Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций
Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.
Совокупный доход есть разница между фактической валовой выручкой и фактически понесенными расходами производства (термин «фактические» в данном случае означает «подтвержденные бухгалтерскими расчетами и бухгалтерскими документами»). Таким образом,
Дс = Ввф – Рпф,
где Дс – совокупный доход;
Ввф – фактическая валовая выручка;
Рпф – фактически понесенные расходы производства.
Валовая выручка есть общая сумма всех поступлений (доходов):
При определении валовой выручки используется понятие «временного периода» (день, декада, месяц, квартал, год и т.д.), т.е. сумма валовой выручки определяется за какой-то определенный период и представляет собой итоговый результат всех кассовых поступлений и поступлений на расчетные счета фирмы. Исключение составляют получаемые фирмой кредиты и гранты, а также транзитные суммы, если их зачисление на счет подтверждается необходимыми договорными обязательствами в письменной форме, а также авансированные платежи, подлежащие учету в будущем периоде.
Расходы производства представляют собой итоговую стоимость:
.
Под расходами, связанными с осуществлением процесса производства понимают:
Расходы, связанные с
созданием необходимых для прои
3. Логика предпринимательской деятельности в целом
А.
Линия поведения
воздействие на ее направленность
Существующая в любом обществе система и структура экономических отношений весьма сложна и включает в себя множество элементов. Главной линией в таких отношениях выступает взаимодействие двух основных субъектов – производителя и потребителя. В реальной жизни поведение каждого из этих субъектов зависит от множества факторов, которые непосредственно воздействуют на его активность и корректируют как направленность такой активности, так и первоначальный экономический интерес.
Таким образом, как производитель (предприниматель), так и потребитель (покупатель) не обладают абсолютной свободой действий. Их действия могут быть предприняты в каком-то конкретном направлении только лишь в том случае, если они несут в себе рациональный заряд. Важно детализировать поведение и той, и другой стороны, поскольку основной задачей предпринимателя является принятие такого решения, которое вызвало бы интерес потребителя.
Итак, предприниматель при принятии решения должен рассмотреть примерно следующий круг вопросов:
Другими словами, на этом полюсе взаимоотношений основных субъектов рынка складывается своя собственная (относительно изолированная от другой стороны) система зависимостей.
В этой связи отметим, что каждый из предпринимателей вынужден решать главный для него вопрос, каким типом конкретной предпринимательской деятельности заниматься.
В не менее сложной ситуации находится и потребитель, который определяет свое место в этой системе отношений также в зависимости от целого ряда факторов, а именно:
Другими словами, на втором полюсе взаимоотношений основных субъектов рынка существует система зависимостей, оказывающих воздействие на принятие предпринимателем решения.
Как мы видим, на поведение потребителя оказывает воздействие целый ряд факторов, и все они, конечно же, должны учитываться предпринимателем при принятии им решения. Предприниматель прежде всего должен решить, на какую группу населения (с самым высоким доходом, со средним уровнем дохода или с минимальным) он ориентируется при принятии решения. При этом он должен иметь представление о численности такой группы для определения масштабов своего производства. Кроме того, необходимо получить данную информацию применительно к региональному или местному рынку, на который предприниматель ориентируется в своей деятельности.
Как видим, факторы, влияющие на поведение потребителя, требуют от предпринимателя тщательного изучения, учета, выработки мер по приспособлению к ситуации, складывающейся вокруг производителя. В цивилизованном обществе такая работа относится к категории профессиональных видов деятельности и выполняется обычным посредником.
Схематично логику предпринимательской деятельности можно представить следующим образом (рис. 1.2).
Рис 1.2. Логика действий предпринимателя
(основные
стадии на подготовительном
Следует обратить внимание на второй этап предпринимательских действий. Что означает оценка предпринимательской идеи на реальность ее воплощения? Идея, зародившаяся у предпринимателя, может быть великолепной: есть спрос на товар, лежащий в основе предпринимательской идеи, ожидается высокий уровень прибыльности. К примеру, сегодня можно было бы начать производство автомобилей, но реальна ли такая предпринимательская идея? При оценке идеи на реальность необходимо ответить на такие вопросы:
Ответы на эти вопросы и будут свидетельствовать о том, существуют ли реальные возможности для реализации идеи.
Эта же логика – и в основе действий предпринимателя, осуществляющего перелив капитала, т.е. изменение профиля своей деятельности. Перелив капитала осуществляется предпринимателем в том случае, когда на смену воплощаемой в практику предпринимательской идеи приходит новая, больше отвечающая происходящим изменениям на рынке или в обществе и позволяющая предпринимателю сохранить и укрепить свои позиции на рынке, а следовательно, и в сфере производства данного товара.
Предприниматель обычно рассредоточивает свою деятельность по трем направлениям. Первое направление – управление производством (производственным процессом, трудовым коллективом, предпринимательской структурой).
Это направление
Конечно, в устоявшихся предпринимательских структурах управлением занимаются профессиональные менеджеры. Но на первых порах, в начальный период своей деятельности предприниматель, как правило, совмещает предпринимательскую активность с работой менеджера.
Управление производством, однако, никогда не может осуществляться в изоляции от других направлений в деятельности предпринимателя: предприниматель организует производство не ради производства, а ради потребителя. По этой причине вторым направлением его деятельности выступает изучение рынка. Без анализа процессов, происходящих на рынке, не может быть эффективной предпринимательской деятельности.
Что интересует предпринимателя на рынке? Прежде всего ситуация, складывающаяся вокруг его товара. Не положение товара на рынке, а именно ситуация вокруг товара. Ибо если изучать только положение товара на рынке, то можно упустить, к примеру, то обстоятельство, что наряду с Вашим товаром на рынке уже появился другой товар, который сегодня еще не завоевал прочных позиций, но который завтра может полностью вытеснить с рынка Ваш товар.
Предприниматель, другими словами, особенно в первоначальный период своей деятельности, обязательно должен быть еще и специалистом по маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения маркетинговой информации и выводов, но владеть знаниями маркетинга он должен в любом случае.
Третьим направлением, на котором сосредоточивает свое внимание предприниматель, являются партнерские связи (сложившиеся или планируемые).
При этом важное значение
придается эффективности партне
о направлениях деятельности предпринимателя
Итак, предпринимательство
– это форма деловой активности
ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА