Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Банк идей

 

Особо заметим, что в  предпринимательстве есть такое  понятие – накопление и отбор предпринимательских идей, или создание банка предпринимательских идей. Этот вид работы может носить как текущий, так и перспективный характер и связан с желанием предпринимателя сменить профиль производства его предприятия. Работа эта прежде всего связана с умением предпринимателя анализировать ситуацию на рынке и в отрасли.

 

К примеру, Вы производите кухонные гарнитуры, но заметили, что на рынке в настоящее время ощущается явный недостаток детских игрушек из дерева. Вы могли бы производить такие игрушки, но кухонные гарнитуры «идут» достаточно хорошо, а расширить производство Вам пока не представляется возможным. На этом основании идею о возможности производства детских игрушек из дерева Вы вносите в свой банк идей и воспользуетесь ею, когда будет необходимость сменить профиль производства или появится возможность расширить производство, т.е. производить не только кухонные гарнитуры, но еще и детские игрушки.

 

Банк идей – это перечень того, что могло  бы составить (в случае необходимости) основной или дополнительный (вспомогательный) профиль производства. Такой перечень может вестись в построчной записи или же в виде детально разработанных проектов бизнес-планов (в зависимости от потребности и возможностей самого предпринимателя).

Иногда предприниматель  для пополнения банка идей проводит опрос своих коллег, сотрудников и даже друзей. Такой опрос может быть проведен и в письменной форме. При этом раздаются специальные карточки с просьбой их заполнить и вернуть, примерно такого типа (табл. 1.1).

 

 

 

Таблица 1.1

Карточка бланка идей фирмы

 

Ваше мнение о профиле  фирмы

Что можно было бы предложить для производства

Краткое описание предложения

     

 

Подпись____________

 

Экспертная оценка идеи

 

Любая идея в  предпринимательстве проходит экспертную оценку. Однако следует помнить, что существует необходимость в проведении по крайней мере двух экспертных оценок: вначале – содержания самой идеи, а затем – правильности ее практического воплощения. При этом, если вторая экспертная оценка чаще всего осуществляется привлеченными специалистами, то первичную оценку предпринимательской идеи осуществляет сам предприниматель. На этом этапе экспертная оценка носит самый общий характер, в ее основе – ответ на вопрос, совместимо ли содержание идеи с возможностями предпринимателя.

 

К примеру, сегодня было бы весьма прибыльно заняться производством  автомобилей, но могу ли я, отдельный предприниматель, реализовать такую идею? Конечно же, нет.

 

Таким образом, первичная  экспертная оценка свидетельствует о невозможности реализации идеи. Экспертная оценка (и в первом, и во втором случае) дает возможность продолжить работу над идеей или же отбросить такую идею и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Таким образом, выстраивается  такая цепочка последовательных действий предпринимателя.

Потребность в рыночной информации

 

Задачей предпринимателя  является принятие решения по предпринимательской идее – приступать или не приступать к практической реализации идеи. На втором из указанных нами этапов предприниматель пока еще не имеет возможности перейти к принятию решения. Почему? Да потому, что мы не знаем еще главного. Как рынок среагирует, если мы действительно будем производить и поставлять товар, лежащий в основе нашей предпринимательской идеи?

Что интересует предпринимателя  на рынке? С какой целью обращается к рынку предприниматель в  момент зарождения какой-либо конкретной идеи? Ответ на эти вопросы весьма прост. Обращение к рынку необходимо для получения нужной информации. Какого рода? В общем виде такую требуемую для предпринимателя информацию можно обозначить как совокупность объективных данных, позволяющих выявить возможные финансовые результаты реализации предпринимательской идеи. Получение объективных данных о рынке предполагает по крайней мере пять обязательных последовательных действий.

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Во-первых, предпринимателю необходимо выявить соотношение на рынке между спросом и предложением товара, производить который он собирается. Правда, ни один предприниматель не в состоянии получить где-либо точную информацию о соотношении спроса и предложения, чаще всего выявление такого соотношения носит приблизительный характер и является результатом аналитической работы самого предпринимателя.

Возможны такие типичные варианты соотношения между спросом  и предложением (табл. 1.2).

 

 

Таблица 1.2

 

Вариант А

Вариант Б

Вариант В

Равенство (баланс) спроса и предложения

Спрос превышает предложение (дисбаланс между спросом и предложением) – соотношение, благоприятное для предпринимателя

Предложение превышает спрос (дисбаланс между спросом и предложением) – соотношение, неблагоприятное для предпринимателя


 

Выявление соотношения между спросом и предложением имеет весьма важное  значение для предпринимателя, планирующего выход на рынок с данным товаром. Дело в том, что соотношение между спросом и предложением товара связано обратно пропорциональной зависимостью с изменениями цены на товар. Если спрос остается на прежнем уровне, а предложение растет, то уровень цены будет снижаться, и наоборот.

Соотношение между спросом  и предложением легче всего выявить  в отношении товара, который уже  поставляется на рынок. Но такое соотношение придется выявлять (через построение логических умозаключений) и в отношении товара, который еще не поставляется на рынок, но который будет поставляться в случае принятия предпринимательского решения.

Наибольшую сложность  представляет выявление соотношения между спросом и предложением товара, который уже поставляется на данный рынок, т.е. является для рынка товаром традиционным. В этом случае придется выявлять даже не соотношение, а изменение такого соотношения. На это требуется обратить особое внимание, ибо изменение соотношения между спросом и предложением по традиционным для рынка товарам вызывает необходимость изменения качественных характеристик товара, его упаковки, маркировки и т.д., а также приводит, что очень важно, к изменению цены на товар (обычно в сторону понижения).

Выявление соотношения  между спросом и предложением дает предпринимателю возможность  ответить на вопрос: стоит ли приступать к реализации идеи или же следует  искать другие варианты. Если анализ показывает, что спрос на данный товар превышает предложение, то производством такого товара следует заниматься, и наоборот.

Тем не менее проведенный  анализ (даже в случае получения  самых обещающих результатов) не может еще служить основой  принятия предпринимательского решения. Требуется расширение информационной базы.

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦЕНЫ

 

Во-вторых, предпринимателю важно выяснить, на что же он может рассчитывать при поставке товара на рынок, т.е. какую цену за предлагаемый товар он может ожидать. Поскольку предпринимательство представляет собой форму рисковой деятельности, то предприниматель, естественно, стремится сократить степень возможного риска. В данном случае он может этого добиться, если в основу расчетов положить не какую-то усредненную или рыночную цену данного (или аналогичного) товара в момент анализа, а предельно низкую (для данного рынка) цену («...Этой цены я в любом случае не получу»). Если же такие рассуждения в будущем на практике не подтвердятся, предпринимателю это не повредит. Наоборот, эффективность его деятельности будет выше расчетной. В случае же подтверждения предположения можно рассчитывать на получение предполагаемого эффекта, исходя из минимально допустимой степени риска.

Цена товара – это то количество денежных единиц, которое предприниматель получает от потребителя за передаваемый ему товар (за каждую товарную единицу). Следует различать цену оптовую и цену розничную, что зависит от места партнера, с которым предприниматель взаимодействует в существующей системе рыночных отношений. Это замечание  носит существенный характер, ибо если предприниматель, производящий товар, имеет собственную сеть розничной торговли, то он получает 100% цены товара, установившейся на потребительском рынке. Если же он реализует товар через посредника, то, как правило, он получает 85% (а то и меньше) цены товара. А 15% (и больше) такой цены присваивает посредник для компенсации его собственных издержек и обеспечения прибыли.

Таким образом, предпринимателю  необходимо знать рыночную ситуацию даже в том случае, если он выходит на рынок через посредника для того, чтобы со знанием  дела вести переговоры с посредником. Производитель товара, реализующий товар посреднику, обычно перед заключением соглашения с посредником рассуждает примерно так.

