Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций
Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донецкий государственный университет
экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донецкий государственный университет
экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
Для студентов дневной и заочной форм обучения специальности
7.0917711 «Технология питания»
Утверждено
На заседании кафедры
Организации общественного питания
7.05.2003 г., протокол № 14
одобрено учебно-методическими
советом университета
«___» _____________ 2003г.
протоколом № ___
Донецк - 2003
Аветисова А.А. Основы предпринимательства. Опорный конспект. Донецк, Дон ГУЭТ, 2003. – 195 с.
Составитель:
Аветисова Антонина Александровна, к.э.н., доцент
Рецензенты: Левченко М.Н. к.э.н., доцент Донецкого государственного университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
Сорока С.В., к.э.н., доцент Донецкого государственного университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
Оригинал – макет изготовлен в ДонГУЭТ
© Аветисова А.А., 2003
Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2003
Предмет курса
Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.
Предпринимательство выступает в качестве базового учебного курса потому, что только после освоения этого курса можно переходить к изучению отдельных фрагментов целостного делового цикла. В качестве таких фрагментов выступают:
Изучение данной дисциплины позволяет обучающимся получить необходимое представление о профессиональной деловой активности именно как о целостном процессе. Все другие учебные курсы (маркетинг, менеджмент и т.д.) представляют собой лишь расширенное толкование отдельных фрагментов целостного процесса, которые только при определенном масштабе производства могут в рамках единой производственной структуры выступать в качестве отдельных направлений профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
Предпринимать – затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершенью чего-либо значительного.
Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие.
1. Предпринимательство
как особая форма
А. История развития теории предпринимательства.
Б. Особая форма экономической активности.
В. Субъекты предпринимательской активности.
Г. Объект предпринимательской активности.
Д. Цель предпринимательской активности.
Е. Предпринимательский доход.
Ж. Предпринимательская среда.
З. Государственная поддержка предпринимательства.
И. Классификация
К. Две основные формы предпринимательства.
2. Процесс принятия предпринимательского решения.
Предпринимательские расчеты:
А. Ориентация на рынок.
Б. Процесс предпринимательской деятельности.
3. Логика предпринимательской деятельности в целом:
А. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность.
Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя.
В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления
идеи.
Г. Универсальный характер схемы.
Д. Три основных направления действий предпринимателя.
1. Предпринимательство как особая форма
экономической активности
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».
Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в. впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р.Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. К последователям этого течения можно отнести Й. Тюнена и Г. Мангольдта – представителей немецкой классической школы XIX в., а также американского экономиста Ф. Найта.
«Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883—1950). В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. «Если вместо количества факторов, - писал он, – мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение». Предприниматель в такой ситуации призван «...делать не то, что делают другие», и «...делать не так, как делают другие».
Й. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:
И первая и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, «...делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из множества... возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются».
«Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе. Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимателя в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т. е. предприниматель представляет собой «уравновешивающую» силу.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно – с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, – «интракапитал».
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
Предпринимательство выступает
в качестве особого вида экономической
активности, ибо его начальный
этап связан, как правило, лишь с
идеей – результатом