Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

 Третьим условием объединения  планеты в решении глобальных  проблем выступает широкое и  всестороннее сотрудничество жителей  планеты, стран, правительств, международных организаций. Оно призвано сплотить цивилизации, дать практический опыт совместного решения любых проблем, в том числе и глобальных. Особенно важную роль в решении глобальных проблем призваны играть международные организации, прежде всего, структуры ООН. Сохранение мира, разоружение, охрана окружающей среды, борьба с голодом, болезнями, отсталостью - важнейшее направления деятельности ООН и других международных организаций.

35.Геополитика и политическая  география.

До сих пор в научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия “геополитика”. Это характерная  черта всех формирующихся наук. Споры  об объекте и предмете геополитики  идут около сотни лет. Понятие  “геополитика” трактуется чаще всего  чрезвычайно широко. В итоге эта  наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно  размытыми, переходящими в предмет  экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических  и иных дисциплин, международных  отношений, внешней политики и т.д.

Многие исследователи видят  в геополитике науку, изучающую  комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих  между собой и оказывающих  большое влияние на стратегический потенциал государства.

В СССР долгое время геополитика  считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей  территориальную экспансию империалистических государств. В 80-х годах XX в. произошла  переоценка этого направления научной  мысли. Советский философский энциклопедический словарь (1989 г.) уже не дает такой жесткой негативной оценки геополитики, но определяет ее как западную политологическую концепцию, утверждающую, что “политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста и т.п.”1.

Мир издревле рассечен границами. Это  границы официально установленные (административные и государственные) или существующие фактически (между  территориями разных народов, религий, цивилизаций и т.п.), границы между  военно-политическими и экономическими группировками, сферами действия международных  соглашений, в Мировом океане и  воздушном пространстве. Изменение  каких-то из границ (количественный сдвиг) обычно связано с изменением политической ситуации в отдельных странах  и регионах (качественный сдвиг). Чтобы  предвидеть предстоящие изменения  и заблаговременно подготовиться  к ним, надо следить за текущей  расстановкой политических сил на интересующих территориях. Этими и сопутствующими вопросами как в мировом масштабе, так и по отдельным странам занимается:

 политическая география. - научное направление, изучающее пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил (определение В.Колосова). Без оценки политико-географического положения страны немыслимы предоставление ей кредита, направление крупных капиталовложений, заключение долговременного соглашения. Нежелательные внутриполитические изменения в стране, где имеются экономические, военные, культурные и др. интересы иных народов, могут нанести последним серьезный, если не катастрофический ущерб. Как отнестись к таким изменениям - пустить на самотек, или попытаться предотвратить? Поэтому исследования по политической географии находятся в центре внимания дипломатических и разведывательных служб всякого серьезного государства. Например, Центральное разведывательное управление США ежегодно публикует подробные аналитические и статистические обзоры по всем странам мира.

 Оценка политико-географического  положения страны включает следующие  основные вопросы:

 • степень политической и  экономической стабильности, благосостояние, социальные проблемы;

 • соответствие идеологии,  государственного строя, морали, национального характера, культурных  традиций, уровня развития с соседними  странами:

 • объем и качество связей  с соседними и отдаленными  странами (торговля, поездки граждан,  культурный обмен и т.д.), условия  их осуществления;

 • политический и экономический  вес в мире и регионе, степень  внешнеполитической активности;

 • участие в военно-политических  группировках; наличие дружественного  или враждебного окружения;

 • соответствие границ территориям  расселения народов и их традиционной  хозяйственной деятельности, наличие  спорных территорий.

 Если политическая география  направлена в прошлое (сегодняшнее  уже завтра станет прошедшим), то будущим занимается геополитика  - научное направление, изучающее  зависимость внешней политики  государств и международных отношений  от системы политических, экономических,  экологических, военно-стратегических  и иных взаимосвязей, обусловленных  географическим положением страны  и другими географическими факторами  (определение В.Колосова).

 Географическая предопределенность  жизненных интересов государства  всегда была и будет. Эту  зависимость можно сформулировать  четырьмя вопросами: 1) где и каким  образом получить недостающие  природные ресурсы; 2) кому и как  сбыть свои товары; 3) куда направить  избыточное население, либо откуда  получить недостающую рабочую  силу; 4) как обезопасить рынки сырья и сбыта, внешние транспортные пути и места проживания граждан – резидентов24 . Отсюда вытекают внешнеполитические проблемы - с кем дружить и сотрудничать больше, с кем меньше, а с кем воевать; какому правительству и режиму помогать, а какие надо свалить; куда направить работников, а куда войска; в какой союз вступать, в какой - нет, и т.д. Для последовательного решения проблем (международные дела быстро не решаются) разрабатываются долговременная внешнеполитическая стратегия государства, концепции национальной безопасности - военной, экономической, транспортной, социальной, экологической.

