Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:07, реферат
Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания.
Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным подросткам приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Агрессия является одним из частых способов решения проблем у подростков, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направленные на цель поведенческие акты, так и символические действия. Существенно, что агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.
Количество обращений педагогов, родителей к психологу из-за агрессивного поведения, конфликтов среди учащихся определили необходимость проведения исследования по данной проблеме.
Цель исследования: выявить взаимосвязь форм проявления агрессии и ценностных ориентаций старших подростков и разработать систему занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии.
Объектом исследования являются агрессия и ценностные ориентации старших подростков школы-интерната.
Предметом исследования выступает взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что старшим подросткам с различными формами агрессии характерны определенные ценности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как:
Методологическую и теоретическую основу составили: Теория универсального содержания и структуры ценностей С.Шварца и У.Билски. Теория Басса-Дарки о формах агрессии. Результаты по исследованиям агрессии подростков С.А.Беличевой и Л.М.Семенюк.
Надежность и достоверность подтверждаются адекватностью выбранных методов и методик, определением методологического аппарата исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования и разработанная система занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии могут быть использованы в практической деятельности школьного психолога, классных руководителей старших классов для формирования механизмов саморегуляции старших подростков.
База исследования: Муниципальное казённое учреждение образовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (общего) полного образования», учащиеся 8 -х классов.
Предпринятый мною теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что можно выделить 4 группы подростков относительно формирования у них определенных ценностей и форм агрессии:
Проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил подготовить и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление форм агрессии и ценностных ориентаций старших подростков. В исследовании принимали участие 25 обучающихся 8-х классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования». Результаты исследования отражены в таблицах и диаграммах (Приложение 1).
Выводы: наиболее характерным способом выражения своей агрессии для исследуемой группы старших подростков являются физическая, вербальная и косвенная агрессия. Соответственно данным формам проявления агрессии характерны 24%, 16% старших подростков. 12% старших подростков школы-интерната проявляют свою агрессию через обиду. Наименее распространенными для данной группы являются такие формы агрессии как раздражительность (8%), негативизм (8%), подозрительность (4%) и чувство вины (4%).
Исследование ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната проводилось с помощью методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича. Результаты исследования: наиболее предпочитаемыми для старших подростков школы – интерната являются следующие ценности: здоровье (20%), наличие хороших и верных друзей (16%), обеспеченная жизнь (16%), любовь (12%).
Распределение ценностных ориентаций старших подростков данной выборки наглядно представлено в диаграмме 2 (Приложение 1).
Данную иерархию ценностей можно разделить на три группы:
По итогам констатирующего эксперимента нами были выявлены группы учащихся относительно склонных к проявлению тех или иных видов агрессии и соответственно, следуя логике нашей работы, мы установили и те ценности, характерные данной группе старших подростков.
Распределение ценностных ориентаций в зависимости от форм агрессии старших подростков отражено в таблице 4 (Приложение 1).
Как видно из таблицы 4 для старших подростков, склонных к физической и вербальной агрессии значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности. Ценности социального взаимодействия предпочтительны для старших подростков с такими формами агрессии как косвенная агрессия, обидчивость, подозрительность, чувство вины.
Проведенное эмпирическое исследование по выявлению форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков, позволило констатировать следующее:
Полученные эмпирические данные обусловили необходимость создания системы занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии.
Выводы:
Приложение I
Теоретические аспекты
изучения агрессии и
Агрессия подростков как социальная проблема современного общества.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм).
Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
В кратком психологическом словаре, агрессивное поведение рассматривается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности).
При этом агрессивные действия выступают:
- в качестве средства
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
В последнем случае агрессия непосредственно связана с «Я-концепцией» личности.
«Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я. Становление Я-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми.
Агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватны ситуации.
Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, силы и равновесия нервных процессов, а также восприятия и интерпретации различных раздражителей, способных вызывать агрессию.