Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Арттерапия.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

       Далее, ведущий зачитывает  содержание чемоданчиков. Группа обеспечивает эмоциональную поддержку каждому. Высказываются  пожелания друг другу.

       Рефлексия  всего  цикла занятий.

 

                                         Вывод

Для исследования   на выявление острого кризиного состояния   были взяты следующие методики:

1. Опросник САН.

2 Тест «Самооценка психических  состояний» Айзенка

3 Шкала депрессии.

4.Проективный тест «несуществующее  животное»

2)  По методикам протестировано 68 человек из которых выявлено 11 человек в остром кризисном состоянии.

  На основе проделанной  диагностической работы из 11 человек  были сформированы 2 тренинговые  группы по 6 и 5  человек.

3)Составлена коррекционная  программа « Мой новый мир»Целью которой является –формирование мотивации на преодоление кризисного состояния.Осознание своего «Я» и окружающей реальности. Принятие себя в позитиве. Снятие стрессов и освоение техник психорегуляции;

Постановка жизненных целей и определение приоритетных задач на

ближайший период; Ресурсный анализ возможностей; Моделирование комфортного жизненного пространства; диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

  3) С первой группой  людей  была проведена коррекционная тренинговая программа   по окончании которой была заново проведена диагностическая работа с полной группой  и как видно по результатам исследования  прошедшие курс тренинга имеют значительно лучший результат в отличие от  тех с которыми коррекционная программа на данный момент не проводилась.

  Снизился уровень тревожности и ригидности, повысился уровень самочувствия активности и настроения.

 

   

 

                                                Заключение .

   Атртерапия, или терапия  искусством и творческим самовыражением приобретает все большее значение для амбулаторного психиатрического и психотерапевтического лечения, главным образом когда речь идет о продолжении предшествовавшего стационарного психотерапевтического лечения; возрастает также и ее роль как самостоятельного метода психотерапии.

острое кризисное состояние – психическое (психологическое)состояние человека , внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения  образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Характеризуется чувством  беспокойства, тревоги различной интенсивности; фиксацией на психотравмирующей ситуации; переживаниями собственной несостоятельности, беспомощности, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего; выраженными затруднениями в планировании деятельности. Является одним из основных и непосредственных условий суицидогенеза . Выделяют следующие стадии кризисного состояния (Амбрумова А. Г., Полеев А. М., 1986): - "психического шока":  период дезорганизации психической деятельности длительностью до трех суток с  момента получения психотравмы; - дезорганизации: период "проживания" психотравмы длительностью от суток до двух недель; - демобилизации; период полного осознания создавшейся ситуации, ее безысходности (невозможности восполнения потери и т. д.)) что часто служит триггером формирования депрессивных расстройств длительностью от нескольких суток до нескольких недель; - адаптации ("принятия" создавшейся ситуации): период рационализации психотравмы, включения ее (или ее последствий) во внутриличностную картину мира, а также разрешения психотравмирующей ситуации длительностью в несколько недель; - восстановления: период нормализации психической деятельности длительностью до нескольких месяцев. Наиболее суицидоопасными являются стадии дезорганизации и демобилизации. К событиям, которые могут вызвать острое кризисное состояние мы относим:

а)смерть одного из родителей или обоих (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды);

б)смерть одного из супругов, членов семьи;

в)аварии или катастрофы;

г)развод;

д)утрата отношений (в т.ч. дружеских привязанностей), ссора с близким другом;

е)гибель домашнего животного;

ж)измена, предательство;

з)утрата невинности (сексуальное насилие);

и)события в стране и за рубежом (создают ощущение нестабильности, нарушают состояние базовой безопасности). 

к)внезапная потеря работы.

    

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Список литературы

  1. Антонов В.В. Искусство быть счастливыми. Система психической саморегуляции. – Л., 1986.
  2. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка. Метод психической саморегуляции. – М., 1989.
  3. Белинг У. Самопомощь при бессоницах, стрессах и неврозах. – Минск, 1989.
  4. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. – М., 1997.
  5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989.
  6. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
  7. Изард К. Эмоции человека: Пер.с англ., - М., 1980.

8  Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.

9 Клейнзорге Х., Клюмбнес Г. Техника  релаксации. – М. - 1985.

10 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1997.

11 Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика  стрессов.- М., 1993.

12 Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – Л., 1986.

13 Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная  тренировка. – Л., 1986.

14 Репин А.А. Психология, психогигиена  и психопрофилактика труда плавсостава. – М., 1983.

15 Ромен А.С. Самовнушение и его  влияние на организм человека. – Алма-Ата, 1970.

16Рудестам К. Групповая психотерапия. -  2-е изд. - М., 1993.

17Свядощ А.М. Аутогенная тренировка // Руководство по психотерапии.- Ташкент, 1979., С. 176 – 192.

18 Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1992.

19 Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – Запорожье, 1993.

20 Томас К. Высшая степень аутогенной  тренировки. – М., 1997.

21 Черепанова Е.Н. Психопрофилактика  стресса. – М., 1999.

22 Шульц И.Г. Аутогенная тренировка,- М., 1985.

23 Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. – М., 1985.

24 Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. – М., 2001.

25.Семиченко В.А. Психология  общения. – К.: Магістр, 1997. – 152 с.

26 . «ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» (под ред. Б. Д. Карвасарского; 752  стр

27 Черепанова Е. Психологический стресс : Помоги себе и ребенку . - 2-е изд.   М.: Academia, 1997. - 95 с..

28. Авдєєва І., Безпалько  О., Гончарова В., Савіч Ж. Спілкуємось  та діємо. – К., 2002. – 112 с.

29. Андреева Г.М. Социальная  психология. - М., 1999.- 420 с.

30. БОЛЬШАКОВ.Ю.ПСИХОТРЕНИНГ СП.б 1996 -267 ст

31. Бондаренко ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ:ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.м.1999. 764 стр

32. Гуревич е.Е.М. Психологическая диагностика. М 1997   - 345 стр.

33. . Изард К. «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»  М.1999 -464 стр

34. .  Реан, Я. Л. Коломинский «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» М.2004  432

35. Рудестам «ГРУППОВАЯ  ПСИХОТЕРАПИЯ» (2-е изд., перераб, доп.; 352 стр

 

 

 

 

 

.

 

 

    

                

 

 

     

 

 

 

 


Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний