Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия «фирменный магазин», выяснить состояние и направления развития фирменной торговли в Республике Беларусь, дать краткую экономико - организационную характеристику объекта исследования, в данном случае ЧТУП «Керамин-Сож» город Гомель. Определить состояние коммерческой деятельности по организации розничной продажи данного предприятия: изучение спроса, формирование ассортимента, процесс продажи и обслуживания покупателей, а так же выявить основные направления совершенствования коммерческой деятельности данного предприятия.
Введение 3
1. Состояние и направления развития фирменной торговли в Республике Беларусь 5
2. Краткая экономико - организационная характеристика объекта исследования и зоны его деятельности 15
3. Состояние коммерческой деятельности по организации розничной продажи
3.1. Изучение спроса 20
3.2. Формирование ассортимента и контроль за его состоянием 28
3.3. Процесс продажи и обслуживания покупателей 31
4. Основные направления совершенствования коммерческой деятельности Торгового дома «Керамин – Сож» 34
Заключение 42
Список использованных источников 47
Таблица 2- Магазины фирменной торговли Республики Беларусь по формам собственности за 2006- 2010 гг. ( кол.единиц на конец года)
Магазины |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего |
516 |
587 |
608 |
623 |
667 |
В том числе по формам собственности: государственная |
198 |
213 |
218 |
195 |
180 |
республиканская |
159 |
175 |
178 |
162 |
131 |
коммунальная |
39 |
38 |
40 |
33 |
49 |
частная |
318 |
372 |
388 |
426 |
485 |
смешанная собственность без иностранного участия |
198 |
237 |
247 |
263 |
306 |
смешанная собственность с иностранным участием |
35 |
47 |
51 |
57 |
58 |
иностранная |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Источник: [10]
По состоянию на 01.01.2011 г. частная форма собственности в обладании фирменной сетью является лидирующей (485 единиц или 72,7%). Причем за рассматриваемый период отмечается увеличение доли фирменных магазинов с частной формой собственности в общем количестве магазинов фирменной торговли Республики Беларусь с 61,6% в 2006 году до 72,7% в 2010 году.
Количество магазинов фирменной торговли Республики Беларусь государственной формы собственности имеет тенденцию к снижению и за рассматриваемый период уменьшилось со 198 магазинов в 2006 году до 180 магазинов в 2010 году, в процентном отношении снижение составило 11,5%.
Значительно возросла доля
фирменных магазинов смешанной
формы собственности без иностр
Оценка состояния фирменной торговли Республики Беларусь показала, что фирменные магазины имеют предприятия, осуществляющие производство как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Причем в структуре розничного товарооборота фирменной торговли преобладает доля реализации продовольственных товаров – таблица 3.
Таблица 3- Объем
розничного товарооборота
Годы |
Все товары, млрд. руб |
В том числе |
Удельный вес продовольственных товаров в объеме товарооборота,% | |
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары | |||
2006 |
328,8 |
179,9 |
148,9 |
54,7 |
2007 |
372,1 |
208,3 |
163,8 |
56,0 |
2008 |
1203 |
766,5 |
436,5 |
63,7 |
2009 |
1341,8 |
851,6 |
490,2 |
63,5 |
2010 |
1497,2 |
906,9 |
590,3 |
60,6 |
Источник: [10]
На основании данных таблицы 3 следует сделать вывод о том, что в большей степени через фирменные магазины реализуются продовольственные товары. Доля реализации продовольственных товаров в товарообороте фирменной торговли в 2010 году составила 60,6%, что на 5,9% больше по сравнению с 2006 годом.
Однако, несмотря на имеющиеся
положительные тенденции
Основными задачами фирменного магазина в соответствии с Типовым положением являются:
- реализация преимущественно
продукции, произведенной
- обеспечение образцовой торговли, широкого и устойчивого ассортимента товаров, высокой культуры обслуживания;
- изучение и формирование
спроса населения, учет
- эффективное воздействие
на изготовителей по
- организация предпродажной подготовки товаров, доставки их покупателям, сборки и установки, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
- продажа запасных частей и комплектующих изделий к реализуемым товарам, а так же сопутствующих товаров, оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения. [6]
2 Краткая экономико - организационная характеристика объекта исследования и зоны его деятельности
ОАО «Керамин» - стабильное, крупное, динамично развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной керамики, керамических камней и кирпича.
Производство ведётся в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми производителями оборудования для керамической отрасли.
ОАО «Керамин» - старейшее производство в Беларуси. Свою историю развития предприятие ведёт с начала 20-го века, с каждым годом усиливая свои позиции на рынке, наращивая производственные мощности, укрепляя доверие покупателей и деловой авторитет среди партнёров.
Брэнд «Керамин» - один из лидеров в странах СНГ по объёмам выпуска керамической плитки – 18 млн. кв.м. в год, и санитарной керамики – 1 500 000 единиц в год. Более 70 процентов производимой продукции напрямую поставляется во все регионы СНГ, государства Балтийского региона и дальнее зарубежье.