 Наибольшую угрозу для экономической  безопасности развитых стран  представляет зависимость от  поставок энергоносителей и основных  видов сырья. Поскольку установить  контроль над сырьевыми районами  не всем под силу, укрепление  безопасности достигается путем  размещения закупок в нескольких  странах. В Японии, например, закон  требует, чтобы доля одной страны  в поставках нефти составляла  не более 10%.

 Область земного шара, в которой  осуществляются жизненно важные  внешние связи государства, составляет  его геополитическое пространство. В этом пространстве государство  стремится сколотить союзы, подчинить  неугодных, не допустить в него конкурента. В совместном геополитическом пространстве лидерство захватывает наиболее сильная страна, которая рано или поздно превращается в надзирателя и даже властителя над остальными народами. Тогда для оправдания гегемонии выдвигаются уже явно не географические доктрины естественных языковых или географических границ, общности исторических судеб, расовой близости, сходства психологии и характера и т.п. Это известные доктрины пангерманизма, панславизма, пантюркизма, иллиризма, арийской расы, панисламизма, арабского единства, евразийства, и др., принесшие в итоге больше беды, чем пользы.

 К «идеальным произведениям  геополитики» (выражение К.Хаусгофера) можно отнести американские доктрины Монро (развитие США в 1823-1930 гг.), обороны Западного полушария (создание Организации американских государств), план Маршалла (развитие Европы и Японии после второй мировой войны). В настоящее время реализуются программы «Партнерство ради мира» и «Центрально-европейская инициатива», имеющие целью помочь посткоммунистическим странам влиться в европейские структуры.

36.Внешняя политика современных  государств.

37.Цели и принципы внешней  политики Республики Беларусь.

После провозглашения независимости  Республика Беларусь вышла на международную  арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и  как европейская страна, имеющая  глубокие исторические традиции государственности.

Возникшие на территории нынешней Беларуси Полоцкое, Туровcкое, Пинское и другие княжества (IХ-ХIV вв.), образованное ими Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.) были активными субъектами международных отношений. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919-1991 гг.) вошла в число государств-учредителей Организации Объединенных Наций, полноправным членом которой БССР являлась на протяжении всего периода своего существования.

 Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.

 Формировать свой международный курс Беларуси пришлось в непростых условиях. Мир вступил в стадию кардинальных геополитических, экономических, общественных и иных трансформаций, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью. Становление новых центров силы сопровождается обострением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития.

 Несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами. Это позволило нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.

 Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.

 На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.

 Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств

Начало проведению Беларусью самостоятельной  внешней политики связано с принятием  Верховным Советом 12-го созыва Декларации о государственном суверенитете БССР (27 июля 1990 г.) и последующим  приданием этому документу статуса  конституционного закона (25 августа 1991 г.). После подписания Беловежских  соглашений о денонсации договора о  создании СССР от 1922 г. (8 декабря 1991 г.) началось международное признание  Республики Беларусь. Первыми государствами, признавшими независимость Республики Беларусь и установившими с ней  дипломатические отношения, стали  Украина и США.

 В ст. 18 Конституции Республики  Беларусь закреплено: «Республика  Беларусь в своей внешней политике  исходит из принципов равенства  государств, неприменения силы или  угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние  дела и других общепризнанных  принципов и норм международного  права. Республика Беларусь ставит  целью сделать свою территорию  безъядерной зоной, а государство  — нейтральным».

 Основные принципы, цели и  задачи внешней политики Республики  Беларусь закреплены в Законе  «Об утверждении основных направлений  внутренней и внешней политики  Республики Беларусь».

 

Стратегическими целями внутренней политики Республики Беларусь являются:

обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации;

повышение уровня благосостояния народа;

развитие демократического социального  правового государства;

формирование эффективной социально  ориентированной рыночной экономики

 

 К принципам внешней политики  Республики Беларусь относятся:

— соблюдение общепризнанных принципов  и норм международного права;

— соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному  потенциалу государства, обеспечение  их реализации для укрепления международных  позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

 — повышение эффективности  политических, правовых, внешнеэкономических  и иных инструментов защиты  государственного суверенитета  Республики Беларусь и ее национальной  экономики в условиях глобализации;

 —развитие на основе общепризнанных  принципов и норм международного  права всестороннего сотрудничества  с иностранными государствами,  международными организациями, взаимный  учет и соблюдение интересов  всех членов международного сообщества;

 — добровольность вхождения  и участия в межгосударственных  образованиях;

 — приверженность политике  последовательной демилитаризации  международных отношений;

 —отсутствие территориальных  претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний  к Республике Беларусь.

38.Политическое участие  и его политические характеристики.

Политическое участие — вовлеченность  граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например участие рядовых избирателей в выборной кампании. Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Однако в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют из - за своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям; имеется категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравновешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина