Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Цель – изучить взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.
Объект: родительско-детские отношения.
Предмет: родительско-детские отношения и их взаимосвязь с агрессивностью детей дошкольного возраста.
Гипотеза: родительско-детские отношения связаны с агрессивностью детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….3
1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................3
1.2 Содержание понятия агрессивности в психологии.................7
1.3 Взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...................................................................................15
1.4 Выводы.....................................................................................................21
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ....................................................22
2.1Организация и методы исследования...............................................22
2.2 Исследование родительско-детских отношений и агрессивности поведения у детей .......................................................................................................................25
2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...........................................................33
2.3 Выводы................................................................................................................40
Заключение.................................................................................................................41
Литература .................................................................................................................43
Нередко
отношение родителя к ребенку обусловливается
не действительными особенностями ребенка,
а такими чертами, которые родитель приписывает
его полу, то есть «вообще мужчинам» или
«вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения
женских качеств наблюдается неосознаваемое
неприятие ребенка мужского пола. В таком
случае приходится сталкиваться со стереотипными
суждениями о мужчинах вообще; «Мужчины
в основном грубы, неопрятны». Они легко
поддаются животным побуждениям, агрессивны
и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму[4].
Любой же человек, будь то мужчина или
женщина, должен стремиться к противоположным
качествам — быть нежным, деликатным,
опрятным, сдержанным в чувствах». Именно
такие качества родитель с ПЖК видит в
женщинах. Примером проявления установки
ПЖК может служить отец, видящий массу
недостатков у сына и считающий, что таковы
же и все его сверстники. В. то же время
этот отец «без ума» от младшей сестры
мальчика, так как находит у нее одни достоинства.
Под влиянием ПЖК в отношении ребенка
мужского пола в данном случае формируется
тип воспитания «эмоциональное отвержение.
В этих условиях по отношению к мальчику
может сформироваться воспитание по типу
«потворствующей гиперпротекции».
2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.
Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении.
По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 27 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии:
вербальная агрессия выявлена у 24 детей, в их рисунках, на изображённых несуществующих животных, изобилуют различной величины открытые рты с зубами и клыками; защитно-ответная выявлена у 8 детей, на рисунках этих ребят ярко выражены различные выступы и рога на голове животного; агрессивная защита от людей, обладающих властью, авторитетом была выявлена у 3 детей, здесь преобладали поднятые вверх шипы и наросты, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, которые имеют над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя; пониженный эмоциональный фон был отмечен у 20 испытуемых, здесь были отмечены очень слабые прорисовки паутинообразных линий.
Таким
образом, по результатам данной методики
наиболее преобладает вербальная форма
агрессии, наименее выражена защитно-ответная.
Для уточнения и расширения представлений
об особенностях личностных качеств, сопутствующих
агрессивному поведению детей был использован
тест «Руки Вагнера». Результаты исследований
по тесту «Руки Вагнера» отражены в таблице
1.
Таблица 1.
Частота
встречаемости исследуемых
агрессия | указание | страх | коммуникация | эмоциональность | зависимость | демонстративность | активная безличность | пассивная безличность | увечье |
49% | 15% | 4% | 7% | 0% | 28% | 26% | 22% | 0% | 1% |
Таким
образом, преобладают ответы по категории
агрессивности 49%; отсутствуют ответы
по категориям «Эмоциональность» и
«Пассивная безличность». Основные тенденции
активности испытуемых представлены на
рисунке 1.
Рисунок 1. Профиль основных тенденций активности исследуемой группы детей (%)
Проведенный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
значительное
превышение агрессивных ответов
позволяет предположить наличие
агрессивных тенденций в
высокий
балл по категории «Зависимость»
свидетельствует о неумении самостоятельно
разрешить конфликтную
снижение
ответов по категории «Коммуникативность»
позволяет предположить о несформированности
коммуникативных навыков и
отсутствие
ответов по категории «Эмоциональность»
может свидетельствовать о
повышение ответов по категории «Демонстративность» может свидетельствовать о потребности в привлечении внимания;
отсутствие ответов по категории «Пассивная безличность» дает основания полагать, что лишь немногие внешние стимулы являются нейтральными, а повышенная чувствительность к внешним стимулам может выражаться в неадекватных агрессивных реакциях.
Таким образом, на основании данных выводов, можно предположить, что дети из данной выборки отличаются плохой приспособляемостью, низкой адекватностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пониженным эмоциональным фоном.
Сравнительный
анализ полученных данных по результатам
«Теста руки Вагнера», «Несуществующего
животного», позволяет сделать вывод,
что для данной группы испытуемых
характерными проявлениями являются следующие
черты: неадекватное эмоциональное
реагирование; неуверенность в себе,
в своих силах; плохая приспособляемость;
низкая адаптивность; повышенная конфликтность;
неспособность к
Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) приведены в таблице 3.
Таким образом, вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста встречается в семьях с такими нарушениями воспитания детей, как гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование
потребности
ребенка, воспитательная
Защитно-ответная форма агрессии встречается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований, гиперпротекция.
Агрессивная
защита от людей, обладающих авторитетом,
властью встречается при
Таблица 2.
Частота
встречаемости нарушений в
Типы нарушений в семейном воспитании | Название шкалы | Кол-во человек | % соотношение |
Гиперпротекция | Г + | 4 | 14,8 |
Гипопротекция | Г - | 4 | 14,8 |
Потворствование | У + | 3 | 11,1 |
Игнорирование потребностей | У - | 3 | 11,1 |
Чрезмерность требований, обязанностей | Т + | 5 | 18,5 |
Воспитательная неуверенность родителей | ВН | 6 | 22.2 |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания | ВК | 7 | 25,4 |
Чрезмерность санкций | С + | 2 | 7,4 |
В результате исследования мною были выявлены следующие типы семейного взаимодействия, влияющего на агрессивное поведение дошкольников.
I тип семейного взаимодействия - «деструктивный» (25 % испытуемых). Отношения между родителями отличаются некорректностью, отсутствием такта, чувства меры, зачастую открытой нетерпимостью. Процесс воспитания ребенка - предмет манипулирования в отношениях между супругами.
Детям, в свою очередь, демонстрируются негативные эмоции (злость, раздражение), вслух выражается разочарование, недовольство характером, внешностью, интеллектуальными способностями. Замечания делаются на повышенных тонах, в оскорбительных выражениях. При этом вспышки гнева, бурные выражения антипатии зачастую сменяются столь же бурным раскаянием, задабриванием. Особенностью семейной дисфункции по признаку выражения эмоций являлась их чрезмерность и недостаток. Воспитательная позиция родителей отличается непоследовательностью: отцом и матерью могут отдаваться противоположные распоряжения, устанавливаться запреты, немедленно отменяемые другим родителем. Столь же противоречива реакция родителей на проступки или недостаточные успехи взрослеющего ребенка. Функции нормативного контроля осуществляются родителями с той же склонностью впадать в крайности. Никаких попыток восстановления социального статуса ребенка не предпринимается. Отказ воспринимать факт психической болезни ребенка приводит к несвоевременному обращению за специализированной помощью. Данный тип семейных взаимоотношений свойственен тем семьям, где дети имеют ярко выраженные черты: неадекватное эмоциональное реагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение.
II тип семейного взаимодействия - «конструктивный» (30 % родителей). Родители проявляют уравновешенность, рассудительность, уступчивость, поддерживали в доме благожелательную, доверительную атмосферу. Даже серьезные конфликты не становятся поводом к бурным дискуссиям и конфронтации, в которую вовлекались бы младшие члены семьи. Характерна сдержанность в выражении эмоций и особенно — негативных, поддержка ребенку оказывается в ненавязчивой форме. Родители проявляют заинтересованность, понимание, доверие, отзывчивость, готовность помочь, поощрить при успехе и ободрить при неудаче. Позитивную позицию они занимали и по параметру нормативного контроля.
Эти родители
считают воспитание ребенка своей
основной функцией, главным смыслом
существования. Воспитательная позиция
по контрасту с таковой, полной противоречий
в семьях с “деструктивным” типом
взаимодействия отличалась последовательностью
и состояла в безусловно положительном
отношении к ребенку, а оказываемая
эффективная опека могла
III тип
семейного взаимодействия — “
Данный
тип взаимоотношений
Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника