Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние род.на реб.Диплом Морозова.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

+ 
 
 

Анализ результатов  Таблицы 2 показывает, что в 15 семьях присутствуют нарушения детско-родительских отношений, в 9 семьях таких нарушений не наблюдается. Причем, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показывает некоторые расхождения с опросом родителей по данной проблеме. Так, опрос родителей Даниила Ч. показал отсутствие нарушений детско-родительских отношений, а интерпретация рисунка Даниила прямо указывает на их наличие. То же самое можно сказать об отношениях Талгата А. и Кирилла Т. с родителями. Опрос родителей Жанары Б. наоборот, показал наличие нарушений отношений родителей и ребенка, а интерпретация рисунка Жанары говорит об их отсутствии. Это говорит о том, что ребенок не чувствует дискомфорта в отношениях с родителями, хотя родители девочки недовольны отношениями с дочерью. 

Уровень психологического развития детей выявили с помощью методики диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1). 

Воспитателю средней  группы МДОУ № 3 п. Адамовка Михайленко Татьяне Михайловне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Татьяне Михайловне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.  

Михайленко Татьяна  Михайловна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3. 

Приведем примеры  наблюдений за детьми. 

Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто  напряжена и скована, даже в свободных  играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей. 

Наблюдение за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша – 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована  частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим  ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений. Так, Алеша не нарисовал родителей, а Даша нарисовала лишь одного папу из всей семьи. 
 

Таблица 3 

Лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей

Имя ребенка 

Номер признака 

Арина С. 

1, 3, 4, 5, 14 

Алеша Р. 

1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14 

Даша Р. 

1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14 

Дима Д. 

1, 3, 6, 7, 8, 11 

Никита О. 

1, 2, 3, 7, 8, 9, 13 

Настя Р. 

10 

Талгат А. 

3, 4, 8, 12, 14 

Жанара Б. 

3, 14 

Кирилл Т. 

1, 6, 7, 10, 11, 12 

Даниил Ч. 

1, 4, 9, 10, 12, 13, 14 

Рита К. 

9, 13, 14 

Оля Б. 

1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14 

Амина Р. 

1, 3, 4, 9, 13, 14 

Ксюша А. 

3, 11 

Дарина И. 

1, 3, 4, 8, 11, 12, 14 

Илья Ж. 

7 

Даша К. 

13, 14 

Рита М. 

2, 4, 5, 6, 9, 10, 12 

Аня Х. 

7, 8, 10 

Семен К. 

1, 2, 4, 6, 8, 11 

Лиза П. 

3, 4, 5, 9, 10 

Даша Ф. 

1, 8, 9, 10, 14 

Никита Б. 

1, 4, 6, 7, 11, 12, 13 

Всеволод С. 

1, 2, 8, 11, 12, 14 
 
 

Анализ листа  наблюдений, заполненный воспитателем группы, показывает нарушения психологического здоровья у 17 детей, из них у 9 детей наблюдается адаптивный уровень психологического развития, то есть средний уровень, у 8 детей наблюдается дезадаптивный уровень психологического развития, то есть низкий уровень. Высокий уровень психологического развития, или креативный уровень наблюдается у 7 детей. 

Проследим, как  нарушения детско-родительских отношений  влияют на уровень психологического развития детей. 

Для этого, внесем полученные данные обследований в сводную таблицу «Обзор влияния нарушений детско-родительских отношений на уровень психологического развития детей». 
 

Таблица 4 

Обзор влияния  нарушений детско-родительских отношений  на уровень психологического развития детей№ 

Имя ребенка 

нарушение детско-родительских отношений 

число признаков  по шкале Р.Сирса 

выраженность  тревожности по шкале Р.Сирса 

уровень психологического развития 

Арина С. 

выраженная 

адаптивный 

Алеша Р. 

высокая 

дезадаптивный 

Даша Р. 

высокая 

дезадаптивный 

Дима Д. 

выраженная 

адаптивный 

Никита О. 

высокая 

дезадаптивный 

Настя Р. 

слабая 

креативный 

Талгат А. 

выраженная 

адаптивный 

Жанара Б. 

слабая 

креативный 

Кирилл Т. 

выраженная 

адаптивный 

10 

Даниил Ч. 

высокая 

дезадаптивный 

11 

Рита К. 

слабая 

креативный 

12 

Оля Б. 

высокая 

дезадаптивный 

13 

Амина Р. 

выраженная 

адаптивный 

14 

Ксюша А. 

слабая 

креативный 

15 

Дарина И. 

высокая 

дезадаптивный 

16 

Илья Ж. 

слабая 

креативный 

17 

Даша К. 

слабая 

креативный 

18 

Рита М. 

высокая 

дезадаптивный 

19 

Аня Х. 

слабая 

креативный 

20 

Семен К. 

выраженная 

адаптивный 

21 

Лиза П. 

выраженная 

адаптивный 

22 

Даша Ф. 

выраженная 

адаптивный 

23 

Никита Б. 

высокая 

дезадаптивный 

24 

Всеволод С. 

выраженная 

адаптивный 
 
 

Анализ сводной  таблицы показывает, что из 9 детей, в семьях которых отсутствуют  нарушения детско-родительских отношений, лишь у трех детей зафиксирован средний уровень (адаптивный) психологического развития. К ним относятся Амина Р., Семен К., Даша Ф. Перечисленные дети в целом адаптированы к социуму, но проявляют признаки тревожности. 

Остальные 6 детей психологически здоровы и обладают креативным уровнем психологического развития. К ним относятся Настя Р., ЖанараБ., Рита К., Ксюша А., Даша К., Аня Х. Данные дети обладают устойчивой адаптацией к среде. 

Рассмотрим 15 детей, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений.  

Из них 8 детей  психологически нездоровы и обладают низким (дезадаптационным) уровнем  психологического развития, что означает повышенную тревожность детей, стремление полностью соответствовать желаниям окружающим, или, наоборот, подчинить окружающее своим желаниям. Перечислим таких детей – Алеша Р., Даша Р., Оля Б., Рита М., Никита О., Даниил Ч., Дарина И., Никита Б.  

У 6 детей зафиксирован средний (адаптивный) уровень психологического развития. Такие дети в целом приспособлены к социуму, но проявляют признаки тревожности. К детям, у которых выявлен адаптивный уровень психологического развития относятся: Арина С., Талгат А., Всеволод С., Дима Д., Кирилл Т., Лиза П. 

У одного ребенка (Илья Ж.), в семье которого выявлены нарушения детско-родительских отношений, зафиксирован креативный уровень психологического развития, то есть Илья обладает устойчивой адаптацией к среде, активным и творческим отношением к действительности. 
 

2.3 Психокоррекционная  работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы 
 

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста