Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.

Содержание

Введение
1. Эволюция миротворческой деятельности ООН
1.1 История возникновения миротворческого института ООН
1.2 Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН
2. Механизмы миротворческой деятельности ООН
2.1 Механизм использования миротворческих операций ООН
2.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении
2.3 Борьба с терроризмом
2.4 Масштабы операций ООН по поддержанию мира
2.5 Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта
3. Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма
3.1 Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности
3.2 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

UN_1.docx

— 168.82 Кб (Скачать файл)

Кроме того, продолжается планирование развертывания миссии в Судане, которое  начнется сразу же после подписания мирного соглашения. Одновременно ДОПМ обеспечивает административную и материально-техническую  поддержку миссии ООН в Ираке.

Для организации этих миссий приходится решать сложнейшие проблемы материально-технического характера. Потенциал государств-членов в плане  предоставления финансовых средств, войск  и имущества был серьезно испытан  на прочность. Как отметил руководитель ДОПМ, этот резкий всплеск активности привел к перенапряжению ресурсов системы  ООН. На каждого человека в Департаменте по поддержанию мира в Центральных  учреждениях в Нью-Йорке будет  приходится более ста человек  на местах, что создает серьезные  трудности в областях планирования, формирования сил, материально-технического обеспечения, закупочной деятельности и командования и управления», — написал он в газете «Интернешнал геральд трибьюн.

Руководитель ДОПМ сформулировал  четыре принципа, которыми должно руководствоваться  при принятии решений международное  сообщество для обеспечения эффективности  своей миротворческой деятельности: избежание участия ООН в «горячих» войнах; уделение большего внимания партнерским связям; подкрепление мандатов соразмерными ресурсами; и приверженность решению задач в полном объеме — т.е. установлению прочного мира. Чтобы предотвратить возобновление конфликтов, необходимо дополнять меры по поддержанию мира долгосрочными усилиями в области миростроительства и развития.

В основном миротворческие мероприятия ООН по-прежнему являются эффективными с оперативной точки  зрения, несмотря на серьезные ошибки, допущенные в 90-х годах в Руанде и Боснии и Герцеговине. Заместитель  Генерального секретаря ООН, возглавляющий  Департамент общественной информации, Шаши Тхарур написал в журнале «Форейн афферс», что за период, прошедший после присуждения «голубым каскам» ООН Нобелевской премии мира в 1988 году, они принесли мир и демократию в Намибию, Камбоджу, Сальвадор, Мозамбик и Восточный Тимор.

Кроме того, они взяли  на себя часть бремени усилий по поддержанию мира после кровопролитных событий и смен режимов в Гаити  в 90-е годы и продолжали играть роль ключевого стабилизирующего фактора  в контексте самых разнообразных  конфликтов: на Голанских высотах, в  Сьерра-Леоне, на Кипре, в Грузии, Западной Сахаре и Косово.

Поддержание мира по-прежнему представляет собой эффективную  с точки зрения затрат деятельность.

Даже с учетом новых  потребностей, возникших в 2008 году, расходы на все миротворческие операции ООН по прогнозам должны были составить  несколько менее 4 млрд. долл. США. Генеральный  секретарь Пан Ги Мун заявил, что 30 млрд. долл. США, израсходованные на миротворческие операции за всю историю  Организации Объединенных Наций, представляют собой одну тридцатую часть мировых  военных расходов в одном только 2007 году.

Миротворческая деятельность ООН основана на принципах совместного  несения бремени и распределения  рисков, и в конечном счете она  обходится намного дешевле односторонних  мер. Универсальный характер Организации  Объединенных Наций обусловливает  уникальную легитимность деятельности миротворцев ООН и служит неопровержимым политическим подтверждением того, что  международное сообщество реально  привержено урегулированию любого кризиса.

Из почти 75 000 военных, полицейских  и гражданских сотрудников, служащих в составе 17 текущих операций, более  двух третей находятся в Африке. Многие из миротворческих операций представляют собой многоаспектные операции, мандат которых предусматривает принятие решительных мер в целях разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов в мирную жизнь; защиты уязвимых групп населения; проведения реформ судебного аппарата и служб безопасности; отслеживания нарушений прав человека и расселения беженцев и внутренне перемещенных лиц. Эти миссии оказывают содействие не только в обеспечении безопасности, но и путем осуществления гуманитарных программ, предоставления экономической помощи и поддержки сложных политических процессов, в том числе нередко — выборов.

Сам факт этого резкого  расширения масштабов миротворческой деятельности в Африке порождает  надежду на возможное завершение некоторых из конфликтов на этом континенте, которые ранее казались неразрешимыми. Сами африканцы также играют все  более активную роль в поиске решений. Миротворцы Африканского союза служат в Бурунди, а его военные наблюдатели  направлены в район Дарфура в  Судане. Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) участвует в  усилиях, предпринимаемых в целях  обеспечения мира в Либерии и  Сьерра-Леоне, а с недавнего времени  и в Кот-д’Ивуаре.

Международное сообщество, вдохновленное готовностью Африки играть активную роль в урегулировании конфликтов, предоставляет поддержку  в форме финансовых средств и  материально-технического обеспечения.

В июне 2004 года «Группа восьми» (промышленно развитых стран) приняла План действий «восьмерки» для Африки, предусматривающий обучение и оснащение тысяч африканских миротворцев и наращивание потенциала африканских организаций, необходимого им для управления операциями в пользу мира. Кроме того, Европейский союз учредил Фонд содействия миру в интересах Африканского союза для оказания содействия в формировании внутреннего африканского потенциала миротворчества.

Признавая важное значение предоставления финансовой помощи и  материально-технического обеспечения  операций по поддержанию мира, Первый заместитель Генерального секретаря  ООН призвал развитые страны предоставлять также свои войска. Он отметила «заметный сдвиг в составе миротворческих сил ООН» за прошедшие годы: по состоянию на конец 2007 года первая десятка стран, предоставляющих наибольшее количество военнослужащих и полицейских для операций по поддержанию мира, полностью состояла из развивающихся стран, на которые приходится почти две трети миротворцев ООН».

Первые две строчки  в этом списке занимают Бангладеш  и Пакистан, на которые вместе приходится четверть всех военнослужащих в составе  миротворческих сил.

В то же время, хотя на государства  – «члены Европейского союза приходится 40 процентов бюджета миротворческих операций ООН, они предоставляют менее 10 процентов личного состава. Соединенные Штаты оплачивают 26 процентов бюджета миротворческих операций, однако по состоянию на конец года лишь 318 военнослужащих и полицейских были предоставлены этой страной».

ООН особенно нужны хорошо обученные подразделения для  выполнения некоторых специфических  функций, присущих современным миротворческим миссиям, которые легче формировать  из военнослужащих промышленно развитых государств.

Тем временем ДОПМ в Центральных  учреждениях ООН в Нью-Йорке  укрепил свой потенциал планирования, развертывания и поддержания  сложных миротворческих миссий. Департамент  приближается к решении поставленной перед ним задачи: быть способным  развернуть миссию в течение 30 – 90 дней с момента получения санкции  Совета Безопасности. ДОПМ пользуется новыми базами данных для формирования воинских контингентов и усовершенствовал свои методы финансового планирования и освоения финансовых средств в  предварительном порядке для  обеспечения предлагаемой миссии еще  до утверждения Советом Безопасности ее создания.

Активизировалась деятельность по обучению сотрудников ООН методике быстрого развертывания в целях  обеспечения их готовности к решению  задач по укомплектованию новых  миротворческих миссий без предварительного уведомления. Десятки сотрудников, работающих на местах и в Центральных  учреждениях, приобрели конкретные навыки, необходимые для формирования функционирующих миссий с момента  их учреждения.

Более оперативные методы размещения на местах имущества за счет задействования стратегических запасов, хранящихся на Базе материально-технического снабжения ООН в Бриндизи, Италия, оказались эффективными при развертывании  миссии в Либерии, однако в процессе организации других миссий при их применении встретились серьезные  трудности. ДОПМ активно расширяет  круг стран, предоставляющих войска и полицейских, стремясь привлечь те страны, которые ранее не участвовали  в укомплектовании миротворческих контингентов, например Китай. Новые  и новаторские методы планирования и развертывания использовались недавно при организации операций в Либерии, Гаити и Бурунди  и применяются ныне при подготовке к проведению ожидаемой миссии в  Судане.

 

3.2 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов

 

Вооруженные конфликты по-прежнему возникают в силу самых разных причин:

  • неадекватные политические структуры в странах распадаются или оказываются неспособными обеспечить упорядоченную передачу власти;
  • разочарованное население выступает, часто по принципу этической принадлежности, на стороне все более мелких групп, которые не всегда уважают национальные границы;
  • борьба за контроль над скудными ресурсами обостряется по мере озлобления и разочарования населения, оказавшегося в тисках нищеты.

Эти факторы создают благоприятную  почву для насилия в пределах одного государства или в отношениях между ними, Насилие подпитывается  огромным количеством оружия практически  любых типов, легко доступного во всем мире. В итоге -страдания людей, часто приобретающие массовый характер, угрозы международному миру и безопасности в более широком плане и распад экономической и социальной жизни населения целых стран.

Многие сегодняшние конфликты  могут показаться чем-то далеким  для тех, кто не находится непосредственно  на линии огня. Однако государства  мира должны сопоставлять риски, с которыми связаны действия, с очевидными опасностями  бездействия. Неспособность международного сообщества принимать меры по обузданию  конфликтов и их мирному урегулированию могут привести к расширению конфликтов и увеличению круга их участников. Недавние события показали, насколько  быстро гражданские войны между  сторонами в одной стране могут  дестабилизировать соседние страны и распространяться на целые регионы.

Лишь немногие современные  конфликты можно считать подлинно «локальными». Зачастую они порождают целый спектр проблем - таких, как незаконная торговля оружием, терроризм, торговля наркотиками, потоки беженцев и ущерб окружающей среде, - последствия которых ощущаются далеко за пределами непосредственной зоны конфликта. Для решения этих и других глобальных проблем необходимо международное сотрудничество Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, опирающиеся на полувековой опыт в этой области, являются незаменимым методом воздействия. Легитимность и универсальность являются их уникальными особенностями, обусловленными самим их характером деятельности, осуществляемой от имени всемирной организации, в состав которой входят 185 государств-членов. Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира могут открывать двери для усилий в области миротворчества и миростроительства в целях достижения прочного мира, которые без них могут оставаться закрытыми.

Для стран, в которых производится развертывание операций Организации  Объединенных Наций по подражанию мира, их легитимность и универсальность:

  • ограничивает последствия для национального суверенитета, с которыми могут быть сопряжены другие формы иностранного вмешательства;
  • может стимулировать обсуждения между сторонами в конфликте, которые в противном случае могли оказаться невозможными;
  • может привлечь внимание к конфликтам и их последствиям, которые в противном случае могли оставаться незамеченными.
  • Для международного сообщества в более широком плане операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира:
  • могут стать отправной точкой для мобилизации международных усилий, демонстрирующих сторонам, что международное сообщество выступает за мир единым фронтом, и могут ограничить распространение альянсов и противостоящих им союзов, способных усугубить конфликты;
  • дают многим странам возможность разделить бремя, связанное с принятием мер по контролированию и урегулированию конфликтов, что приводит к повышению эффективности деятельности в гуманитарной, финансовой и политической областях.

Сегодня, как и полвека  назад, когда ООН только создавалась  и делала свои первые шаги, ее будущее  и успех напрямую зависят от согласованности  действий великих держав, поддержанных остальными членами международного сообщества. Не исключаю, что постоянным членам СБ ООН следовало бы выработать пятистороннее соглашение, в соответствии с которым они взяли бы на себя обязательство строго придерживаться в своей международной политике Устава ООН, воздерживаться от действий, идущих вразрез с его положениями  и подрывающих принцип единогласия  великих держав в Совете Безопасности. Конкретная форма такого соглашения - вопрос более технический, нежели политический. Но в любом случае речь должна идти о своего рода кодексе чести постоянных членов СБ, существование которого укрепило бы правовые основы ООН.

ООН нуждается в рациональной реформе. Реформе как постоянном процессе обновления в соответствии с характером и тенденциями развития международных отношений, а не реформе-кампании.

Если отбросить в сторону  всякую высокопарность и сказать  совсем просто, то нужно продолжать делать ту обычную работу по `подстройке` ООН, которая, по сути дела, ведется  в каждодневном режиме.

Так, остро встала проблема террористической угрозы, Совет Безопасности отреагировал созданием в сентябре 2001 г. Контртеррористического комитета, который прочно занял ключевое место в глобальной антитеррористической архитектуре.

Информация о работе Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма