Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции рпп.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

3. Монополии, возникающие в результате обладания  исключительными правами, могут  также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской  деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов, исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

 

18.2. Понятие  и виды монополистической

деятельности на товарных рынках

 

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом, монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Согласно  ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" хозяйствующими субъектами признаются  российские и иностранные коммерческие  организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная  монополистическая деятельность, которая  проявляется как злоупотребление  со стороны хозяйствующего субъекта  своим доминирующим положением  на рынке. В зависимости от  целей злоупотребления могут  проявляться в виде:

- изъятия  товаров из обращения, целью или  результатом которого является  создание или поддержание дефицита  на рынке либо повышение цен;

- навязывания  контрагенту условий договора, невыгодных  для него или не относящихся  к предмету договора, включения  в договор дискриминирующих условий;

- создания  препятствий доступу на рынок  другим хозяйствующим субъектам;

- создания  условий доступа на товарный  рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые  ставят один или несколько  хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

- нарушения  установленного нормативными актами  порядка ценообразования;

- установления  монопольно высоких или монопольно  низких цен;

- сокращения  или прекращения производства  товаров, на которые имеется спрос  или заказы потребителей, при  наличии безубыточной возможности  их производства;

- необоснованного  отказа от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) коллективная  монополистическая деятельность  в виде соглашений (согласованных  действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости  от субъектного состава различают:

- соглашения (согласованные действия) конкурирующих  субъектов, имеющих в совокупности  долю на рынке определенного  товара более 35%. Эти соглашения  или согласованные действия могут  быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- соглашения  неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений названным Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

2. В зависимости  от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности:

1) индивидуальную  монополистическую деятельность, которая  проявляется в форме издания  актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

- ограничение  самостоятельности хозяйствующих  субъектов;

- создание  дискриминирующих условий деятельности  для отдельных субъектов;

- создание  благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

- введение  ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

- необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

- установление  запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного  региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

- выдачу  хозяйствующим субъектам указания  о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

- создание  необоснованных препятствий для  создания новых хозяйствующих  субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.;

2) коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается  заключение соглашений государственных  органов и органов местного  самоуправления с другим органом  власти или управления либо  с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений могут быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

 

18.3. Понятие  и формы недобросовестной

конкуренции на товарных рынках

 

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").

Признаки недобросовестной конкуренции:

- недобросовестная  конкуренция, в отличие от монополистической  деятельности, может осуществляться  только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;

- данные  действия будут рассматриваться  как правонарушения, если они  противоречат не только положениям  действующего законодательства, но  и обычаям делового оборота, требованиям  добропорядочности, разумности, справедливости;

- субъектами  недобросовестной конкуренции могут  быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные  организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, а также индивидуальные  предприниматели;

- целью  активных действий субъектов  недобросовестной конкуренции является  приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности;

- в результате  действий конкурентам могут быть  причинены убытки или нанесен  ущерб их деловой репутации. Достаточно  лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Формы недобросовестной конкуренции определены в разделе III Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К их числу, в частности, относятся:

- распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений, способных причинить убытки  другому хозяйствующему субъекту  либо нанести ущерб его деловой  репутации;

- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых им товаров с  товарами других хозяйствующих  субъектов;

- продажа  товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой  информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Следует иметь в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", не является исчерпывающим.

 

18.4. Правовое  положение антимонопольного органа

 

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на ФАС России.

Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган вправе:

1) при наличии  признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания;

2) выдавать  хозяйствующим субъектам обязательные  для исполнения предписания:

- о недопущении  действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства;

- об устранении  последствий нарушения антимонопольного  законодательства;

- о восстановлении  положения, существовавшего до нарушения  антимонопольного законодательства;

- о принудительном  разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций;

- об изменении  условий или о расторжении  договоров и иных сделок;

- о заключении  договоров с хозяйствующими субъектами;

- о перечислении  в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;

- об изменении  или ограничении использования  фирменного наименования;

- о выполнении  экономических, технических, информационных  и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий;

- о совершении  действий, направленных на обеспечение  конкуренции;

3) выдавать  федеральным органам исполнительной  власти, органам исполнительной  власти субъектов РФ, органам  местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

- об отмене  или изменении принятых ими  актов, противоречащих антимонопольному  законодательству;

- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

- о расторжении  или об изменении соглашений, заключенных ими и противоречащих  антимонопольному законодательству;

- о совершении  действий, направленных на обеспечение  конкуренции;

4) привлекать  коммерческие организации и некоммерческие организации, их руководителей, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях;

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"