Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:48, шпаргалка
1. Коммерческое право как один из разделов правоведения и учебная дисциплина
Коммерческое право (от лат. commetrcium – «торговля») – отрасль права, регулирующая коммерческую или торговую деятельность.
Следует различать коммерческое право как науку и учебную дисциплину.
Коммерческое право как наука – вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание – особое представление, которое добывается на основе использования научных методов и средств. Полученные наукой сведения порой резко отличаются от ненаучных.
Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается производство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.
74. Государственный контроль за соблюдением правил коммерческой деятельности
Контроль – одно
из средств государственного регулирования
экономики и
Государственный контроль
в сфере предпринимательской
деятельности представляет собой систему
проверки и наблюдения за соблюдением
коммерческими и
Разновидностью
контроля является надзор, который
подразделяется на общий надзор прокуратуры
за соблюдением Конституции РФ и
исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации, в
том числе в сфере
Лицензирование
– мероприятия, связанные с предоставлением
лицензий, переоформлением документов,
подтверждающих наличие лицензий, приостановлением
и возобновлением действия лицензий,
аннулированием лицензий и контролем
лицензирующих органов за соблюдением
лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов
Сертификация –
деятельность по подтверждению соответствия
продукции установленным
Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф; обороноспособности и мобилизационной готовности страны, установление специальных правил реализации отдельных товаров.
Ограничение перемещения
товаров и услуг вводится федеральными
законами, если эти меры необходимы
для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны природы
и культурных ценностей. Федеральные
законы предусматривают различного
рода ограничения по перемещению
товаров и услуг в случаях:
введения военного положения, введения
на отдельных территориях
75. Защита от неправомерных действий контролирующих органов
Для деятельности публичных
органов, с которыми предприниматель
находится во взаимоотношениях, характерно
разрешительное начало правового регулирования
(«запрещено все, кроме прямо дозволенного»).
Соответственно реализация прав предпринимателя
обеспечивается обязанностью органов
власти соблюдать общий запрет –
воздерживаться от совершения действий,
препятствующих предпринимателю свободно
в рамках закона осуществлять свои
права. Незаконные акты органов власти
в отношении предпринимателя
признаются арбитражным судом
К числу дополнительных
гарантий прав предпринимателей при
осуществлении государственного контроля
следует отнести ряд
1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
6) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено законодательством;
3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
76. Формы расчетов между субъектами коммерческой деятельности
Расчеты с участием
граждан, не связанные с осуществлением
ими предпринимательской
Расчеты между юридическими
лицами, а также расчеты с участием
граждан, связанные с осуществлением
ими предпринимательской
Безналичные расчеты
производятся через банки, иные кредитные
организации (далее – банки), в
которых открыты
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.
В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента,
В случае открытия непокрытого
(гарантированного) аккредитива исполняющему
банку предоставляется право
списывать всю сумму
При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.
Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
В качестве плательщика
по чеку может быть указан только банк,
где чекодатель имеет средства, которыми
он вправе распоряжаться путем
Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.
Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.
Чек должен содержать:
1) наименование «чек», включенное в текст документа;
2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
4) указание валюты платежа;
5) указание даты и места составления чека;
6) подпись лица, выписавшего чек, – чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Чек, не содержащий
указание места его составления,
рассматривается как
77. Аккредитив
Для контролирования
кредитного риска и облегчения международной
торговли межнациональные банки
выработали соответствующую комплексную
систему. Эта система основывается
на способе проведения международных
деловых операций, известном как
аккредитив. При применении аккредитива
кредитный риск от покупателя и продавца
передается банку. А поскольку международные
банки работают постоянно во многих
странах мира и постоянно вовлечены
в большое количество сделок, они
обычно имеют экспертную систему
оценки международных коммерческих
операций и экономят на эффекте масштаба,
проявляющемся в снижении долговременных
средних издержек на одну операцию
при большом числе проводимых
экспертиз. Банки могут также
распределить прибыли и издержки
между многими компаниями, занятыми
в такого рода сделках. Риск того, что
одна из сторон при продаже не сможет
выполнить свои обязательства, называется
кредитным риском. Ее главными участниками
являются импортер и экспортер, многонациональный
банк, грузоотправитель и рынок международных
краткосрочных капиталов, который
и предоставляют другие банки, крупные
корпорации, правительства и центральные
банки. Аккредитивная система