Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].
Введение
I. Агрессивность как свойство личности
1.1 Различные подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификации видов, форм и уровни тревожности
2.3 Причины тревожности как свойства личности
2.4 Взаимосвязь тревожности и агрессивности
III. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у подростков
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Анализ полученных диагностических данных
Заключение
Список используемых источников
Изучив литературные источники по вопросам тревожности и взаимосвязи тревожности и агрессивности личности подростка, можно сделать следующие выводы:
В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе.
Внутренний конфликт, отражающий
противоречия в «Я-концепции», отношении
к себе, продолжает играть центральную
роль в возникновении и
Выраженная тревожность в структуре индивидуально-типологических особенностей агрессивных подростков часто может являться фактором провоцирующим развитие крайних проявлений последней, вплоть до асоциальных тенденций.
Сильно выраженные тенденции к проявлению агрессивности у детей и подростков, «компенсированные» полярным ей свойством (т.е., проявлениями тревожности в структуре индивидуально-типологических особенностей), приводят к значительной эмоциональной напряженности, формирующей дезадаптивные механизмы взаимодействия ребенка с окружающими.
III. Практическое исследование
3.1 Организация и методы исследова
На основании анализа психологической литературы по проблеме агрессивности и тревожности, как свойств личности, мы выявили наличие фактов, свидетельствующих о взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности в подростковом возрасте. Данная глава содержит в себе описание экспериментального исследования особенностей взаимосвязи тревожности и агрессивности подростков.
Реализация целей экспериментального исследования достигалась посредством решения следующих задач:
1. Подбор психодиагностического инструментария для выявления взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности подростка.
2. Проведение экспериментального исследования взаимосвязи агрессивности и тревожности подростков.
3. Анализ полученных результатов
с помощью методов
4. Формулировка выводов и
Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности в подростковом возрасте проводилось нами на базе средней школы № 196 Кировского района г. Новосибирска. В нем принимало участие 45 учащихся 8 – 9 классов в возрасте 13 – 15 лет. Из них 68,89 % выборки составили девушки 31 человек), а 31,% - юноши (14 человек). В данной работе мы не ставили дополнительную задачу провести анализ гендерных различий взаимосвязи агрессивности и тревожности у подростков. Обследование проводилось в январе – марте 2010 года.
Для проведения обследования нами использовались следующие психодиагностические методики:
- для диагностики агрессивности мы применяли опросник Басса–Дарки (шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия, а также общий уровень агрессивности) [35];
- в качестве опросников, диагностирующих тревожность мы выбрали Тест Спилбергера-Ханина (шкалы Ситуативной и Личностной тревожности) и Методику диагностики уровня школьной тревожности Филипса (шкалы: общая тревожность, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношении с учителями) [35].
Опросник Басса-Дарки
Формулировки вопросов построены так, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние мотивации социального одобрения, а также ослабить защитные тенденции испытуемых, связанные с нежеланием показаться агрессивными. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет». Текст опросника и ключ, по которому проводилась обработка результатов, приведены в Приложении №1. Сводные результаты обследования по Методике Басса-Дарки (шкалы агрессии № 1, 2, 3, 7) представлены в Таблице 1 Приложения № 2.
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, то есть, личностной особенности. Ситуативная (реактивная) тревожность определяет состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Тревожность как черта личности у Спилбергера означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку [35].
Бланки опросника Спилбергера-Ханина личностной и ситуативной тревожности и ключ, по которому проводилась обработка результатов, приведены соответственно в Таблице 1, Таблице 2 и Таблице 3 Приложения №3.
Сводные результаты обследования по тесту Спилбергера-Ханина приведены в Таблице 1 Приложения №4.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей и подростков. Тест состоит из 58 вопросов, которые группируются в следующие шкалы:
1. Общая тревожность в школе,
2. Переживание социального
3. Фрустрация потребности в
4. Страх самовыражения,
5. Страх ситуации проверки
6. Страх не соответствовать
7. Низкая физиологическая
8. Проблемы и страхи в
Текст опросника и ключ, по которому проводилась обработка результатов, приведены в Приложении №5.
Сводные результаты обследования по Методике диагностики уровня школьной тревожности Филипса приведены в Таблице 1 Приложения 6.
Для подтверждения нашей гипотезы нами использовались следующие методы математической статистики:
Расчет статистического критерия нормальности Колмогорова-Смирнова (для проверки данных на нормальность распределений).
Метод расчета коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Выбор метода анализа корреляции данных при помощи коэффициента линейной корреляции Пирсона обусловлен результатами проверки данных по каждому из 3-х используемых тестов на нормальность распределения. Проверка осуществлялась по методу Колмогорова – Смирнова и показала, что распределение данных результатов тестирования по всем методикам в нашей выборке испытуемых является нормальным.
Данные проверки представлены в Таблице 1 и Таблице 2 Приложения 7. Поскольку во всех случаях распределение оказалось нормальным, мы при сравнении результатов тестирования в качестве метода математической статистики использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона [38].
Обработка данных тестирования осуществлялась при помощи стандартного пакета программы SPSS.
3.2 Результаты экспериментального исследования
При исследовании уровня агрессивности с помощью опросника Басса – Дарки мы получили следующие результаты: только 2,22 % испытуемых обнаружили низкий общий индекс агрессивности, 48,89 % подростков – средний индекс и столько же процентов - высокий.
В графическом виде общий индекс агрессивности по результатам обследования подростков по тесту Басса-Дарки представлено на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Общий индекс агрессивности по результатам обследования подростков по тесту Басса-Дарки
Данные средних арифметических значений представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Таблица средних арифметических значений уровня агрессивности
Общий индекс агрессивности |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражительность |
Вербальная агрессия |
28,86 |
7,44 |
6,28 |
6,71 |
8,42 |
Среднее значение общего индекса агрессивности в нашей выборке составляет 28,86 балла, что является средним уровнем развития данного свойства.
Изучение уровня тревожности подростков по тесту Спилбергера-Ханина показало следующие результаты. По шкале ситуативной тревожности 2,22 % подростков имеют низкий уровень реактивной тревожности, 42,22 % - умеренный и 55,56 % - высокий. Данные по шкале личностной тревожности выглядят следующим образом: 37,78 % испытуемых имеют умеренный уровень тревожности, 67,22 % - высокий. Испытуемые, имеющие низкий уровень личностной тревожности, обнаружены не были. Средние значения и по шкале ситуативной тревожности (46,57 балла) и по шкале личностной тревожности (47,75 балла) лежат в интервале значений высокого уровня, что соответствует специфике данного возраста.
В графическом виде распределение результатов обследования подростков по тесту Спилбергера-Ханина представлено на Рисунке 1.
Рисунок 2 - Результаты обследования подростков по тесту Спилбергера-Ханина
Примечание - 1 – шкала ситуативной тревожности
2 – шкала личностной тревожности
В качестве второй методики, диагностирующей уровень и особенности тревожности подростков, мы использовали методику диагностики школьной тревожности Филипса. Данные обеих методик исследования тревожности положительно коррелируют между собой: подростки, имеющий высокий уровень личностной тревожности по тесту Спилбергера-Ханина, обнаруживают также высокий уровень тревожности по некоторым шкалам методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса. В частности, уровень ситуативной тревожности имеет положительную корреляционную связь с результатами обследования по шкале «Фрустрация потребности в достижении успеха» (r= 0,519 при p = 0,01). Результаты тестирования по шкале «Личностной тревожности» образуют большее количество положительных корреляций: с результатами обследования по шкале «Общая тревожность в школе» (r= 0,486 при p = 0,01), с результатами обследования по шкале «Переживание социального стресса» (r= 0,537 при p = 0,01) и также с результатами обследования по шкале «Фрустрация потребности в достижении успеха» (r= 0,622 при p = 0,01).
Сравнительный анализ результатов обследования по методу линейной корреляции Пирсона показал наличие прямых корреляционных связей на 1-%-ом уровне значимости между некоторыми шкалами теста Басса-Дарки, а именно: данные по шкале «Физическая агрессия» положительно коррелируют с данными по шкале «Раздражительность» (0,463). Вербальная агрессивность имеет положительные взаимосвязи с «Косвенной агрессией» (0,518) и «Раздражительностью» (0,514). Отсутствие корреляционных связей между «Физической агрессией» и «Вербальной агрессией», а также между показателями «Физической агрессии» и «Косвенной агрессии» свидетельствует о наличии определенной предрасположенности субъектов к проявлениям того или иного вида агрессии [10].
Также имеется внутренняя прямая корреляционная зависимость между ситуативной и личностной тревожностью (по результатам теста Спилбергера-Ханина) также на 1-%-ном уровне значимости (r= 0,432 при p = 0,01).
Корреляционный анализ данных агрессивности и ситуативной тревожности зафиксировал наличие статистически подтверждаемой прямой взаимосвязи только по шкале «Раздражительность» на 5-%ом уровне значимости (0,300). А вот данные шкалы личностной тревожности теста положительно коррелируют со всеми видами агрессии и общим индексом агрессивности личности Опросника Басса-Дарки в нашей выборке подростков: корреляция уровня личностной тревожности с данными по шкале «Физическая агрессия» составляет 0,218 (при р = 0,05), с данными по шкале «Косвенная агрессия» составляет 0,444 (при p = 0,01). С данными по шкале «Вербальная агрессивность» корреляция личностной тревожности имеет значение 0,562 (при p = 0,01). И, наконец, корреляция «Общего уровня агрессивности», представляющего собой суммарное значение всех шкал агрессии, с личностной тревожностью составляет 0,702 (при p = 0,01) [10].
Корреляционный анализ данных методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса с данными опросника Басса-Дарки также подтвердил взаимосвязь отдельных видов тревожности и агрессивности. Мы зафиксировали статистически значимую прямую связь фактора «Раздражительность» с показателями «Фрустрации потребности в достижениях» (r= 0,419 при p = 0,01), «Переживанием социального стресса» (r= 0,373 при p = 0,05) и «Общим уровнем тревожности в школе» (r= 0,503 при p = 0,01).
Фактор «Вербальная агрессия» положительно коррелирует с «Переживанием социального стресса» (r= 0,372 при p = 0,05) и «Общим уровнем тревожности в школе» (r= 0,376 при p = 0,05).
Фактор «Общий уровень агрессивности» образует взаимосвязь с уже знакомой нам триадой: «Фрустрацией потребности в достижениях» (r= 0,368 при p = 0,05), «Переживанием социального стресса» (r= 0,469 при p = 0,01) и «Общим уровнем тревожности в школе» (r= 0,492 при p = 0,01) [38].
Информация о работе Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики