Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:36, дипломная работа
Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
Заключение
Список используемых источников
Если первым
ребенок изображает себя, скорее всего,
он воспринимает себя как центр внимания,
считает главным в семье. При такой ситуации
его собственное изображение значительно
отличается от других по степени детализированности,
тщательности прорисовки, декорированности.
В других случаях — если в рисунке есть
показатели личностного неблагополучия
ребенка — необходимо уточнить, не выполняет
ли такое изображение функцию компенсации.
Изображение первыми
различных предметов, а не людей
рассматривается как уход, защита
от неприятного задания. Это свидетельствует
о неблагополучии в семейной ситуации
или о недостаточном доверии ребенка к
экспериментатору. Если последней рисуется
фигура матери, то чаще всего это говорит
о негативном отношении ребенка к ней.
Изображение последними других членов
семьи не интерпретируется как показатель
таких отношений.
Состав семьи.
Изображение всей семьи рассматривается
как один из показателей благоприятной
семейной ситуации, но может свидетельствовать
о ней только в сочетании с
другими показателями ненарушенных
семейных отношений. Присутствие в рисунке
не проживающих в семье взрослых (как правило,
бабушка или дедушка) может свидетельствовать
о неудовлетворенности ребенка семейными
отношениями, об их конфликтности.
Изображение не
входящих в семью детей рассматривается
как проявление чувства одиночества в
семье, недостатка внимания.
Включение в
рисунок не живущих в доме животных
(как правило, пушистых и мягких)
интерпретируется так же, как и
расширение семьи за счет детей. С
той только разницей, что здесь
можно предположить у ребенка выраженную
потребность в более теплых эмоциональных
отношениях, тогда как включение в рисунок
детей свидетельствует, скорее всего,
о потребности в общении на равных.
Отсутствие изображения
какого-нибудь члена семьи (или редуцированное
его изображение) может быть связано с
негативными эмоциями по отношению к нему,
конфликтными отношениями ребенка с ним.
Часто в рисунке отсутствуют братья и
сестры, что связано с конкурентностью
в отношениях с ними.
Если отсутствует
изображение самого ребенка, это указывает
на эмоциональное неприятие ребенка в
семье, чувство отверженности у него.
Так же интерпретируется
отсутствие изображения членов семьи
(ребенок рисует себя одного или
с кем-нибудь другим, не входящим в
семью). Эти варианты различаются
отношением ребенка к такому отвержению.
В случае отсутствия изображения ребенка
можно предположить, что он чувствует
свою вину за то, что не принимается членами
семьи. В другом случае ребенок обвиняет
семью, что приводит к весьма драматичной
ситуации: ребенок и злится, и обижается
на своих родителей, и любит их (часто такая
противоречивость эмоций находит выход
в агрессивных тенденциях, негативной
демонстративности).
Изображение различных
фигур на разных сторонах листа или
на разных листах рассматривается как
показатель враждебности между «разъединенными»
членами семьи.
Отказ рисовать
семью (при условии хорошего контакта
экспериментатора с ребенком) свидетельствует
о чрезмерном эмоциональном напряжении
ребенка в связи с семейной
ситуацией, тенденции к вытеснению
этих ощущений.
Величина фигур.
Неадекватно большое
Неадекватно большое
изображение ребенком самого себя интерпретируется
как чувство своей значимости.
Однако если в рисунке есть указания
на неблагополучную семейную ситуацию,
личностные трудности ребенка, то, скорее
всего, изображение свидетельствует о
потребности ребенка в признании своей
значимости.
Изображение себя
неадекватно маленьким
Изображение неадекватно
маленьким какого-нибудь члена семьи
рассматривается как показатель
нарушенных отношений ребенка с
ним, испытываемых по отношению к
нему отрицательных эмоций.
Выражение лиц
нарисованных членов семьи может
быть отражением чувств ребенка к ним
или представления ребенка о том, как они
к нему относятся.
Поправки. Стирание
нарисованных фигур, возвращение к
их доработке свидетельствует о
значимости для ребенка того или
иного члена семьи. Однако эта
значимость может быть как положительной,
так и отрицательной. Если доработки не
привели к улучшению результатов, то это,
как правило, свидетельство отрицательного,
конфликтного отношения, вызывающего
эмоциональное напряжение.
Паузы перед
рисованием той или иной фигуры также
рассматриваются как показатель конфликтности
отношения ребенка с данным членом семьи.
Расположение
фигур на линии основания, проведение
линий под рисунком могут рассматриваться
как симптомы тревожности ребенка,
В некоторых случаях так же
может быть проинтерпретировано и преобладание
в рисунке вещей (по сравнению с людьми).
Дополнительная
информация. Дополнительную информацию
о семейных отношениях можно получить,
предложив ребенку раскрасить рисунок
семьи. Совпадение цветов при раскрашивании
расценивается как показатель эмоционально
близких отношений ребенка с данным членом
семьи.
Приложение 3
Карта обследования
Ани Х.
Анкетные данные
Фамилия, имя
ребенка Харламова Анна
Дата рождения
17. 04. 2004г.
Дата обследования:01.
07.2008г.
Возраст 4,2 лет
Домашний адрес,
телефон : п. Адамовка, ул. Советская
д.214 тел: 2-14-51
Сведения о
родителях
Мать: образование,
профессия: Наталья Сергеевна, высшее,
бухгалтер
Отец: образование,
профессия: Владимир Николаевич, среднее
техническое, сварщик
Состав семьи
Бабушка: возраст_______________________
Дедушка: возраст_______________________
Дядя: возраст_______________________
Тетя: возраст_______________________
Сестра: возраст
Ксения, 12 лет___________________________
Брат: возраст_______________________
Общий анамнез
От какой беременности
ребенок: от второй
Возраст матери
при рождении ребенка: до 35 лет, после
35 лет
Как протекала
беременность: в 1половину: без осложнений
и патологий
Во 2 половину: без
осложнений и патологий
Заболевания: нет___________________________
Травмы: нет___________________________
Явления угрожающего
выкидыша: нет___________________________
Течение родов:
в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды: нормальные____________________
Нормальные, срочные,
досрочные, стремительные, обезвоженные
и др.
Стимуляция: механическая,
химическая, электростимуляция
Длительность
родов: первые – более 20 часов, повторные
– более 12 часов
Травмы во время
родов: нет___________________________
Переломы, кровоизлияния,
родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка
в момент рождения: закричал сразу
Закричал сразу,
нет, через несколько минут, наличие
асфиксии: синей, белой
Резус – фактор:
отрицательный
Врожденные пороки:
отсутствуют___________________
Вес и рост ребенка:
3200 г., 51 см.___________________________
Когда принесли
кормить: сразу взял грудь_________________________
как ребенок
взял грудь, как и сколько сосал,
спал во время кормления, наблюдались
срыгивания
До какого времени
грудное вскармливание: до 1,5 года______________
Состояние ребенка
в грудном возрасте: плаксив____________________
Спокоен, беспокоен,
вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные
заболевания на 1-м месяце жизни:
нет________________
Заболевания на
1-м году жизни: Ветрянка______________________
Заболевания ребенка
от 1 года до 3 лет, после 3 лет: краснуха,
грипп
Травмы головы:
отсутствуют
Закрытие родничка:
норма
Нервно-психическое
здоровье матери, отца: в норме
Заболевания у
родственников: Нет
Социальные характеристики
семьи
Семья (полная, неполная,
распадающаяся, стабильная) Распадающаяся
Жилищные условия
(отдельная квартира (дом), комната
в коммунальной квартире, с родственниками,
прочее) Отдельный дом
Среднемесячный
доход (выше среднего уровня, средний уровень,
ниже среднего уровня) Средний уровень
Характер взаимоотношений
между родителями и детьми (взаимопонимание,
доминирование (отца, матери, других родственников),
конфликты, ссоры, напряженные отношения,
пренебрежение, неприязнь, прочее) Взаимопонимание.
Приложение 5
Коррекционная
программа по преодолению нарушений
детско-родительских отношений
этапы
формы и содержание
работы
родители
дети
1.Пропедевтический
этап.
Цель:
- снятие тревожности
и напряженности в отношениях
между родителями и детьми;
- повышение уверенности
в собственных силах;
- устранение отрицательных эмоций.(1 занятие).
Совместные детско-родительские
занятия
Знакомство с
родителями и детьми в круге:
Все участники
встают в круг и берутся за руки.
Ведущий предлагает каждому назвать себя
и рассказать о себе то, что считает важным,
чтобы знали о нём другие (кем работает,
чем любит заниматься и т.д.).
Психологические
игры и упражнения, направленные на
релаксацию - «Комплименты», «Волшебный
клубок» [36].
2.Вводный этап.
Цель: повысить
психолого-педагогическую грамотность
родителей; развивать умения, направленные
на общение детей с родителями.
(3 занятия).
1.Изучение психолого-
1.Проведение
этических бесед на темы: «Семейные
праздники», «Как быть вежливым».
2.Рисунки детей,
отражающие семью и каждого родителя
в отдельности.
3.Составление
рассказов о семье.
3. Развивающий
этап.
Цель:
Формировать умение
общаться с детьми, строить правильные
взаимо-отношения, оценивать детей
соответственно их возможностям. Способство-
вать устранению тревожности у детей через
совместную деятельность с родителями.
(4 занятия)
1.Дискуссии:
«Роль родительских ожиданий. Что
они могут спровоцировать и
породить у детей?», «Как наши
страхи становятся страхами
2.Создание и
разрешение