Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций
Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29
Роль фирм среднего предпринимательства в рыночной экономике представляется чрезвычайно неоднозначной. Во-первых, они занимают как бы промежуточное положение, не обладая многочисленностью и гибкостью мелких фирм, но составляя им конкуренцию. Во-вторых, средние фирмы представляют постоянный источник конкуренции капитала и производства. В-третьих, в жесткой рыночной конкуренции средние фирмы часто могут выжить, только занимая определенные ниши рынка, где они могут стать монополистами. Есть свои плюсы и минусы и у крупных предпринимательских структур.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие и характеристика юридического лица.
2. Учредительные документы для реализации деятельности юридического лица.
3. Устав и учредительный
договор, отличие, основные
4. Финансово-промышленные группы, их роль в экономике страны, региона.
5. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта
В деятельности хозяйствующего
субъекта для эффективного управления
(менеджмента) организацией нарушения
или несоответствие внутренним и
внешним правовым нормам, таким как
законы, подзаконные акты регуляторов,
правила, регламенты, предписания, учредительные документы выступают в виде
правовых рисков. В России правовые риски
приобретают особое значение, так как
в силу сравнительно короткой истории
существования рыночной экономики в законодательстве
по-прежнему отсутствует четкая нормативная
база, а зачастую и базовые определения
в сфере осуществления внутреннего контроля
за соблюдением государственных нормативов
и стандартов в деятельности хозяйствующего
субъекта. Такие риски проявляются в следующем:
- несоблюдение организацией требований
нормативных правовых актов и заключенных
договоров;
- допускаемые правовые ошибки при осуществлении
деятельности (неправильные юридические
консультации или неверное составление
документов, в том числе при рассмотрении
спорных вопросов в судебных органах);
- нарушения контрагентами нормативных правовых актов,
а также условий заключенных договоров.
Наиболее распространенные нарушения
государственных нормативов и стандартов
в деятельности хозяйствующего субъекта:
Квалификация сделок
хозяйствующего субъекта как недействительных.
Мошенничество.
Нарушение антиотмывочного законодательства
(вывод средств из фискального оборота).
Нарушение норм представления финансовой
и иной отчетности.
Нарушение антимонопольного законодательства
(в том числе картельные сговоры).
Нарушение норм добросовестной конкуренции.
Налоговые правонарушения.
Оптимальной может представляться классификация
нарушений нормативных предписаний в
зависимости от сферы их совершения по
мере убывания их важности:
1) в сфере недружественных захватов и
поглощений;
2) в сфере налоговых отношений;
3) в сфере владения и управления недвижимостью,
а также другими активами компании;
4) в сфере корпоративных отношений;
5) при осуществлении судебно-исковой деятельности;
6) при заключении договоров с контрагентами.
Основные причины нарушений нормативов и стандартов
в деятельности хозяйствующего субъекта
кроются в следующем:
- ошибки персонала (
- пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов (внешние - форс-мажор);
- мошенничество и другие преступные действия (криминал) как персонала, так и с участием третьих лиц.
Причины таких нарушений
- это внутренние факторы, к которым
относятся: несоблюдение кредитной
организацией требований нормативных
правовых актов и заключенных
договоров законодательства РФ, в том числе по идентификации
и изучению клиентов, установлению и идентификации
выгодоприобретателей, учредительных
и внутренних документов; несоответствие
внутренних документов... а также неспособность
своевременно приводить деятельность
и внутренние документы в соответствие
с изменениями законодательства; неэффективная
организация правовой работы, приводящая
к юридическим ошибкам в деятельности
вследствие действий служащих или органов
управления; нарушение условий договоров;
недостаточная проработка правовых вопросов
при разработке и внедрении новых технологий
и условий проведения финансовых, хозяйственных
операций и других сделок, финансовых
инноваций и технологий. К внешним факторам
нарушений государственных нормативов
и стандартов относятся: несовершенство
правовой системы (отсутствие достаточного
правового регулирования, противоречивость
законодательства РФ, его подверженность
изменениям, в том числе в части несовершенства
методов государственного регулирования
и(или) надзора, некорректное применение
законодательства иностранного государства
и(или) норм международного права), невозможность
решения отдельных вопросов путем переговоров
и как результат - обращение в судебные
органы для их урегулирования; нарушения
контрагентами нормативных правовых актов,
а также условий заключенных договоров;
нахождение кредитной организации, ее
филиалов, дочерних и зависимых организаций,
клиентов и контрагентов под юрисдикцией
различных государств.
Последствиями нарушений нормативов и
стандартов в деятельности хозяйствующего
субъекта являются: юридические санкции
или санкции регулирующих органов; существенные
финансовые убытки и/или потери репутации
фирмы в результате несоблюдения ею законов,
инструкций, правил, стандартов саморегулирующих
организаций или кодексов поведения, касающихся
предпринимательской деятельности
Эффективность осуществления внутреннего
контроля за соблюдением нормативов и
стандартов в деятельности хозяйствующего
субъекта определяется возможностью избежать
появления опасного для организации уровня
риска при полном соблюдении сторонами
предпринимательских отношений, действующих
законодательных и нормативных актов,
внутренних документов и процедур компании.
Отсюда можно сделать вывод, что достижение
стратегических и операционных целей
хозяйствующего субъекта зависит от внешних
событий, которые не всегда могут быть
контролируемы организацией. Соответственно,
в отношении данных целей осуществление
внутреннего контроля за соблюдением
государственных нормативов и стандартов
может предоставить только разумную гарантию
того, что руководство и совет директоров,
выполняющий функцию надзора, будут своевременно
проинформированы о том, в какой степени
организация продвигается к достижению
целей. Предполагается, что хозяйствующие
субъекты-предприниматели осуществляют
свою деятельность в соответствии с принципами
собственной регуляции и не исключают
возможности совершения ими противоправных
действий, которые могли бы произойти
ввиду их деятельности. Наличие такой
должности (функции) и есть тот признак,
когда организации демонстрируют то, что
их деятельность осуществляется в соответствии
с регуляционными и нормативными правовыми
актами.
Сферой такого контроля является довольно
широкий круг источников, включая: 1) законы,
правила и стандарты, принимаемые законодательными
и надзорными органами, рыночные соглашения,
договоры; 2) кодексы, принимаемые отраслевыми
ассоциациями, и внутренние кодексы поведения,
касающиеся персонала, - они шире юридически
обязательных требований и включают более
общие стандарты надежности и этического
(профессионального) поведения.
Таким образом, перечень
нормативов и стандартов в деятельности
хозяйствующего субъекта обширней из-за
включения в него не только положений
законодательства, но и норм корпоративной
этики, внутренних кодексов поведения.
Внутренний контроль соблюдения нормативов и стандартов в деятельности
хозяйствующего субъекта осуществляется
в целях:
- постоянного наблюдения
за сферой совершаемых
- принятия мер по
поддержанию приемлемого
- соблюдения всеми
работниками компании
- исключения вовлечения
организации и участия его
служащих в осуществлении
Задачами внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта можно считать следующие:
- получение оперативных
и объективных сведений о
Методы внутреннего контроля соблюдения
государственных нормативов и стандартов
в деятельности хозяйствующего субъекта:
- выработка рекомендаций
правового характера по
- качественный метод оценки правовых
ошибок и правонарушений;
- при внедрении новых технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий учет положений внутренних документов компании и требования законодательства;
- контроль со стороны
уполномоченных подразделений
С целью управления и внутреннего
контроля соблюдения государственных
нормативов и стандартов хозяйствующим
субъектом проводятся следующие
мероприятия:
- разработка внутренних
правил согласования и визирования юридически значимой
для компании документации;
- проведение разграничения полномочий
сотрудников;
- проведение проверок соблюдения действующего
законодательства (соответствие контрактных
и внутренних документов компании действующему
законодательству, нормативным документам
регулирующих органов);
- проведение документарного контроля;
- разработка локальных нормативных актов
и подготовка типовых форм договоров;
- обязательное участие сотрудников правового
отдела в процессе вывода на рынок новых
услуг;
- мониторинг действующего законодательства
с доведением основных и значимых изменений
в оперативном порядке до сотрудников
структурных подразделений компании через
внутреннюю корпоративную сеть.
Как правило, при проведении
процедуры внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов
хозяйствующим субъектом действия юристов
направлены на рассмотрение следующих
вопросов.
1. Корпоративное управление, включающее:
1) учредительные документы компании;
2) юридический статус компании;
3) основные документы, определяющие корпоративное
управление компании;
4) копии протоколов заседаний совета директоров,
собраний акционеров, всех рабочих групп
и комитетов компании;
5) список основных доверенностей компании
2. Акции и акционеры компании, включающие:
1) основные сделки с акциями компании
и данные об изменении владельцев;
2) список акционеров компании;
3) имущественные и неимущественные права
акционеров компании;
4) соглашения акционеров компании;
3. Регулирующие аспекты деятельности
компании, включающие лицензии и разрешения
компании.
4. Основные контракты и прочие транзакции,
включающие:
1) контракты с основными поставщиками
и покупателями;
2) займы, гарантии, лица, имеющие гарантии,
различные типы векселей и обязательств;
3) анализ договоров аренды/лизинга помещений
и других активов: виды, объемы, сроки действия,
механизм ценообразования, возможность
расторжения и/или перезаключения на отличных
условиях.
5. Документы, подтверждающие имущественные
права компании, включающие:
1) права на недвижимость и прочие активы
компании;
2) акции и прочие ценные бумаги, которыми
владеет компания;
3) прочие существенные материальные и
нематериальные активы компании;
4) договоры залога, закладные и прочие
обязательства по активам компании.
6. Персонал и трудовые отношения, включающие
коллективный договор и прочие соглашения
между персоналом и компанией.
7. Судебные иски и прочие претензии, включающие:
1) судебные иски к компании (основные случаи);
2) основные существующие претензии/судебные
иски;
3) основные неудовлетворенные претензии/судебные
иски.
В содержание внутреннего контроля соблюдения
нормативов и стандартов хозяйствующим
субъектом входят:
- проведение правовой экспертизы корпоративных
документов на предмет их соответствия
требованиям действующего законодательства;
- анализ правоустанавливающих документов,
договоров и иных сделок компании, соблюдения
порядка совершения и регистрации сделок
с недвижимостью;
- правовая экспертиза гражданско-правовых
договоров, соглашений, используемых в
повседневной работе компании;
- правовая оценка сделок на предмет их
ничтожности, оспоримости, незаключенности;
- правовая экспертиза документации, являющейся
основанием для налогообложения, применения
льгот по налогообложению;
- анализ соответствия действующему законодательству
решений и действий государственных органов,
контролирующих исчисление и уплату налогов;
- анализ документов, регулирующих трудовые
правоотношения в компании, в частности
коллективных договоров, соглашений, трудовых
договоров;
- правовая экспертиза судебных дел на
любой стадии судопроизводства;
- правовой анализ документов по внедоговорным
отношениям компании с третьими лицами;
- правовой анализ отношений, связанных
с вопросами антимонопольной политики;
- правовой анализ отношений, связанных
с использованием товарных знаков, знаков
обслуживания, наименований мест происхождения
товаров;
- правовой анализ отношений, связанных
с участием компании в управлении иными
хозяйствующими субъектами.
Результат внутреннего
контроля соблюдения государственных
нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом - объективный
и достоверный отчет о деятельности компании,
позволяющий заинтересованному лицу -
заказчику (проверяющему) принять взвешенное
решение.
Внутренний контроль соблюдения государственных
нормативов и стандартов хозяйствующим
субъектом позволяет повысить значение
юридической службы, а также, что немаловажно,
- увеличить ее бюджет. Внутренний контроль
может положительно сказаться на работе
и других подразделений компании. Ведь
менеджеры ждут от юристов четкой оценки
юридических рисков.
В целях обеспечения
эффективного внутреннего контроля
соблюдения нормативов и стандартов
хозяйствующим субъектом совету
директоров (наблюдательному совету),
единоличному и коллегиальному исполнительному
органу организации рекомендуется:
- устанавливать порядок внесения соответствующих
изменений в учредительные, внутренние
документы организации в случаях изменения
законодательства Российской Федерации;
- установить периодичность представления
отчетов по вопросам внутреннего контроля;
- при разработке и внедрении новых технологий
и условий осуществления финансовых операций
и других сделок, иных инноваций и технологий
учитывать положения учредительных документов
организации, требования законодательства
Российской Федерации и стран местонахождения
зарубежных филиалов организации, дочерних
и зависимых организаций;
- осуществлять эффективные
программы подготовки служащих
и выделять для этого
- разработать порядок
контроля (Типовое положение) за
соблюдением структурными
- осуществлять оценку
уровня правового поведения
- определить наиболее
значимые для организации (
- установить порядок
рассмотрения договоров, не относящихся к стандартным;
- возложить на подразделение (служащего)
по управлению правовым риском организацию
работы по минимизации правовых рисков;
- установить контроль
за соответствием документации,
которой оформляются
Выявление и оценка уровня
правового состояния/поведения
Мониторинг законодательства осуществляет
юридический отдел организации на постоянной
основе. Для целей мониторинга используются
информационно-правовые программы, например,
"Консультант Плюс" и "Гарант".
Сотрудник юридического отдела еженедельно
подготавливает информационные обзоры,
содержащие сведения обо всех изменениях,
произошедших в законодательстве, и касающихся
деятельности организации за исследуемый
период. Информационные обзоры еженедельно
рассылаются заинтересованным лицам организации.
В случае издания нормативных актов, требующих
внесения изменений во внутренние документы
организации, и/или изменяющих порядок
проведения финансовых операций и иных
сделок, сотрудник юридического отдела
вносит указанные нормативные акты в "Журнал
мониторинга изменений законодательства,
влекущих внесение изменений во внутренние
документы организации".