Взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом на разных этапах профессиональной карьеры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Основным условием формирования гармоничной личности является её удовлетворенность жизнью: жизнеобеспечением, успешным и продуктивным общением. Важную роль в развитии личности играет удовлетворенность личностью профессиональной карьерой: её интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководителем, удовлетворенность условиями труда.

Вложенные файлы: 1 файл

ВИКА КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

     Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры — в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

     Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

     Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

     Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия.

     Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

     М.Ю. Долина и М.С. Дмитриева проводили исследование значимости различных источников дискомфорта, большинство которых можно считать действующими относительно постоянно. С помощью процедуры факторного анализа были выделены пять групп причин эмоционального дискомфорта.

1. Причины межличностных  отношений: столкновения с начальством,  физический недуг, проблемы в  общении с сотрудниками на  работе, неудовлетворенность внешним  видом, заботы о здоровье вообще, раскаяние по поводу прошлых  решений, сексуальные проблемы, проблемы  с подчиненными, осуждение и дискриминация  со стороны других, беспокойство  о надежности места работы, неприятные  соседи, неудовлетворенность своей  работой.

2. Внутриличностные причины:  беспокойство, вызванное внутриличностными  конфликтами; трудности с возможностью  выразить себя; проблемы с сексуальным  партнером; чувство одиночества;  недостаток активности, энергии;  проблемы с родителями.

3. Причины перегруженности  делами: перегруженность семейными  обязанностями; проблемы с детьми; нехватка времени для семьи;  перегруженность делами; раздумья  о смысле жизни.

4. Социально-бытовые причины:  проблемы с покупками; растущие  цены; проблемы с транспортом;  беспокойство по поводу обстановки  в стране.

5. Причины незащищенности: проблемы с местом работы из-за  своего пола; забота о состоянии  здоровья кого-либо из членов  семьи; финансовая ненадежность - [19].

     Взаимосвязь удовлетворенности жизнью и удовлетворенности трудом велика, однако на каждом возрастном этапе своеобразна. Так для детей дошкольного и школьного возраста определенные достижения в общественном труде определяющими являются не результаты деятельности, а оценка и поощрения взрослого. Это в свою очередь влияет на общую самооценку личности ребенка, на его дальнейшее стремление выполнять ту или иную деятельность, удовлетворенность жизнью. Нужно отметить, что данный эффект на данном этапе является временным и неустойчивым.

     Противоположное явление можно наблюдать в зрелом возрасте, когда трудовая деятельность является одним из основных составляющих жизни взрослого человека. На удовлетворенность жизнью влияют условия труда, оплата труда, взаимоотношения в коллективе, стили руководства, имидж выбранной профессии и т.д. Нужно отметить, что стойкое неудовлетворение на работе может привести к общей неудовлетворенностью жизнью и повлечь за собой неудовлетворенность в личной жизни, проблемы со здоровьем, эмоциональному дискомфорту и т.д.

     На наш взгляд, для более глубокого осмысления  проблемы стоит рассмотреть удовлетворенность  личности карьерой. Ведь от того, удовлетворен ли человек карьерой  зависит и его удовлетворенность  жизнью.

 

 

1.4  Структура  и формы удовлетворенности трудом.

     Удовлетворенность  работой тесно связана с лояльностью  персонала, преданностью работников  своей организации, их желанием  прилагать максимум усилий в  ее интересах, разделять ее  ценности и цели. Изучая удовлетворенность,  мы получаем информацию о силе  привязанности персонала к организации.  Если ценный сотрудник балансирует  на грани увольнения, то такая  ситуация весьма опасна и нежелательна  для организации. С другой стороны,  если плохой сотрудник полностью  удовлетворен своей работой и  не собирается увольняться –  это информация к размышлению  для руководителя. Значит, в организации   созданы весьма благоприятные  условия для ленивых, бестолковых,  неэффективных работников. Данные  об удовлетворенности работой  – это фактически информация  о кадровых рисках компании  - [33].

     Можно выделить  следующие элементы или показатели  удовлетворенности работой:

  • содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
  • условия работы;
  • оплата труда, материальное вознаграждение;
  • степень престижности работы;
  • руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
  • карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
  • окружение, психологический климат в коллективе.

     Удовлетворенность  содержанием и характером работы занимает центральное место. Интерес к процессу деятельности может быть важным мотивирующим фактором. Совокупность особенностей деятельности, побуждающих человека к ее выполнению, в психологии называют процессуально-содержательной мотивациейт– [10]. О высокой процессуально-содержательной мотивации можно говорить в тех случаях, когда человек достигает высоких результатов не потому, что ему обещано большое вознаграждение или осуществляется жесткий контроль его работы, а из-за того, что ему доставляет удовольствие сам процесс деятельности.

     Изучая людей,  которые получают удовольствие  от своей работы, ученые выделили  следующие показатели процессуально-содержательной мотивации:

  • ощущение полной включенности в деятельность;
  • полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле;
  • ощущение того, что четко знаешь, как следует действовать в тот или иной момент, четкое осознание целей;
  • отсутствие боязни возможных ошибок и неудач;
  • потеря обычного чувства осознания себя и своего окружения, как будто "растворение" в своем деле – [10].

     Американские  ученые-бихевиористы выделяют три  "психических состояния", испытываемые  работником, которые определяют  его удовлетворенность работой  и профессиональную мотивацию. К ним относятся:

- ощущение значимости (работник должен чувствовать, что его деятельность является стоящей и важной в принятой им системе ценностей);

- ощущение ответственности (он должен быть уверен, что несет личную ответственность за результат своих действий);

- знание результата (он должен иметь возможность оценить результаты своей работы) – [39].

     Удовлетворенность  оплатой труда, материальным вознаграждением тесно связана с субъективной оценкой степени справедливости отношений. В соответствии с теорией справедливости люди стремятся избегать негативных эмоций, таких как чувство вины или обиды, возникающих при несправедливой оценке (оплате) их труда - [20].

Так, если сотрудник считает, что ему не доплачивают за те усилия, которые он прилагает, он может, например, уменьшать время присутствия на работе (прогулы, опоздания, дополнительный отпуск, дополнительные перерывы в работе или перекуры), снизить качество выполняемой работы и прочее. Если же он считает, что организация ему переплачивает, то это может привести, например, к росту внутренних обязательств перед руководством и организацией, повышению готовности к дополнительным усилиям в работе.

     Важнейшими условиями удовлетворенности руководством являются благоприятная корпоративная культура, оптимальный стиль лидерства, коммуникативная и управленческая компетентность руководителя. В этом заключается умение принять решения, взять на себя ответственность, способность организовать работу, высказать благодарность. Важным элементом управленческой деятельности, влияющим на удовлетворенность руководством, является делегирование полномочий и ответственности персоналу.

     Удовлетворенность карьерой. Значительная часть работников стремится к должностному или карьерному росту. Поэтому ограничение возможностей карьерного роста может приводить к ярко выраженной неудовлетворенности и даже агрессивности в поведении.

     Весьма существенной составляющей является удовлетворенность окружением. Зачастую оно настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении. В силу этого в последнее время востребованы тренинги, целью которых является формирование командных отношений в коллективе. В то же время для удовлетворенности работой вполне достаточно, чтобы окружение не вызывало негативных эмоций, например раздражения.

 

      Удовлетворенности трудом включает в себя несколько уровней. Социальный уровень удовлетворенности трудом зависит от удовлетворенности профессией как видом труда, обеспечивающим желаемый социальный статус. Мы рассматриваем определенную профессию не «со стороны», а «изнутри», как проявляет себя индивид внутри группы, занимающейся данным видом труда. С этой точки зрения удовлетворенность трудом является индикатором включенности в социальный контекст данного вида труда.

     Следующий уровень структуры удовлетворенности трудом - психологический. К этому уровню структуры удовлетворенности трудом относим лишь следующие подструктуры: условия труда; организацию труда, так как в действительности.

     Третий уровень удовлетворенности трудом — психофизиологический —понимается нами как степень соответствия выполняемых в процессе работы функций способностям индивида, как соответствие функционального содержания труда психофизиологическим особенностям работника. (Под психофизиологическими особенностями здесь понимается совокупность психических и физических задатков индивида, которая формирует его способность к труду, а также существующие на основе этих задатков такие характеристики работника, как успешность овладения профессией, навыки, знания и т.д.) Этот уровень структуры удовлетворенности трудом иногда выделяется как самостоятельный вид удовлетворенности и называется «удовлетворенность работой» или «удовлетворенность деятельностью» - [13].

     Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.

1. В результате изучения  отношения людей к благополучию  в быту, социально-экономической  системе, социальному климату  установлено, что работа и карьера  имеют для них наибольшее значение  наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом. Одним словом, удовлетворенность трудом есть прежде всего социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов, групп, населения, нации.

2. Удовлетворенность трудом  имеет функционально-производственную  значимость. Она влияет на количественные  и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения  заданий, обязательность в отношении  других людей. Отношение к труду  может основываться на самооценке  работником своих деловых качеств  и показателей. При этом самоудовлетворенность  и самонеудовлетворенность могут  положительно и отрицательно  влиять на работу в зависимости  от конкретного случая.

3. Забота работодателя  об удовлетворенности людей их  трудом определяет некоторые  существенные типы управленческого  поведения, трудовых отношений  вообще. Работодатель часто скептически  относится к производственно-экономическому  эффекту всяких мероприятий по  гуманизации труда и считает  их финансирование нерациональным. Средства на эти цели обычно  тратятся под давлением профсоюзов, правовых инстанций или масс (работников). Это происходит из-за недопонимания  важности и значимости для  производственной сферы такого  показателя, как «удовлетворенность  трудом».

4. Удовлетворительные с  точки зрения работника характер  и условия труда — это важнейший  фактор авторитета руководителя.

5. Удовлетворенность трудом  часто является индикатором текучести  кадров и необходимости соответствующих  действий по ее предотвращению.

6. В зависимости от  удовлетворенности трудом повышаются  или понижаются требования и  притязания работников, в том  числе в отношении вознаграждения  за работу (удовлетворенность может  снижать критичность в отношении  оплаты труда).

7. Удовлетворенность трудом  является универсальным критерием  объяснения, интерпретации самых  разных поступков отдельных работников  и трудовых групп. Она определяет  стиль, способ, манеру общения  администрации с работниками,  т.е. различается поведение удовлетворенных  и неудовлетворенных работников, управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми - [3].

Информация о работе Взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом на разных этапах профессиональной карьеры личности