Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.

Объект: родительско-детские отношения.

Предмет: родительско-детские отношения и их взаимосвязь с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Гипотеза: родительско-детские отношения связаны с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….3

1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................3

1.2 Содержание понятия агрессивности в психологии.................7

1.3 Взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...................................................................................15

1.4 Выводы.....................................................................................................21


Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ....................................................22

2.1Организация и методы исследования...............................................22

2.2 Исследование родительско-детских отношений и агрессивности поведения у детей .......................................................................................................................25

2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...........................................................33

2.3 Выводы................................................................................................................40

Заключение.................................................................................................................41

Литература .................................................................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психодиагностике(коррекция).docx

— 94.30 Кб (Скачать файл)

2.4 ВЫВОДЫ 
 

            Семейное воспитание в дошкольном возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивного поведения, что обуславливает реальную необходимость диагностики и коррекции. Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа предотвращают десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На основании изученной литературы,  можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является  признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления. Дошкольное детство - это период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой "задел" на будущее. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям. Следовательно, стиль семейного воспитания имеет огромное значение в становлении личности и психики ребенка, здесь значимо все: от методов поощрения–наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия и конгруэнтности педагогических взглядов родителей до "непрожитых" детских проблем самих родителей, нетождественности семейных (воспитательных) сценариев отца и матери и др. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.  Таким образом, семейное воспитание в дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.,1999.
  2. Дубенко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. Вопросы психологии. № 1 1998
  3. Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа здоровья. 1995
  4. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников. Иркутск, 1992
  5. Лубовский Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной диагностике. Вопр. псих. № 3 1990
  6. Набор методик для психологического исследования. Канск, 1992
  7. Психология. Словарь. Под редак. Петровского, М., 1990
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1996
  9. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопр. псих., № 1 1991
  10. Фрейд З. Очерки психоанализа.
  11. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
  12. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.1996
  13. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997 .

14.    А.А.Карелин "Психологические тесты" Том 1.

15.     Елисеев О.П. Практикум по психологии  личности – СПб., 2003. С.310-327 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника