Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:49, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить меры государственной поддержки во время мирового кризиса.
Введение 2
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика 4
1.1. Развитие малого предпринимательства на современном этапе 4
1.2. Правовые основы малого предпринимательства в РФ 12
1.3. Особенности и функции малого предпринимательства в РФ 15
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения 21
2.1. Тенденции развития малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики региона 21
2.2. Проблемы развития и состояние малого предпринимательства в РБ 30
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.1. Создание антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса 41
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Содержание
Введение
Данная тему я считаю актуальной для РФ и РБ на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990г., в 1991г., в 1993г., в 1995г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Цель дипломной работы
– изучить необходимость
Объект изучения работы – малый бизнес в РФ и РБ, а предмет изучения – развитие и поддержка малого бизнеса.
Дипломная работа состоит из четырех глав, 9 подглав, заключения и списка использованной литературы.
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика
1.1. Развитие малого
предпринимательства на
Развитию малого
предпринимательства в
Малые предприятия призваны решить следующие задачи:
- дальнейшее
углубление специализации в
- повышение
гибкости производства и его
способности к быстрому
- развитие подотраслей маломасштабных
специализированных производств, органически
связанных с крупными предприятиями и
дополняющих их;
- удовлетворение
индивидуальных потребностей
- ускоренное
вовлечение населения в
В современной России малый бизнес имеет недолгую историю.
По результатам анализа зарубежного опыта централизованной поддержки отмечено:
1. Поддержка
малого предпринимательства
- разнообразных каналов прохождения государственных ресурсов, предназначенных малому предпринимательству;
- многочисленных форм и методов такой поддержки;
- ресурсов федеральных и территориальных органов управления.
2. Основными методологическими требованиям к организации государственной поддержки малого предпринимательства являются:
- недопустимость концентрации в распоряжении одного (или нескольких зависящих друг от друга ведомств) всех направляемых на эти цели ресурсов;
- необходимость выделения приоритетных с позиции общественных интересов направлений малого предпринимательства и создание для его развития особо льготных условий;
- целесообразность широкого использования программно-целевого подхода, предполагающего осуществление разнообразных целевых программ поддержки малого предпринимательства федерального и регионального уровня.
3. Наибольший
интерес с позиции
- наличие государственных банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства;
- деятельность «бизнес - инкубаторов»;
- информационное обеспечение малых предприятий с использованием современных компьютерных технологий и коммуникаций;
- лицензирование МП, привлекаемых к выполнению госзаказов.
По результатам анализа зарубежного опыта децентрализованной поддержки малого предпринимательства отмечено:
1. Необходимость
такой поддержки определяется
объективно ограниченными
2. Государство
может и должно содействовать
активизации рассматриваемого
- налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах;
- условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков;
- механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям;
- паевое участие в развитии венчурной деятельности с участием МП.
3. Для полной
реализации своего
- сферу реального производства - через механизм субподряда;
- сферу обращения - через механизм франчайзинга;
- сферу прикладной науки - через механизм венчурных контрактов.
4. Основные проблемы
в организации взаимодействия
МП с банками возникают при
необходимости привлечения
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес- сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой-объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или
малое предпринимательство
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Хотя "лицо"
любого развитого государства
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.