 

На рынке цена на мой  товар составляет 100 грн. Я продаю посреднику 1000 товарных единиц, но знаю, что 10% прибыли на вложенный капитал  – явление для посредников обычное. Кроме этого, посреднику требуется возместить собственные издержки, связанные с продвижением товара на рынок и его реализацией, в размере 20 тыс. грн. В случае полной реализации всей товарной партии посредник получит: 100 грн. * 1000 = 100 тыс. грн. За вычетом издержек его доход составит 80 тыс. грн., а его прибыль должна быть не меньше 10% (около 70 тыс. грн.). Значит, я могу ему продать партию товара не более чем за 73 тыс. грн. Эта сумма (73 тыс. грн.) и будет для меня отправной точкой для подготовки к переговорам. (Может быть, мое предложение будет выше или ниже этой суммы, в зависимости от ситуации, но я буду знать точку отсчета.) Конечно, эта сумма должна быть сопоставлена с суммарной величиной издержек производства и прибыли, которую я должен получить, производя и реализуя данную партию товара.

 

Однако выявление возможного уровня ценового показателя также еще  не является основанием для принятия предпринимательского решения. Требуется дальнейшее расширение информационной базы.

 

 

РАСЧЕТ  ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

 

В-третьих, предпринимателю следует выяснить размер собственных расходов, связанных с производством данного товара (издержки производства).

В данном случае (в отличие  от определения возможной цены) в основу предпринимательских расчетов закладываются не средние и не текущие расходы по производству данного (или аналогичного) товара, а предельно высокие расходы.

Расходы предпринимателя, связанные с производством товара,включают:

 

Рп = А0 + Сс + Срс + Нр ,

 

где  Рп  -расходы;

А0 – амортизационные отчисления;

Сс – стоимость сырья;

Сср – стоимость рабочей силы;

Нр – накладные расходы.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ

 

В-четвертых, выявляется возможный эффект от реализации идеи, если такое предпринимательское решение будет принято. Под эффектом в данном случае понимается прибыль предпринимателя.

Прибыль – это излишек, превышение доходов над расходами. Исходными данными для расчета прибыли служат валовые расходы и валовой доход, связанные с производством конкретного товара. В этом случае предпринимательский эффект (Пэ) определяется следующим образом:

Пэ = Дв – Рп,

где Дв – валовой доход. Предпринимательский эффект называют валовой прибылью.

Вычитая из валовой прибыли налоговые  отчисления (Но), получим Пп – прибыль предпринимателя. Прибыль предпринимателя выступает в качестве чистой прибыли:

Пп = Дв – Рп – Но.

ОРИЕНТАЦИЯ  НА СРЕДНЮЮ НОРМУ ПРИБЫЛИ

 

Предприниматель при этом обязательно  будет стремиться к выявлению  еще одной характеристики, связанной  с реализацией предпринимательской идеи. Он постарается сравнить возможный экономический эффект с тем эффектом, который в обществе выступает в качестве ориентира предпринимательской деятельности. Таким ориентиром служит средняя норма прибыли (Нп). Для ее определения размер прибыли предпринимателя делят на величину расходов производства (ее можно назвать валовыми расходами, или инвестируемым капиталом) и умножают на 100%:

Нп = ПП/Рп ´ 100%.

На основе сопоставления  этого показателя со средней отраслевой нормой прибыли делается соответствующий вывод – целесообразно или нет приступать к реализации предпринимательской идеи.

ОЦЕНКА  ИНФОРМАЦИИ

 

Наконец, в-пятых, принятие предпринимательского решения требует экспертной оценки полученной информации, рассмотрения всех возможных последствий, связанных с процессом практической реализации предпринимательской идеи.

Оперирование  экономическими показателями

 

Следует обратить особое внимание на то, что предприниматель вынужден постоянно оперировать конкретными экономическими показателями в основном прогностического свойства, получаемыми на основе расчетов. Для осуществления расчетов необходимо на уровне автоматизма знать, что представляют собой основные экономические категории.

Информация о работе Основы предпринимательства