Целью ОАО «Керамин» является производство высококачественной продукции для удовлетворения нужд и потребностей покупателей в Республике Беларусь и за ее пределами. С целью насыщения рынка товарами белорусских производителей и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса ОАО «Керамин» производит активную работу по развитию товаропроводящей сети предприятия и сети фирменной торговли.
Крупнейшая товаропроводящая сеть ОАО “Керамин” представлена торговыми домами, расположенными по всей территории Республики Беларусь. Она включает в себя магазины в следующих городах: Брест, Бобруйск, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Минск и др.[24]
Частное торговое унитарное предприятие «Торговый дом «Керамин - Сож» (в дальнейшем именуемое предприятие) является юридическим лицом. Зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 15 ноября 2007г. № 1053 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490557934.
Учредителем предприятия является Открытое акционерное общество «Керамин».
Форма собственности – частная.
Уставный фонд заявлен в размере 5 000 000 (пяти миллионов) рублей.
Предприятие не имеет зависимых предприятий (дочерних, унитарных).
Юридический адрес: 246029 г. Гомель проспект Октября 29а, что соответствует фактическому местонахождению.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности, которые являются основными:
- оптовая торговля;
- розничная торговля.
Цель деятельности - осуществление хозяйственной деятельности, направленной на насыщение потребительского рынка г. Гомеля и Гомельской области строительными материалами (керамической плиткой и сантехкерамикой производства ОАО «Керамин»), извлечение прибыли, удовлетворение социальных и материальных потребностей участников и работников предприятия.
ЧТУП «Торговый дом «Керамин – Сож» свою деятельность направляет на продажу керамической плитки и сантехники производства ОАО «Керамин» (г. Минск). Главной задачей является достижение определенного объема продаж за счет повышения уровня и качества обслуживания покупателей, а так же своевременное обеспечение покупателей высококачественной продукцией, керамической плиткой и сантехникой, выпускаемой предприятием ОАО «Керамин».
Торговый дом «Керамин – Сож» специализируется на продаже продукции ОАО «Керамин» (г. Минск), на внутреннем рынке, по двум направлениям розничная и оптовая торговля (работа с предприятиями и строительными организациями г. Гомеля и Гомельской области, а так же организациями и индивидуальными лицами приобретающих керамическую плитку и сантехкерамику с целью перепродажи, работа с дизайнерами, осуществляющими ремонты.) Это дает стабильные продажи керамической плитки и сантехники для облицовки интерьеров жилых и нежилых помещений.[24]
Основными сегментами потребления керамической плитки являются:
а) жилые дома (городские и загородные), квартиры;
б) нежилая недвижимость (производственные здания, торговые центры, офисные и административные здания, складские комплексы, и прочее).
Основным фактором успеха продаж керамической плитки и сантехкерамики производства ОАО «Керамин» является гибкая ценовая политика при реализации продукции, как физическому потребителю, так и в оптовом сегменте продаж.
Предприятие ЧТУП «Торговый дом «Керамин-Сож» уже завоевало определенное доверие и приобрело имидж надежного делового партнера, как для оптовых, так и розничных покупателей. Цель Торгового дома «Керамин – Сож» на последующих этапах развития - это постараться захватить 50% и более существующего рынка г.Гомеля, а так же 50% и более рынка области по продаже керамической плитки и сантехники.
В настоящее время основным потребителем продукции ОАО «Керамин» являются розничные покупатели с низким и средним уровнями доходов в возрасте от 35 до 60лет, их доля составляет около 60% от общего числа покупателей, а 40% - это предприятия и строительные организации г. Гомеля и Гомельской области. [24]
Одним из основных направлений работы ЧТУП «Торговый дом «Керамин – Сож» является активизация работы в оптовом направлении и в вытеснении с этого рынка возможных конкурентов. Следует отметить, что основными конкурентными преимуществами в данном направлении станут:
- адекватная цена за хорошее качество;
- наличие продукции на складе;
- высокий уровень качества;
- ассортимент продукции на 70% превышающий ассортиментный перечень конкурентов;
- высокий уровень обслуживания.
Произошло значительное
повышение потребительской
Широкая и постоянная номенклатура продукции ОАО «Керамин» в продаже Торгового дома «Керамин - Сож», позволит удовлетворить высокие потребности покупателей разного уровня, а активная работа в оптовом направлении позволит удовлетворить высокую потребность в керамической плитке и сантехнике всех предприятий и строительных организаций г. Гомеля и Гомельской области.
Предприятие ОАО «Керамин» является стабильным и надежным поставщиком своей продукции, что так же является конкурентным преимуществом Торгового дома «Керамин - Сож».
Покупателями у ЧТУП «ТД «Керамин - Сож» являются предприятия, приобретающие продукцию для собственного потребления; строительные организации, ведущие общие строительные работы; индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю в своих удаленных районных центрах.
Таким образом, целями работы Торгового дома «Керамин - Сож» является:
а) завоевание доли потребительского (розничного) рынка керамической плитки и сантехкерамики;
б) завоевание доли промышленного (оптового) рынка керамической плитки и сантехкерамики;