слабыми  в политическом и социально-экономических  аспектах. Так, сопоставив географические, климатические и ресурсные потенциалы  таких стран, как Бразилия, Израиль,  Китай, Япония, Финляндия и Россия, можно сказать, что география  и климат не являются единственным  определяющим фактором в развитии  экономического и политического  могущества государства. И даже  страны с практически равными  климатическими и географическими  условиями оказываются на различных  уровнях как внутриполитического,  так и внешнеполитического состояния  -- в качестве примеров можно  привести сравнение Литвы и  Беларуси, Румынии и Венгрии. 

 Основными причинами такого  политического и социально-экономического  разрыва могут быть как исторические  особенности развития государства,  так и низкий уровень политического  потенциала населения и, как  следствие, неэффективность функционирования  управленческих элит.

 Элита, концентрируя в себе  наиболее прогрессивную, образованную  и активную часть населения,  а также опираясь на политический  потенциал общества, формирует основные  направления в политическом, геостратегическом  и социально-экономическом развитии  государства.

25.Политическое сознание: содержание и структура

Политическое сознание - одна из центральных  категорий политологии, характеризующая  субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию политическое сознание – это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень  представлений граждан о политике и рационального к ней отношения. Поэтому от распространенных в обществе политических представлений субъектов политических отношений самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, поведение политических лидеров, деятельность политических институтов и организаций.

Для обозначения всей совокупности духовных явлений мира политики используется категория "политическое сознание". Политическое сознание - важнейшее  проявление общественного сознания. Оно представляет собой субъективную сторону политической жизни (рефлексию  и умонастроение ее субъектов).

В политическом сознании получает отражение  отношение различных групп населения  к общественному строю, к системе  собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и  общественным движениям. Все это  обусловливает сложный, внутренне  противоречивый и постоянно изменяющийся характер политического сознания.

Политическое сознание выполняет  в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование. Они теснейшим образом взаимосвязаны. Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам данного  класса (группы), а также стратегии  и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы  их достижения находят свое теоретически обоснованное воплощение в соответствующих  программах, заявлениях, декларациях  субъектов политической деятельности.

В зарубежной и отечественной политической науке имели и имеют место  различные подходы к исследованию политического сознания. В отечественной  традиции, с позиции марксистской философии политическое сознание рассматривалось  как отражение социально-экономических  условий бытия больших групп  людей (классов). Внимание сосредотачивалось  преимущественно на идеологической и классовой стороне политического  сознания, игнорировалось его индивидуальные и массовые психологические компоненты (массовые настроения, национальная идентичность, общественное мнение, менталитет).

В западной традиции политическое сознание рассматривалось преимущественно  как совокупность явлений, связанных  с индивидуальным психологическим  отражением политики. С позиции бихевиорального подхода была предпринята попытка прагматического осмысления политического поведения человека как его реакций на стимулы политической системы. В рамках психоанализа политическое поведение стало рассматриваться как результат не только сознательных, но и глубинных бессознательных проявлений психики, мало зависящих от изменения социально-политических обстоятельств.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина