Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 13:43, дипломная работа
Цель дипломной работы провести анализ таможенных пошлин в бюджет РФ и оценить влияние на национальную экономику.
Объектом изучения данной работы являются количественные и качественные аспекты эффективности деятельности таможенных органов.
Предметом исследования является деятельность таможенных органов РФ в деле осуществления вклада в развитие экономики России.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Теоретические основы деятельности таможенных органов по взиманию таможенных пошлин………………………………………………….6
1.1.Сущность деятельности таможенных органов в структуре Правительства РФ ………………………………………………………………………………….6
1.2. Деятельность РТУ и таможен по взиманию таможенных пошлин ……10
Глава 2. Анализ деятельности Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления………………………………………………………..19
2.1. Характеристика функций таможенных органов…………………………..19
2.2. Показатели эффективной деятельности Нижегородской таможни……..27
2.3. Анализ изменений во внешнеэкономической деятельности при вступлении в ВТО………………………………………………………………..59
Глава 3 Пути совершенствования деятельности таможенных органов……...72
3.1. Анализ деятельности ФТС в 2013 году……………………………………72
3.2. Влияние таможенных пошлин на доходы федерального бюджета……83
Заключение……………………………………………………………………….98
Список литературы……………………………………………………………..105
Освоение перспективных управленческих технологий потребовало внедрения в практику деятельности таможенных органов международных стандартов ИСО 9000. В 2011 году начала действовать рабочая группа по вопросам реформирования таможенных органов, реализован комплекс мероприятий по внедрению в практическую деятельность системы менеджмента качества.
Задачи,
поставленные перед таможенными органами
Президентом Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации,
в целом выполнены, достигнуты высокие
результаты по большинству направлений
деятельности.
3.2. Влияние таможенных пошлин на доходы федерального бюджета
Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. В 2011 году в доход федерального бюджета перечислено 6 029,3 млрд. рублей, что составляет 103,5 % от установленного контрольного показателя по перечислению таможенных платежей, что на 1 699,2 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.
В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии.
На 2013 год и плановый период 2014-2015 годов российские тарифные обязательства будут определяться перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к протоколу о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря 2011 года. Так, в процессе снижения ставок ввозных пошлин по ряду позиций предполагается переход от комбинированной к адвалорной или специфической ставке, а также снижение специфической составляющей комбинированной ставки. В основном это коснется таких товаров, как живые свиньи, мясные субпродукты, молоко и сливки сухие и сгущенные, рис и изделия из него, дрожжи, некоторые шоколадные изделия, сахар-сырец и сахар прочий (кроме белого сахара), прокат из черных металлов, комбайны, грузовые и легковые автомобили.
"Есть основания
В частности, возрастет потребность в использовании специальных мер по защите внутреннего рынка, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей будут задействованы такие эффективные инструменты, как тарифные квоты. В 2013-2015 годах сохранится механизм тарифного квотирования в отношении импорта мяса и мясных продуктов. Возможно также применение ограничений импорта в Россию и другие страны ТС.
Обязательствами перед ВТО предусмотрена отмена экспортных пошлин по истечении переходных периодов (сроком 1-5 лет) на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением семян масличных культур, минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных шкур и выделанной кожи, лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, лома черных и цветных металлов, осей железнодорожных локомотивов. При этом предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках ТС, в качестве инструментов торговой политики.
В 2013 году должно завершиться формирование полномасштабной системы наднационального регулирования в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В рамках этой системы могут быть реализованы новые подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности с учетом общих интересов стран "тройки" и долгосрочных перспектив интеграции.
В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ. Кроме того, предстоит подготовить и заключить соглашения о свободной торговле с Европейской ассоциацией о свободной торговле (ЕАСТ), Новой Зеландией, Вьетнамом, Монголией, а также начать переход к практическому обсуждению вопросов создания межблоковых зон свободной торговли Таможенный союз - АСЕАН и Таможенный союз - Евросоюз, говорится в материалах к заседанию.
Учитывая присоединение РФ к ВТО, на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. российские тарифные обязательства будут определяться Перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к Протоколу о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря 2011 г. Так, в частности, в процессе снижения ставок ввозных пошлин по ряду позиций предполагается переход от комбинированной к адвалорной или специфической ставке, а также снижение специфической составляющей комбинированной ставки.
В основном это коснется таких товаров, как живые свиньи, мясные субпродукты, молоко и сливки сухие и сгущенные, рис и изделия из него, дрожжи, некоторые шоколадные изделия, сахар-сырец и сахар прочий (кроме сахара белого), прокат из черных металлов, комбайны, грузовые и легковые автомобили.
Стоит отметить также, что таможенные процедуры Таможенного союза будут упрощать. Также будет снижена нагрузка на бизнесю В ближайшие три-шесть месяцев одиннадцать стран СНГ, которые подписали Договор о зоне свободной торговли, примут на себя обязательства по либерализации доступа организаций на рынки товаров и услуг, а также об инвестициях, преодолении административных, таможенных барьеров, снижении нагрузки на бизнес.
Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. В 2012 году сумма доходов, учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности во исполнение Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (без учета авансовых платежей и денежных залогов), составила 6581,0 млрд. рублей или 100,4% от прогнозируемой суммы, что на 630,5 млн. рублей или на 10,6 % больше по сравнению с 2011 годом.
Контроль за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей,
администрирование
взыскания задолженности,
обеспечения уплаты таможенных платежей
Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2012 году, составила 475,2 млрд. рублей (в 2011 году – 436,2 млрд. рублей).
Наибольшая
доля предоставленных льгот по
уплате таможенных платежей
Иные виды льгот по уплате таможенных пошлин, налогов были предоставлены в отношении следующих видов товаров:
14,8% (70,1 млрд. рублей) – ввозимых (вывозимых)
в рамках отдельных
7,4% (35,0 млрд. рублей) – ввозимых
для реабилитации инвалидов, изделий
медицинской техники, линз и оправ
для очков, а также сырья и
комплектующих для их
3,6% (17,1 млрд. рублей) – технологического оборудования, аналогов которого не производится в Российской Федерации;
3% (14,3 млрд. рублей) – вывозимых судовых запасов и ввозимой продукции морского промысла;
1,4% (6,6 млрд. рублей) – других товаров,
в том числе ввозимых на
территорию Особой
Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила по состоянию на 1 января 2013 года 52 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 23,4 млрд. рублей, по пеням – 28,6 млрд. рублей. За 2012 год общая сумма задолженности уменьшилась на 9 млрд. рублей (с 61 млрд. рублей до 52 млрд. рублей), в том числе по таможенным платежам – на 3,4 млрд. рублей, по пеням – на 5,6 млрд. рублей.
Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 15,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 13,4 млрд. рублей, по пеням – 2,1 млрд. рублей.
Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням в 2012 году составила 11,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 10,8 млрд. рублей, по пеням – 0,7 млрд. рублей.
В 2012 году таможенными органами была признана безнадежной к взысканию и списана задолженность на общую сумму 10,6 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 4 млрд. рублей, по пеням – 6,6 млрд. рублей. Сумма исключенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 2,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 2,1 млрд. рублей, по пеням – 0,4 млрд. рублей.
В 2012 году участники ВЭД продолжали активно использовать банковские гарантии в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенными органами были приняты банковские гарантии на сумму 112 млрд. рублей, что на 6,8 % меньше суммы принятых банковских гарантий в 2011 году, вследствие более широкого применения поручительства как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Наибольшая доля в структуре видов обязательств, обеспечиваемых банковскими гарантиями, приходилась на обеспечение обязательств по использованию акцизных марок в соответствии с их назначением (63,8 %). При этом участники ВЭД имеют широкую возможность выбора гарантов, поскольку гарантами перед таможенными органами имели право выступать по состоянию на 1 января 2013 года 200 банков и 13 страховых организаций (на 1 января 2012 года – 179 банков и 11 страховых организаций).
Таблица 3.1
Внешняя торговля
Нижегородской области со странами СНГ
(в фактически действовавших ценах, тыс.
долларов США)
Название страны |
2011 год |
2012 год |
Экспорт товаров | ||
Страны СНГ |
1314983,6 |
869447,6 |
В том числе торговля со странами ЕврАзЭС1) |
974726,0 |
480531,0 |
Азербайджан |
63085,7 |
63559,6 |
Армения |
12516,9 |
10510,9 |
Белоруссия |
122780,7 |
240330,7 |
Грузия |
1240,1 |
- |
Казахстан |
617621,2 |
185725,1 |
Киргизия |
10269,6 |
12713,0 |
Молдавия |
13104,1 |
18571,2 |
Таджикистан |
10653,8 |
9123,3 |
Туркмения |
64726,8 |
30945,1 |
Узбекистан |
213400,7 |
32638,9 |
Украина |
185584,0 |
265329,8 |
Итого по экспорту |
2289709,6 |
1954096,4 |
Импорт товаров | ||
Страны СНГ |
644539,5 |
491469,5 |
В том числе торговля со странами ЕврАзЭС1) |
207220,2 |
289617,9 |
Азербайджан |
1269,7 |
1073,6 |
Армения |
18,3 |
290,0 |
Белоруссия |
196654,2 |
281926,6 |
Грузия |
- |
- |
Казахстан |
8189,8 |
4789,9 |
Киргизия |
204,7 |
246,7 |
Молдавия |
731,6 |
1567,4 |
Таджикистан |
123,0 |
84,7 |
Туркмения |
784,2 |
1706,2 |
Узбекистан |
2048,5 |
2570,0 |
Украина |
434515,5 |
197214,4 |
Итого по импорту |
851759,7 |
781087,4 |
Как видно из табл. 3.1 в 2012 году в Нижегородской области величина экспорта составила 869447,6 млрд.долл., а импорта – 644539,5 млрд.долл. Тогда по формуле внешнеторговый оборот составил:
ВО = 869447,6 + 644539,5 = 1360917,1 (млрд.долл.).
По данным табл. 3.1 в 2012 году в России величина сальдо внешней торговли по формуле составило:
СВТ = 869447,6 – 644539,5 = 377978,1 (млрд.долл.).
Коэффициент покрытия импорта экспортом по формуле составил:
Кпокр = 869447,6/644539,5 = 1,77
т.е. величина экспорта Нижегородской области в 1,77 раза больше величины импорта.
Долю Нижегородской области в мировой торговле в 2012 году определяем по формуле:
dРФ = 869447,6 / 2289709,6 = 0,38, или 38 %
Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2011 году составила 14,8 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 12,9 млрд. рублей, по пеням – 1,9 млрд. рублей.
Сумма погашенной
задолженности по таможенным платежам
и пеням
в 2011 году составила 11,7 млрд. рублей, в
том числе по таможенным платежам – 11,1
млрд. рублей, по пеням – 0,6 млрд. рублей.
В 2011 году
таможенными органами принято 2 230 решений
о признании задолженности безнадежной
к взысканию и ее списании на общую сумму
10 млрд. рублей, в том числе по таможенным
платежам – 4,4 млрд. рублей
и пеням – 5,6 млрд. рублей. Сумма исключенной
задолженности по уплате таможенных платежей
и пеней в 2011 году составила 3,1 млрд. рублей,
в том числе по таможенным платежам –
2,5 млрд. рублей, по пеням –
0,6 млрд. рублей.
Основными причинами возникновения задолженности в 2011 году являлись недостоверное заявление таможенной стоимости товаров – 0,2 млрд. рублей, недостоверная классификация в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС – 0,1 млрд. рублей, недоставка товаров по процедуре МДП – 0,1 млрд. рублей.
В 2011 году продолжилось активное использование
участниками ВЭД банковских гарантий
в качестве способа обеспечения уплаты
таможенных пошлин, налогов. Таможенными
органами были приняты банковские гарантии
на сумму 119,7 млрд. рублей, что на 13,4 % меньше
суммы принятых банковских гарантий в
2010 году, вследствие более широкого применения
поручительства
как способа обеспечения уплаты таможенных
пошлин, налогов.
В 2011 году наибольшая доля в структуре видов обязательств, обеспе-чиваемых банковскими гарантиями, приходилась на обеспечение обязательств по использованию акцизных марок в соответствии с их назначением (43,4 %). При этом участники ВЭД имеют широкую возможность выбора гарантов, поскольку гарантами перед таможенными органами имели право выступать по состоянию на 1 января 2012 года 179 банков и 11 страховых организаций.
Информация о работе Анализ влияния таможенных пошлин на доходы федерального бюджета