Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Двухпартийная система – это наличие 2-х сильных политических партий, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать своё правительство. Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Также это Великобритания, Канада, Австралия.
Многопартийная система – в государстве существует 3 и более партий. Эта система наиболее типична для парламентской формы правления, и в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей, они участвуют в создании коалиционного правительства. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объёме: от 12 партий в Нидерландах, до 4 в странах Скандинавии, или 3 партий в Бельгии, ФРГ, Австрии. Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия, или Франция. В этих странах обычно формируются коалиционные правительства.
Вопрос 24.
Становление партийной системы в Республике Беларусь
Формально начало белорусской многопартийности было положено в 1991 году, когда был зарегистрирован целый ряд политических партий. Среди них были такие организации, как Объединенная демократическая партия Беларуси, Белорусская Социал-демократическая Грамада, которые в своих программных документах открыто заявили о неприятии коммунистической идеи и стремлении влиять на власть и добиваться власти. Заметим также, что в том же 1991 году был зарегистрирован и Белорусский народный фронт, который к тому времени уже имел почти двухлетний опыт политической деятельности (учредительный съезд БНФ состоялся в 1989 году). С этого момента процесс появления новых политических партий приобрел необходимую динамику. Так, в 1994 году было зарегистрировано уже 17 партий, в 1995 - 29, в 1998 - 41.
Становление политических партий в Беларуси имело свои особенности. Их возникновение в большей мере было обусловлено внешними факторами и импульсами. Разумеется, мы говорим о внешнем влиянии с известной долей условности, поскольку имеем в виду не только проникновение западных ценностей и стандартов политической жизни, но и те политические процессы, которые имели место в соседних республиках тогда еще единого государства. Прежде всего, мы имеем в виду становление национальных фронтов (с обязательной в то время добавкой "в поддержку перестройки") в Прибалтике и выход в публичную политику российской (преимущественно столичной) либеральной интеллигенции.
В целом процесс партогенеза в Беларуси происходил по традиционной схеме: от аристократических группировок к политическим клубам. Говоря об аристократии, мы, разумеется, не имеем в виду группы людей, объединенных общим благородным происхождением. Речь идет о политической аристократии, которая включает в себя людей с сознательной гражданской позицией и обостренным чувством ответственности за судьбу своей страны. Именно они стояли у истоков политических перемен.
Осуществление первых программных разработок, обретение опыта политической и (для некоторых партий) парламентской деятельности способствовали превращению партий в политические клубы, которые становились более или менее заметными субъектами политических процессов. Так, в Верховном Совете XII созыва Белорусский народный фронт сумел создать свою фракцию, которая насчитывала 37 человек. При этом ее влияние на парламентскую деятельность было вполне ощутимым.
Важным событием в становлении белорусской многопартийности можно считать и принятие в 1994 году Закона "О политических партиях", в котором было дано определение политической партии, изложен порядок регистрации, зафиксирована минимально необходимая для регистрации численность, а также территориальный принцип организации. Кроме того, ст.5 закона декларировала, что "государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий".
Определенный толчок к развитию политические партии получили в 1995 году в связи с выборами в Верховный Совет XIII созыва.
С 1996 года, ставшего драматическим рубежом в новейшей политической истории Беларуси, начался и новый этап в деятельности белорусских политических партий. При этом последние несколько лет можно назвать самыми сложными в их развитии. Официальные власти, которые никогда не стремились к налаживанию эффективной коммуникации с другими политическими субъектами, стали относиться к оппозиционным политическим партиям как антигосударственным образованиям, трактуя их стремление к участию во власти как своего рода подрывную и едва ли не противозаконную деятельность. Сегодня оппозиционные политические партии существуют не благодаря государству, а скорее вопреки его действиям. Достаточно сказать, что после перерегистрации политических партий и общественных объединений, проведенной в 1999 году, в Беларуси осталось 17 политических партий (в начале 1999 года их было 27).На данный момент в нашей Республике всего 15 партий.
Общественные объединения и движения
Общественные объединения являются формированиями граждан на основе их свободного и сознательного волеизъявления и общности интересов, их разновидностями являются общественные организации и общественные объединения.Общественные объединения - объединения, созданные с целью реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, интересов человека, которые способствуют развитию творческой активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами.
Право на объединение является неотъемлемой частью прав человека и гражданина. Оно провозглашено Всеобщей декларацией прав человека. Конституции демократических государств гарантируют свободу создания общественных объединений, деятельность которых должна основываться на демократических принципах, отвечать требованиям открытости и гласности. Полномочия общественных объединений не могут быть основанием для ограничения конституционных прав и свобод их участников.
В большинстве стран мира общественные объединения для осуществления своих целей и задач, предусмотренных уставами, пользуются правами:
Государство создает равные
возможности для деятельности
всех общественных объединений.
Не подлежат легализации
На основе законодательное определенных прав и ограничений общественные объединения выполняют ряд функций. Правда, однозначного взгляда о них еще не выработано, однако чаще всего называют оппозиционной, защитную, воспитательную, кадровую функции.Оппозиционная функция, ее роль заключается в предотвращении чрезмерной централизации и усилении власти государства, содействии прогрессивному развитию гражданского общества. Для достижения цели общественные объединения прибегают к различным средствам: поддержки или несогласия с государственными решениями, выдвижение альтернативных программ, апелляции к общественному мнению, контроля и т.п., благодаря чему управления «сверху» дополняется самоуправлением общественности «снизу».
Общественные объединения в Республике Беларусь
В Беларуси зарегистрировано более 2,2 тыс. общественных объединений, свыше 30 тыс. их организационных структур, а также 16 союзов общественных объединений, действующих во всех регионах республики. Общественные объединения зачастую берут на себя заботу о ветеранах, экологии, памятниках истории и культуры, инвалидах, больных детях, многодетных семьях, иных категориях граждан, нуждающихся в поддержке. Эту работу члены общественных объединений осуществляют на добровольных началах и, как правило, без какой-либо оплаты их труда. Примерно четвертая часть общественных объединений Беларуси занимается социальной защитой и реабилитацией различных слоев населения. Спортивную направленность развивают 19,35% общественных объединений Беларуси. 17,44% и 17,19% соответственно относят свою деятельность к образовательному и благотворительному направлениям. По информации Министерства юстиции Республики Беларусь более половины общественных объединений имеют просветительную и культурно-спортивную направленность.
Если общественные объединения хотят «выжить» в изменяющихся социально-экономических условиях, они должны сами уметь «зарабатывать» деньги. Гражданский Кодекс Республики Беларусь предусматривает условия производственно-хозяйственной деятельности общественных объединений, прибыль от которой направлена на выполнения уставных целей задач общественного объединения.
Специфической особенностью общественного сектора всех постсоветских стран, в том числе Беларуси, является установка общественных объединений не на партнерские взаимоотношения, а на единичный выигрыш отдельного общественного объединения. Конкурентная борьба между общественными объединениями идет не столько за людей, за территории влияния, сколько за идеи.
Современный этап развития Беларуси, полный сложностей и противоречий, ставит задачи научного анализа социальных структур, институтов и процессов, которые способствуют решению политических, социально-экономических и иных проблем.
Вопрос 25.
Выборы как политический институт, их функции и правовые основы. Избирательный процесс и его основные стадии.
Политические выборы- способ формирования высших и местных органов гос власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии м действующей избирательной системой.
Выборы являются каналом, посредством которого выявляется воля народа, способом смены политической элиты, средством политической социализации личности.
Выборы:
Функции выборов:
Принципы выборов:
Избирательный процесс – многообразие событий, которое инициируется и создаётся людьми в преддверье и во время выборов в гос органы.
Стадии избирательного процесса:
1) назначение выборов;
2) формирование избирательных комиссий;
3) предоставление сведений об избирателях, составление и уточнение списков избирателей;
4) образование избирательных
округов и избирательных
5) выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов), избирательных инициатив;
6) проведение предвыборной агитации и финансирование ее мероприятий;
7) проведение голосования,
определение его итогов и
8) регистрация избранных
депутатов, выборных должностных
лиц, опубликование итогов
Структура:
Политические ценности( сущностные элементы политики, процессов и норм политической жизни)
Избирательные кампании (совокупность методов, средств, действий, предпринимаемых политическими партиями для достижения предвыборных целей)
Политические права
совокупность юридических норм, регулирующих участие в выборах)
Избирательные технологии( совокупность способов воздействия на людей с целью повлиять на их решение)
Избирательная система
Политический маркетинг
Исторические традиции выборов
Электоральная культура( совокупность ориентаций, которые определяют позиции граждан в избирательном процессе)
Вопрос 26.
Современные избирательные системы и их разновидности. Избирательная система Республики Беларусь
Избирательная система- система общественных отношений, связанные с выборами органов публичной власти; порядок организации и проведения выборов, закреплённый в юридических нормах, способы определения результатов и распределения депутатских мандатов.
Типы избирательных систем:
Мажоритарная:
Достоинство с-мы:
Универсальность: можно и для гос органов и для Президента. Учитывает личные достоинства кандидата. Сильная оппозиция.
Недостаток:
Сужает возможности небольших партий провести своих представителей ко власти.