Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции рпп.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград и т.п.

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Заведомо ложная реклама - реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Законодательством предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. Контрреклама - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.

За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден Приказом МАП России от 13 ноября 1995 г. N 147. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.

 

19.4. Государственный  контроль и

саморегулирование в области рекламы

 

Контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет федеральный антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба РФ, которая наделена следующими полномочиями:

- предупреждает  и пресекает факты ненадлежащей  рекламы, допущенные юридическими  и физическими лицами;

- направляет  рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;

- направляет  материалы о нарушениях законодательства  РФ о рекламе в органы, выдавшие  лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

- направляет  в органы прокуратуры, другие  правоохранительные органы по  подведомственности материалы для  решения вопроса о возбуждении  уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы;

- вправе  предъявлять иски в суды, арбитражные  суды, в том числе в интересах  неопределенного круга потребителей  рекламы, в связи с нарушением  рекламодателями, рекламопроизводителями  и рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой;

- вправе  заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями  и рекламораспространителями соглашения  о соблюдении ими правил и  обычаев рекламной практики.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.

Помимо государственных органов, контроль в сфере производства и распространения осуществляют органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О рекламе" они имеют следующие полномочия:

- привлекаются  к участию в разработке требований  к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов;

- проводят  независимую экспертизу рекламы  на предмет установления ее  соответствия требованиям законодательства  РФ о рекламе и направляют  соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;

- привлекаются  федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля  за соблюдением законодательства  РФ о рекламе;

- направляют  в органы прокуратуры материалы  и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства РФ о рекламе.

Органы саморегулирования в области рекламы также вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством РФ о рекламе.

При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.

 

 

Тема 20. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

20.1. Понятие, принципы и виды аудита

 

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое  консультирование;

3) анализ  финансово-хозяйственной деятельности  организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое  консультирование, в том числе  связанное с реструктуризацией  организаций;

5) правовое  консультирование, а также представительство  в судебных и налоговых органах  по налоговым и таможенным  спорам;

6) автоматизацию  бухгалтерского учета и внедрение  информационных технологий;

7) оценку  стоимости имущества, оценку предприятий  как имущественных комплексов, а  также предпринимательских рисков;

8) разработку  и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение  маркетинговых исследований;

10) проведение  научно-исследовательских и экспериментальных  работ в области, связанной с  аудиторской деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе  на бумажных и электронных  носителях;

11) обучение  в установленном законодательством  РФ порядке специалистов в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью;

12) оказание  других услуг, связанных с аудиторской  деятельностью (ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами исключительной компетенции, так как им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Ниже перечислены принципы аудиторской деятельности.

1. Принцип  независимости заключается в  том, что аудитор не должен  иметь финансовой, имущественной, родственной  и иной заинтересованности в  отношении проверяемого хозяйствующего  субъекта. Согласно ст. 12 Федерального  закона "Об аудиторской деятельности" аудит не может осуществляться:

- аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за  организацию и ведение бухгалтерского  учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными  лицами, бухгалтерами и иными  лицами, несущими ответственность  за организацию и ведение бухгалтерского  учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

- аудиторскими  организациями, руководители и иные  должностные лица которых являются  учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторскими  организациями, руководители и иные  должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторскими  организациями в отношении аудируемых  лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых  лиц, для которых эти аудиторские  организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

- аудиторскими  организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам - в отношении этих лиц.

2. Принцип  профессиональной компетентности  аудиторов выражается в том, что  высокий уровень оказываемых  аудиторами услуг обеспечивается  имеющимся у них объемом знаний  и навыков. В связи с этим  законодательство РФ устанавливает довольно высокие требования к профессиональным аудиторам: наличие высшего образования, стажа работы, необходимость сдачи квалификационного экзамена и др.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"