Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

 

52. Коммунизм, фашизм  и националсоциализм как тоталитарные режимы В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) наиболее ярко выражает основные черты тоталитарного  строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и автономии  личности. Несмотря на преимущественно  тоталитарные формы политической организации, социалистической системе были присущи  и гуманные политические цели. В  СССР повысился уровень образования  народа, была обеспечена социальная защищенность населения, развивались экономика, космическая и военная промышленность и т. д., снизился уровень преступности.

Фашизм — правоэкстремистское  политическое движение, возникшее в  обстановке революционных процессов  после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти, восстановлению или очищению «народной души», обеспечению коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Он выражал интересы реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй  возник в Германии в 1933 г. Целью было мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность  направлена, прежде всего, вовнутрь —  против собственных граждан, то в национал-социализме — вовне, против других народов.

 

53. Политическая система  общества: понятие и структура Политической системой общества называют упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Само понятие «политическая система» раскрывает механизм регулирования политических процессов, формирования и функционирования политической власти. Политическая система — это механизм организации и реализации политической деятельности. Под термином «система» в политологии подразумеваются все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Характерные элементы структуры политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.; 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

 

54. Функции политической  системы 1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.); 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных  интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных  субъектов политических отношений  посредством распределения материальных  и духовных ценностей в соответствии  с теми или иными идеалами  конкретного общества (именно в  сфере распределения сталкиваются  интересы разнообразных общностей  людей); 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); 7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); 8) легитимация политической власти (т. е. достижение соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

55. Демократический, авторитарный  и тоталитарный типы политических  систем Характерные черты политической системы демократического типа: 1) правление большинства; 2) свобода критики и оппозиции правительству; 3) защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу;

4) право народа на участие  в решении государственных дел; 5) уважение и охрана права человека.

Черты авторитарной политической системы: 1) использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности; 2) ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции; 3) централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; 4) сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Черты тоталитарной политической системы: 1) отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; 2) стирание грани между личным и общественным.

 

56. Классификации политических  систем 1. По критерию характера взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на: а) закрытые — имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, так как ресурсы развития находят внутри (СССР, Венгрия, Болгария); б) открытые — активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические государства Запада).

2. По политическому режиму выделяются: а) тоталитарные — характерны  полное подчинение личности и  общества власти, регламентация  и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства; б) авторитарные — характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства; в) демократические — предполагают приоритет прав личности, контроль общества над властью. 3. По содержанию и формам управления французский политолог Ж. Блондель делит политические системы на: — либеральные демократии — принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; — коммунистические системы — ориентированы на ценности равенства, социальной справедливости; — традиционные политические системы — опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; — популистские политические системы — преобладают в развивающихся странах; используют стремление к уравниванию в распределении благ; — авторитарно-консервативные политические системы — стремятся сохранить социальное и экономическое неравенство, ограничение политического участия населения. 4. По классовому принципу выделяются системы: рабовладельческая — власть в руках рабовладельцев; феодальная — власть в руках феодалов; капиталистическая — власть в руках капиталистов; коммунистическая (социалистическая) — власть в руках народа.

 

 

57. Место и роль государства  в политической системе общества Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

государство представляет собой универсальную  территориальную форму организации  политической власти в социально  неоднородном обществе. Благодаря государству  и вокруг государства происходит институциональное оформление политической власти. В этом контексте понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Только государство концентрирует в себе многообразие политических интересов, регулирует явления политической жизни через правовые нормы и принуждение. Ни партии, ни общественные движения не обладают такой всеохватностью самых разных слоев населения, как государство. Государственные решения являются обязательными для всех граждан этого государства, их всеобщее значение обусловлено самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Упорядочивая права и обязанности граждан, государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, используя ресурсы общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Именно поэтому государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества.

Для выполнения своих властных функций  государство обладает следующими признаками: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий; 3) является носителем государственного суверенитета; 4) располагает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 5) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т. п.); 6) имеет, как правило, монополию на правотворчество.

 

58. Происхождение государства Государство — это политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Государство возникло при переходе от бесклассового общества к обществу стратифицированному, т. е. разделенному на неравноправные большие группы.

Причинами возникновения государства  были: 1. Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т. п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами. 2. Необходимость организации крупных общественных работ, объединение в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т. п. 3. Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации. 4. Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые. 5. Необходимость ведения войн как оборонительных, так и захватнических. Становится выгодным жить за счет грабежа соседей.

 

59. Понятие и признаки  государства Государством называется организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества: 1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть была и в первобытном обществе, но в ее осуществлении участвовали все. В государстве власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Это особая группа людей, которая занимается только управлением, не участвует в общественном производстве, выражает интересы определенной части общества (класса, социальной группы и т. п.) или же свои собственные. 2. Взимание налогов и сборов. Государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества, для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов. 3. Разделение населения по территориальному принципу. В первобытном обществе все его члены делились по родоплеменному принципу, в государстве население разделено по территориальному принципу. Так удобнее взимать налоги, так легче управлять, отслеживая не перемещение людей, а только наличие способных платить. Признаки государства, отличающие его от других сообществ и союзов: 1) Это единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т. п.) не охватывает все население. Государство обладает суверенитетом — внешним (от других государств в международных отношениях) и внутренним (от всякой иной власти внутри страны). 2) Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т. п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), обеспечивающие реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами. 3) Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"