Шпаргалка по Политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 364.79 Кб (Скачать файл)
  1.  
    cтепень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  2.  
    соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами и поведением государства;
  3.  
    гарантированность прав и свобод личности;
  4.  
    характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  5.  
    положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность деятельности государственного аппарата;
  6.  
    место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 
  7.  
    тип политического поведения;
  8.  
    учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  9.  
    доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;
  10.  
    степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
  11.  
    политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
  12.  
    мера политического плюрализма;
  13.  
    существование реальных механизмов привлечения к политической и правовой ответственности должностных лиц, включая самых высших.

 
 
 
^ 3)В современной политологии различают три их основных типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.  
 
Демократический режим – наиболее современная форма политического и экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Дословное понятие «демократия» означает власть народа. Демократия – явление историческое. Её первые формы уходят корнями в глубокую древность. Как современный политический режим, демократия окончательно оформилась в XX веке.  
 
Авторитарный режим – антидемократическая система власти, режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающих правовые и нравственные нормы общества. Авторитаризм непримирим к политической оппозиции, к участию граждан в управлении государством, допускает нормированный плюрализм или исключает его вовсе из политической жизни. Разделение властей игнорируется или, если допускается, то лишь формально. Права и свободы граждан ограничиваются. Авторитаризм тоже имеет глубокие исторические корни и отмечен многообразием исторических форм.  
 
Тоталитарный режим – это система политической власти, характеризуемая прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием политического плюрализма, демократических свобод, ограничение политических свобод граждан. В идеологии и практике тоталитаризма особую роль играет фигура вождя, которого противоестественно наделяют совокупностью только положительных качеств, в том числе и харизматическими способностями. По существу тоталитаризм – это такая форма репрессивно-террористической диктатуры, при которой гражданское общество поглощается государством, государство – партией, партия – административной элитой, а элита полностью контролируется вождём. 
4)Понятие политической стабильности. И все же независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность власти в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков. В политическом мире существуют стабильные, среднестабильные и крайне нестабильные режимы.  
 
Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение надежности управления. Критериями стабильности могут быть: срок нахождения правительства у власти, его опора на партии, представленные в законодательных органах, степень многопартийности, раздробленность сил в парламенте и т.д. К факторам стабильности можно отнести: наличие поддерживаемого властями конституционного порядка и легитимность режима; эффективное осуществление власти; гибкое использование силовых средств принуждения; соблюдение общественных традиций; проведение продуманной и эффективной правительственной стратегии; устойчивое поддержание и отношений власти с оппозицией и уровня терпимости населения к нестандартным идеям; выполнение правительством своих основных функций. 
 
В противоположность стабильности нестабильность чаще всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти. К факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе; невнимание к нуждам граждан со стороны государства; острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций; предложение обществу непривычных идей и форм организации повседневной жизни. Американский ученый Д. Сандрос пришел к выводу, что нестабильность прямо пропорциональна действию таких факторов, как рост урбанизации и перенаселения; индустриальное развитие, которое разрушает естественные социальные связи; ослабление механизмов социально-политического контроля; торговая и финансовая зависимость страны от внешних источников. В то же время она обратно пропорциональна уровню легитимности режима; развитости политических институтов; повышению социально-экономической мобильности, темпам экономического развития; совершенствованию сети политических коммуникаций; консенсусу внутри элиты и прочим аналогичным факторам

17. Демократия в прошлом и  настоящем:  основные характеристики.

1.1 Первобытная демократия

Демократические формы организации  уходят корнями в глубокое, еще  догосударственное прошлое - в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые- этнографы утверждают, что демократия - один из важнейших факторов антропогенеза, появление всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Через родовые формы демократии прошли все народы. Типичный пример - организация управления у американских индейцев-ирокезов. Все взрослые мужчины и женщины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей - старейшины (сахема) и вождя (военного предводителя). Высшей властью в роде являлся совет - собрание всех его взрослых представителей. Он избирал и смещал сахемов и вождей, решал вопросы войны и мира, принятия в свой род посторонних.

Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и  других народов. Всюду родовая демократия основывалась на кровно - родственных  связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительного  труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции  власти были ограничены. Основная сфера  отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов  и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке  соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление. Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и в Риме.

1.2 Возникновение афинской демократии

Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э .Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н.э. провел глубокие хозяйственные и политические реформы. Они предусматривали освобождение плебса от государственных налогов, наделение всех граждан правом выбирать должностных лиц и требовать у них отчета. Однако сами государственные правители могли быть лишь из числа тех, кто оплачивал государственные налоги и военные расходы, т.е. из богатых граждан.

Хотя во времена Солона демократия в Афинах делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным  лицам, а закону, получили массовое распространение и развитие. Наиболее плотно они были реализованы во времена  Перикла в V в. до н.э. Этот период считается  золотым веком афинской демократии.

Перикл руководил афинским правительством и считался народным вождем. Человек  незаурядного ума, искусный оратор, тонкий политик, он был противником тирании, определяемой им как правление одной  части общества над всеми. Ей он противопоставлял собственный идеал государственного устройства. “Называется этот строй  демократическим, - писал Перикл,- потому что он зиждется не на меньшинстве  граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам  законы наши предоставляют равноправие  для всех” Осуществленные под  его руководством реформы предусматривали  равномерное распределение власти среди всех свободных граждан (в  их число не входили рабы, женщины  и некоренные афиняне).

Афинская республика представляла собой преимущественно коллективистскую форму демократии. Объединяющим граждан  началом была их общая заинтересованность в сохранении своего привилегированного положения, основанного на рабовладении, которое считалось совместным, общинным. Государство состояло из однородных в классовом, этническом и религиозном  отношениях граждан. Между индивидом  и обществом не возникало острых конфликтов, так как не существовало четкого разделения частной и  общественной жизни.

Индивид считал само собой разумеющимся участие в делах общества и  государства, между которыми не проводилось  различий. Он легко идентифицировал  себя с полисом и принимаемыми большинством решениями и чувствовал себя свободным в качестве органической частички единого целого. Беспрекословное  подчинение индивида полису не означало, что афинская демократия была свободна от внутренних конфликтов. Такие конфликты  периодически возникали, в первую очередь  внутри правящего класса между знатью, богатыми - с одной стороны, и беднотой с - другой. Во времена Перикла противоречия между ними были сглажены прежде всего за счет общего повышения благосостояния граждан и роста среднего класса.[2]

Уже в древности существовало понимание  того, что именно средний класс  является опорой демократии. “ Наилучшее  государственное общение - то, писал  Аристотель, - которое достигается  посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большом количестве. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия, либо тирания.” [3] По его мнению, многочисленный средний класс сплачивает общество, предотвращает раскол граждан на противоборствующие партии и тем самым стабилизирует государство. Власть большинства будет только тогда наилучшей формой правления, когда оно состоит не из бедняков, демоса, а из средних в имущественном отношении, умеренных в нравах и претензиях к государству людей. Те виды государственного строя, которые имеют уклон в сторону демократии Аристотель называл ” политией”.

Античная демократия заботилась о  создании благоприятных условий  для участия граждан в управлении делами государства. За счет использования  труда рабов (большинство семей  имели от одного до десяти рабов) граждане обладали для этого достаточным  свободным временем. Кроме того, бедные получали поддержку из государственной  казны, а также плату за присутствие  на общественных мероприятиях. Тем  самым всем обеспечивался необходимый  для занятия общественными делами “прожиточный минимум “. Общественное мнение также стимулировало политическую активность народа, оценивая участие  в политике как единственное достойное  занятие афинского гражданина.

Все эти факты позволяют характеризовать  античную модель народовластия как  демократию преимущественно социальную, т.е. не только провозглашающую равенство  политических прав, но и обеспечивающую более или менее равные социальные условия, необходимые для их фактического использования.

1.3 Народное собрание

В афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным институтом власти служило Народное собрание. Именно в нем без каких- либо опосредующих звеньев - партий, парламента или бюрократии - формировалась общая воля, принимались  законы и решения. Власть народного  собрания ничем не ограничивалась и  простиралась на любые проявления частной  жизни. Абсолютность и всепроникновение власти таили в себе опасность вырождения демократии в тиранию.

Пока Народное собрание находилось под влиянием таких мудрых и авторитетных вождей, как Перикл, и противоречия между богатыми и бедными гражданами были сглажены, всевластие большинства  сочеталось с терпимостью к различным  мнениям, свободе слова и не перерастало  в расправу над меньшинством. Однако со сменой авторитетов и ростом имущественного неравенства граждан, усилением  влияния черни и общим падением нравов Афинская республика приобрела  черты охлократии и тирании большинства.

Всевластие демоса превратилось в абсолютное. Законодатель в лице большинства стал выше закона и попытался решениями, принимаемыми плебсом на рыночной площади, управлять военными действиями, присуждая к смертной казни военачальников за проигранные сражения. Частым явлением стали расправы бедных над богатыми, гонения на еретиков и инакомыслящих, в том числе виднейших философов и мудрецов.

Всевластие большинства над  меньшинством позволяет характеризовать  афинскую демократию как форму правления  с сильными деспотическими и даже тоталитарными тенденциями. Неэффективность  правления, коррупция, произвол в отношении  к меньшинствам, исключение из числа  граждан некоренных афинян, преследование  инакомыслящих - все это вызывало недоверие к демократии и усиливало  лагерь политической оппозиции. .Активизация борьбы за власть побудила афинян принять в 410 г. до н.э. специальный закон, предусматривающий смертную казнь и конфискацию имущества лиц, посягающих на демократию.

Однако спасти демократию не смогли ни карательные меры, ни даже пришедшее  на ее закате осознание необходимости  конституционно ограничить решения  большинства и тем самым оградить государство и граждан от капризов и сиюминутных настроений плебса. Афинская республика была подорвана  не только вырождением демократии, но прежде всего экономическими причинами, низкой эффективностью труда рабов, а также военными поражениями. Олигархический переворот 411 г. до н.э. положил начало периоду политической нестабильности и постепенной ликвидации демократической  формы правления.

1.4 Падение демократии

Вырождение и падение наиболее развитой формы древнего народовластия - Афинской республики - носило локальный  характер. Государства, по осново-полагающим качествам схожие с афинской демократией, существовали в Древнем Риме, Древнем Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик. В целом же в период средневековья в Европе и во всем мире на многие века утвердилось господство авторитарных, преимущественно монархических форм правления. Доминирующим представлением о государственном устройстве стало восприятие общества как единого, сложного, иерархически организованного организма, в котором каждая общественная группа должна "знать свое место" - выполнять определенную общественную функцию и подчиняться власти. Само слово "демократия" исчезло из европейского политического лексикона почти на две тысячи лет, и если оно иногда и использовалось, то не иначе, как в негативном, аристотелевом значении неправильной, извращенной формы правления, разрушительной власти черни.

Однако идеи ограничения монархической  власти, обращения ее на службу народу пронизывают всю историю человечества. Огромное влияние на утверждение  демократически ориентированного мировоззрения  оказало христианство.

Под влиянием христианства в средние  века утвердились идеи о том, что  монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение  концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе  стороны.

Большое влияние на подготовку благоприятной  духовно-нравственной почвы для  демократии оказали средневековые  религиозные движения - "соборное движение" в католической церкви, выступающее против независимости  церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и  за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего  христианства. Под влиянием развивающегося в Европе капитализма и связанного с ним индивидуалистического  мировоззрения эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции получили широкое признание и распространение. Многие из них легли в основу новых  демократических моделей государственного правления, оказавших прямое влияние  на демократию конца XX в.

Информация о работе Шпаргалка по Политологии