Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:04, реферат
Целью данного исследования является изучение влияния СМК на школьников.
Объект исследования: Средства Массовой Коммуникации
Предмет исследования: Средства Массовой Коммуникации как фактор социализации школьников
1. Введение
2. Глава I. Изучение теоретической сущности социализации личности современного младшего школьника
1.1 Сущность процесса социализации
1.2 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.3 Информационная среда и проблемы социализации младших школьников
3. Глава II. Изучение теоретической сущности влияния современных средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника
2.1 Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
4. Глава III. Экспериментальное исследование влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника
5. Заключение
6. Список литературы
Мы в праве
констатировать, что в настоящее
время возросла развлекательно-компенсаторная
и фоновая функции СМИ из-за
поверхностного восприятия социально
значимой информации, что ставит перед педагогами
проблему формирования критического отношения
к массовым информационным процессам
в нашем обществе.Т. е. СМИ, в основном выполняют
функцию развлечения - это, в большинстве
своём, не несёт подлинной культуры. Культуры
во всём: внешнего вида, взглядов на мир,
вкусов, речи. "Телевидение для широких
кругов зрителей и, особенно, для молодёжи
является первым каналом распространения
норм, ценностей, вкусов, в том числе, и
в области культуры. Телевидение - это
массовая, популярная энциклопедия культурной
жизни"[3]. В результате исследования,
проведённого Л.Ф. Боженко, оказалось,
что львиную долю свободного времени "съедает"
телевизор[1]. "Изучая жизнь по телевидению,
дети усваивают и определённые модели
поведения - либо на основе "мыслительных
опер". Либо через приключенческий или
криминальный жанр. Отсюда неадекватное
поведение, чаще всего агрессивное, с разной
степенью выраженности агрессии - гнев,
ссора, драка. Ребёнок в этом возрасте
хочет иметь своего героя, которому можно
подражать, о котором можно говорить. И
обычно такой герой приходит с экрана,
являясь чаще всего результатом не личного,
а массового выбора кумира" [2]. В условиях
научно-технического прогресса существенное
влияние на художественную и эстетическую
деятельность человека оказывают СМИ.
Массовая коммуникация - это распространение
информации с помощью специальной системы
средств информационных общений, ориентированных
на восприятие разными группами людей.
[5] Нужно учитывать, что специфика строения
идеалов младших школьников такова, что
они представлены как нерасчленённое
целое, в котором качества личности не
отделены от поступков. "Дети и подростки
- личности ещё не сложившиеся, без устойчивой
жизненной позиции. Не зная подлинных
ценностей. Они легко принимают ценности
мнимые, лживые, что ведёт к потере духовной
культуры" [2]. Можно предположить, что,
выбирая в качестве своего идеала популярного
эстрадного певца, младший школьник будет
не только петь его песни, но и усваивать
(даже на подсознательном уровне) идеи
ненависти, убийства и, может быть, даже
и действовать на основе усвоенных идей.
Таким образом, СМИ способны
не только управлять вкусами младших школьников,
но и навязывать им свои "идеалы".
Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной
эстраде, как правило. Выбирает "модных"
на сегодняшний день поп-звёзд, которые
не редко становятся его жизненным идеалом,
определяют музыкальные предпочтения,
а, в дальнейшем, и эстетический вкус. Как
важно, чтобы именно в этот момент рядом
оказался человек. Разбирающийся в современной
эстраде, готовый подсказать младшему
школьнику правильный выбор. Главным проводником
в мир музыкальной продукции должен стать
учитель музыки, который поможет учащимся
начальной школы разобраться в современной
эстраде.
На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым маленьким детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий. Принято считать, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что дети приобретают "телевизионные" привычки в процессе общения со взрослыми. Например, дошкольники, остающиеся дома вместе с матерью, проводят у телевизора больше времени, чем дети работающих матерей. Младшие школьники смотрят телевизор равное количество времени, независимо от того, работает их мать или нет. Таким образом, можно говорить о том, что дети много смотрят телевизор, как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ. Безусловно, трудно представить, что просмотр большого числа программ не отражается на развитии детей и их поведения. Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы.[6;10-24]
Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение. Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Так, девочка с заниженной самооценкой видит по телевизору, что все женщины - идеал стройности, начинает худеть, отказываться от пищи, и приобретает расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия), которые могут привести к смерти. Может ли просмотр телепередач помочь детям научиться быть более добрыми, честными, щедрыми и готовыми к сотрудничеству с другими и т.д.? Да, если дети будут смотреть добрые сказки и мультфильмы. А не те, в которых герои - супермены, мутанты; сериалы и фильмы, где сплошь и рядом пьющие, курящие люди, ведущие достаточно разгульный образ жизни. Наш телеэфир заполнен эпизодами насилия. Хотя телевидение и не толкает детей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве. Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек - неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются. [8;70-72]
Телевидение наносит вред развитию речи! Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. Чистое просмотровое время (которое не надо смешивать с много большим временем работы телевизора) в 1964г. составляло в среднем по ФРГ 70 минут в день, в 1980 г. для взрослых этот показатель поднялся до двух часов, а в 1998 г. дополз до отметки (опять-таки для взрослых) 201 минута в день. Это равнозначно примерно трем с половиной часам "радиомолчания" между родителями и ребенком. И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если милых деток одаривают еще и собственным телевизором. Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей в возрасте от трех до тринадцати лет без собственного телевизора просмотровое время составляет 100 минут в день, тогда как у детей с собственным телевизором оно постоянно растет. В 1999 г. уполномоченная радиостанции "Свободный Берлин" по работе с молодежью Инга Мор пришла к выводу: "Дети с собственным телевизором каждый день смотрят передачи более трех с половиной часов". (Заставляет задуматься ее примечание, что эти дети больше всего любят смотреть взрослые передачи в вечерних и ночных программах!) Особенно ужасно, что в 1998 г. это касалось уже самых маленьких детишек (от трех до пяти лет), - таких, что смотрят телевизор от двух до четырех часов ежедневно, было 10,3%, а еще 2,4% смотрели передачи по четыре-шесть часов и больше. Хайнеман замечает по этому поводу: "Но как раз эти дети, по нашим данным, смотрят дополнительно еще и видеофильмы и играют на карманной электронной игрушке или на компьютере". Следовало бы добавить: и как раз у них возникают нарушения речи, которые надо серьезно лечить. А между тем ущерб развитию речи у детей наносит отнюдь не только молчание перед телеэкраном. Хайнеман подчеркивает, что в этом отношении телевизор с его "преобладанием визуальной информации" и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. "Даже детские передачи, - сетует он, - часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия". Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями. [8;12.150-200]
Таким образом, телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, предупреждает Борбонус, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний - тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Поэтому Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. "Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны", - гласит его вывод. Вам не страшно? 12 минут человеческого общения в день! Вот чего не хватает нам и нашим детям![8;14]
Вывод по теоретической части.
Современный человек
не мыслит уже свое существование
без телевидения. Из незаметного
для общества изобретения, сделанного
90 лет назад 25 июля 1907 года, оно телевидение превратилось в огромного
монстра, захватившего умы и души миллиардов
людей на Земле.
Нас всегда поражали и пугали различного
рода шаманы, заклинатели, гипнотизеры,
психотерапевты. Но по сравнению с силой
воздействия телевидения на психику людей
воздействие всех их вместе взятых в тысячу
раз меньше.
Особенно подвержены воздействию телевидения
дети с их еще не сформировавшимися психикой
и организмом в целом.
Сергей Образцов пытался внушить взрослым
людям простую мысль, которой следовал
всю свою долгую творческую жизнь: нельзя
детям до семилетнего возраста показывать
(даже в сказках) сцены насилия, жестокости,
грубого обращения с животными и людьми.
Великий мастер знал: детская душа, что
губка, впитывает все происходящее вокруг
нее и, особенно все, что происходит на
сцене, на экране, в книге. Что же нам преподносит
современное детское телевидение? Посмотрите
"мультики". Это сплошные "Том и
Джери", где весь юмор сосредоточен
в расплющивании то Тома, то Джери, таскании
кота за хвост, в различных падениях и
прочей "прищемиловке". В результате
дети таскают своих домашних питомцев
за хвост, загоняют друг друга под кровать
и т.д. Это все случаи, рассказанные родителями
и работниками детских садов, учителями.
Посмотрите мультсериалы. Это - "Звездные
войны", это - какие-то непонятные животные
(ребенок-то и обычных домашних плохо представляет),
опять жестокость, достижение даже благородных
целей через полное уничтожение, подавление
противника. Чего же после этого мы хотим
от наших детей? Где прекрасные, добрые,
поучительные, без сцен грубого насилия
отечественные мультфильмы типа мультфильмов
50-70-х годов? Возможно, они были в чем-то
примитивны, может быть, художники слишком
следовали требованиям соцреализма, но
эти фильмы воспитывали детей в духе общепринятых
моральных принципов: не укради, будь терпим
к окружающим, будь послушен, будь вежлив,
будь аккуратен, цени дружбу, трудись и
так далее, и так далее. Так мало их на сегодняшнем
телеэкране. Посмотрите современные детские
телевизионные передачи с куклами. Как
часто эти куклы изображают нечто, рожденное
больным, по другому не скажешь, воображением
художника. Какие-то монстры, животные
непонятной породы. Задумывались ли их
создатели о восприятии мира ре-бенком?
Как уродуют они еще слабое эстетическое
чувство ребенка, искажают чувство прекрасного,
в конце концов уводят в мир нереального.
Что есть прекрасное? Вот на этот вопрос
именно и должны, как нам кажется, нести
ответ детские передачи.
Мы провели небольшой эксперимент. Еще
один, не менее, а, может быть, даже более
важный аспект проблемы "дети и телевидение".
Это влияние телевидения на физическое
здоровье ребенка. Как показывают исследования,
на еще не окрепший организм ребенка действуют
следующие факторы: излучение от экрана
телевизора, мелькание яркостных и цветовых
пятен на его экране, частая смена изображений
("клиповость"). Излучение, хотя оно
и не превышает санитарных норм, имеет
кумулятивный (накопительный) эффект и
при неумеренных дозах сидения у телевизора
оказывает негативное воздействие на
иммунную систему, систему кроветворения
и т.д. Мелькания яркостных и цветовых
пятен оказывают вредное влияние на зрительный
аппарат ребенка в целом на функционирование
сердца и мозга, так как частоты мельканий
могут и совпадают с частотами колебаний
сердца, частотами электрических колебаний,
сопровождающих деятельность сердца и
мозга человека. Особенно опасно, когда
наступает резонанс этих колебаний.
Из сказанного следует вывод о необходимости
ограничивать время, в течение которого
ребенок сидит у телевизора, не разрешать
ему смотреть передачи с частыми мельканиями
световых и цветовых пятен. Кстати, этим
грешат передачи типа видео - музыкальных
клипов и реклама. Как и каждое сильнодействующее
средство, в зависимости от дозы, от правильности
приема телевидение может быть и злом
и добром. Правильно организованное, построенное
с учетом влияния на человека, телевидение
может стать большим добром и для психического,
и для физического здоровья. Так, уже в
Древнем Египте лечили цветом. Цветотерапия
широко применялась на Востоке, да и сейчас
лечение цветом обретает вторую жизнь.
Построенное с учетом воздействия цвета
на человека цветовая гамма телевизионных
передач может благотворно воздействовать
на зрителей, в том числе детей. Известно
так же, что на человека сильно влияет
пространственный спектр наблюдаемого
изображения. Так, например, наблюдение
однообразных, построенных из небольшого
числа "решеток", изображений зданий
современной "прямоугольной" архитектуры,
подавляет психику человека. И, наоборот,
здания с большим количеством "украшательских"
элементов, как правило, создают наблюдателю
комфортное состояние души. Так и телевизионные
изображения, обладая различными спектрами
пространственных частот, могут создавать
хорошее настроение, повышать иммунитет
организма, в значительной степени независимо
даже от содержания сцены.
Само содержание (смысловое) также является
мощнейшим средством воздействия на людей,
особенно, конечно, детей. Добрые, красочные
мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные
телефильмы, фильмы-сказки, сделанные
с душой, с учетом санитарных требований,
показанные на экранах телевизоров, становятся
мощным положительным средством и весьма
благоприятны для здоровья детей.
Исследование было проведено на базе МОУ СОШ №308 г. Санкт-Петербург.
Целью исследования
было определить степень влияния
теле - и видеопросмотра на социальное развитие
младшего школьника.
Исследование проводилось методом фокус-группы.
В связи со спецификой возраста были допущены
отступления от обычных правил проведения
фокус-групп. В частности, группы были
собраны не стихийно, т.е. модератор приходил
в уже сложившиеся группы. В такой ситуации
дети не закрываются и могут достаточно
свободно рассказывать о себе. В ходе данного
исследования дети отвечали на вопросы
модератора, а также могли высказывать
комментарии, свои соображения, замечания
по поводу заданных вопросов.
Всего было проведено 5 фокус-групп.
Общее число опрошенных - 50. Среди них -
23 девочки и 27 мальчика. Средний возраст
опрошенных составил приблизительно 9
- 10 лет. В зависимости от хода фокус-группы
вопросы могли быть заданы в разной последовательности,
в разной форме или не заданы вообще. Вопросы
о предпочтениях детей младшего школьного
возраста в теле - и видеопросмотре не
ставились в исследовании напрямую. Выводы
о них можно делать, исходя из других ответов.
Предпочтение мультипликационной продукции
фильмам очевидно: при ответе на вопрос
о том, какие дома есть видеокассеты, дети
назвали 48 мультфильмов (всего было названо
60 кассет), из 20 перечисленных телепередач
16 оказались мультфильмами; героев для
подражания, правда, выбирают одинаково
много из фильмов и мультфильмов (19 и 18
соответственно).
Предпочтения по жанру можно
выявить из тех же вопросов. Из кассет,
имеющихся у респондентов дома, в первую
пятерку попали: "Гарри Потер", "Шрек",
"Властелин колец", "Ночной дозор"
и "Атлантида". Если говорить о жанре,
то здесь и мелодрама, и боевик, и приключенческий
фильм и фантастика - естественно все в
детском варианте. Из телевизионных предпочтений
на первом месте - "Дом 2" и "Не родись
красивой", "Народный артист" и
"Фабрика звёзд". Это, скорее, "реалити-шоу".
Самые популярные герои для подражания
- эстрадные поп-звёзды и телеведущие и
участники реалити-шоу. Этих герое опять
же положительными не назовёшь. Причем
явного различия между мальчиками и девочками
не наблюдалось.
Что же касается предпочтения отечественной
или зарубежной теле - и видеопродукции,
то такой вопрос задавался на фокус-группах,
но ответы на него нельзя назвать объективными
(т.к многие дети не понимают, что иностранные
мультфильмы показывают у нас переведенными
на русский язык). Если же выводить предпочтения
страны производителя так же, как и предпочтения
жанра, то очевидно предпочтение западной
продукции. Однако это можно отчасти объяснить
тем, что зарубежные мультфильмы и фильмы
зачастую выходят сериалами и их удобно
смотреть, выбрав для себя определенное
время. На вопрос "Нравятся ли вам герои,
которые умеют драться?" утвердительно
ответили 33 ребенка из 35. Из 43 героев, выбранных
для подражания, - 31, как правило, дерется
на экране. Причины любви к таким героям
называли следующие (начиная с самых популярных):
"они другим помогают", "они добрые",
"сильные", "храбрые" и др. (в
том числе - "они заботливые"). Наиболее
объективные из этих характеристик "сильные"
и "храбрые". Остальные говорят о
том, что герой, который умеет драться,
воспринимается детьми как положительный
герой, и о том, что ценностные характеристики,
относительно таких героев, в детском
сознании смещены. Смещение ценностных
ориентации (но уже в другую сторону) видно
и в вопросе об отрицательных героях. 9
детей из 47 в играх иногда изображают "плохих
героев", причем, помимо причин "так
получилось по игре" и "они сильные"
назывались и такие, как "плохие герои
всегда красивые", "плохие герои лучше
спасают".