Анализ почерка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Выявить взаимосвязь выраженности свойств темперамента и особенностей почерка.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ научной литературы;
2. подбор методик для определения уровня выраженности свойств темперамента;
3. исследование взаимосвязи свойств темперамента и особенностей почерка;
4. интерпретация результатов и формулировка выводов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1.
1.1 Теории темпераментов 5
1.2 Развитие взглядов на графологический анализ 12
1.3 Графологические признаки письма 16
ГЛАВА 2.
2.1 Исследование взаимосвязи особенностей почерка и темперамента 19
Описание результатов 20
Заключение 21
Список литературы: 22
Приложения 24

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2.

2.1 Исследование взаимосвязи особенностей почерка и темперамента

 

Целью работы стало изучение влияния свойств темперамента на особенности почерка. В качестве испытуемых выступили студенты факультета психологии (20 человек) 17-23 лет.  Для определения уровня выраженности свойств темперамента был использован тест «ОСТ» Русалова. В.М.Русалов выделил 2 аспекта темперамента: предметный и коммуникативный. В структуре темперамента выделил 4 компонента:

1.                 Эргичность – характеризует уровень стремления к предметной деятельности и умственному труду.

Социальная Эргичность – потребность в общении, стремление к лидерству.

2.                 Пластичность – характеризует степень легкости переключения с одного предмета на другой.

Социальная пластичность – легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому.

3.                 Темп (скорость) – обозначает быстроту двигательных и умственных актов при выполнении действий.

Социальный темп – скорость речи в процессе общения.

4.                 Эмоциональность – характеризует чувствительность к неудачам в предметной и умственной деятельности.

Социальная эмоциональность – чувствительность к неудачам в общении.

 

А так же испытуемым предлагалось написать текст под диктовку. Текст должен был быть написан на неразлинованной бумаге шариковой ручкой на ровной поверхности.

Далее почерк оценивался по следующим параметрам, которым присваивалось значение от одного до трёх в зависимости от их выраженности:

                Нажим (ровному нажиму присваивался один балл, неровному присваивалось три балла)

                Направление строк (прямым строкам присваивался один балл, центробежным два балла и волнистым – три балла)

                Наклон (левонаклонному, «опрокинутому» почерку присваивался один балл, прямому почерку два балла, правонаклонному – три балла)

                Связь (письму с сплошной связью присваивался один балл, с равным числом перерывов и связей присваивалось два балла, и письму с изолированностью связей – три балла)

                Размер букв (мелкому письму присваивался один балл, крупному – три балла)

                Форма почерка (угловатому почерку присваивался один балл, округлому – три балла)

С помощью r-критерия Пирсона по формуле:

Была просчитана корреляция по этим шкалам, которая выявила взаимосвязь темперамента и особенностей почерка, следовательно, гипотеза подтверждается.

Описание результатов

После подсчёта эмпирических данных была выявлена статистически значимая взаимосвязь почерка и темперамента по шкалам формы почерка и эргичности. Таким образом людям с угловатым, резким почерком свойственно стремление к предметной деятельности и умственному труду в большей степени, чем людям с округлым почерком.

По другим шкалам статистически значимых связей не выявлено.

Заключение

 

В почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает формально-динамические свойства психики. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка [10].

В ходе работы была изучена связь темперамента и почерка, в результате чего гипотеза подтвердилась. Предположение о том, что почерк и темперамент взаимосвязаны, верно, но все же существуют сомнения в связи с сильно выделяющимся коэффициентом корреляции по шкалам эргичности и формы почерка. Высокий коэффициент корреляции по этим шкалам можно объяснить спецификой выборки. Основной вид деятельности испытуемых данной выборки является умственный труд, что позволило наиболее сильно выразиться особенностям почерка именно по этим шкалам. Для более достоверных данных, в дальнейшем исследовании можно увеличить численность выборки, в которую в равной степени включить испытуемых, чей основной вид деятельности связан с физическим трудом. А также при выборке состоящей из студентов можно найти связь шкал эргичности и формы почерка с показателем релевантной мотивации к обучению.

 

Выводы:

1.      большинство авторов связывают особенности почерка с личностными характеристиками;

2.      в результате проведенного исследования было установлено, что эргичность влияет на округлость почерка.


Список литературы:

1.      www.beon.ru/psychology-nlp/27-019-gpafologija-read.shtml                

2.      www.edit.muh.ru/newspaper/st_2004/09/st4.htm                

3.      www.galaxy.com.ua/publications/history/grafologia.html                

4.      www.grafologia.co.il/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=30                

5.      www.graphology.boom.ru/history.html                

6.      www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/8.html                

7.      www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html                

8.      www.old.kv.com.ua/index.php?article=18223&number_old=3021                

9.      www.pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,2876/Itemid,118                

10. www.rabotaplus.com.ua/terms/5/195/1263.html             

11. www.slovopedia.com/14/195/1012702.html                

12. www.varvar.ru/arhiv/texts/taranenko3_1.html                

13. www.web.vrn.ru/grafolog/istoria.htm                

14. Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» www.koob.ru

15. Мерлин В.С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей "человек - общество". - Вопрос психологии. – 1975. - № 5.

16. Моргенштейн И.Г. «Психографология» www.koob.ru                 

17. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий., 1979.                

18. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальный; свойств человека. - Вопрос психологии. – 1985. - № 1.  

19. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и способностей человека // В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982.

20. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975.             

 


Приложения

Приложение 1. Выраженность свойств темперамента

 

#исп

свойства темперамента

Эр

Сэр

П

СП

Т

СТ

Эм

Сэм

1

3

6

4

3

1

4

7

4

2

3

9

2

6

3

6

11

11

3

11

12

10

8

9

12

4

3

4

10

4

7

4

8

4

1

4

5

2

10

3

7

11

9

0

4

6

12

10

8

7

11

10

3

4

7

6

7

4

4

2

6

4

5

8

7

6

8

5

11

10

1

10

9

1

5

8

3

0

9

1

4

10

8

11

3

5

12

7

1

6

11

2

10

3

6

10

6

3

6

12

6

12

10

9

12

12

7

8

13

6

10

2

5

8

3

9

8

14

2

9

3

6

9

11

1

6

15

3

5

4

7

1

7

6

3

16

7

8

4

3

5

3

4

8

17

8

11

6

3

10

8

2

6

18

9

7

4

5

7

6

4

6

19

11

8

5

4

6

7

3

5

20

12

3

9

3

4

4

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Выраженность особенностей почерка

 

 

#исп

особенности почерка

нажим

направл. Строк

наклон

связь

штрихи

размер букв

беглость письма

Форма

1

1

1

2

2

1

3

3

1

2

1

2

3

1

1

3

3

2

3

1

1

3

3

1

1

3

3

4

2

1

3

2

1

1

2

3

5

1

2

3

1

1

2

3

1

6

2

1

3

1

2

3

2

3

7

2

1

3

1

1

2

3

2

8

3

3

3

1

2

2

3

2

9

1

1

3

2

1

2

3

1

10

2

1

3

2

1

2

3

2

11

1

3

1

3

1

2

1

1

12

1

2

3

2

1

1

3

2

13

1

1

3

1

1

1

3

3

14

1

3

3

2

1

1

3

1

15

1

1

2

2

1

1

1

1

16

1

1

2

3

1

1

1

2

17

3

3

3

1

1

2

3

2

18

1

1

3

2

2

2

2

3

19

2

1

2

2

1

3

1

2

20

3

3

2

2

1

2

3

3

 


Приложение 3. тест-опросник В.М.Русалова «ОСТ»

 

Инструкция: "Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "Да", поставьте крестик (или галочку) в графе "Да" на бланке для ответов возле соответствующего номера вопроса. Если Вы выбрали ответ "Нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "Нет".

 

Вопросы:

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

Информация о работе Анализ почерка