Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа
В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50
2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72
IV. Последний этап исследования по данной проблеме включала в себя беседу с врачом-педиатром Валеевой Раилей Давлетовной.
Уважаемая Раиля Давлетовна, как мы знаем предмет «валеология» только начали внедрять в школьную программу и она является как бы новой сферой для нас. Расскажите, пожалуйста, что за предмет и каковы его задачи?
- Валеология - сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Название она получила от латинского слова «Valeo» - «быть здоровым», которое определило содержание валеологии, как деятельность человека, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
В настоящее время, когда здоровые дети, согласно данным разных медицинских институтов и учреждений, составляют не более 10 %, забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей и предполагает решение комплексных научных проблем: изучение понимания учащимися сущности здорового образа жизни и разработка для них соответствующей образовательной программы и методических принципов формирования здоровья. Именно эту проблему решают валеологическое воспитание и обучение, которые призваны формировать ценности - ориентированные установки на здоровье и здоровый образ жизни.
Если конкретно, главная задача педагогической валеологии - создавать в школе условия, гарантирующие формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
1. Оптимальное создание внутришкольной среды.
С
целью оптимизации условий
2. Профилактика у школьников
так называемых «школьных болезней».
Необходимой задачей представляется проведение
в школах мероприятий по профилактике нарушений
осанки, зрения и нервно-психического
здоровья у учащихся. В среднем в общеобразовательных
школах дети с нарушениями осанки и плоскостопия
составляют 24%. Для них организуются группы
ЛФК. Также среди школьников ведется просветительская
работа на классном часу, на педсоветах
указывается необходимость контроля за
позой учеников на каждом уроке.
3. Валеологическое образование посредством включения в школьные образовательные программы уроков здоровья.
Вся деятельность учителя данной дисциплины должна быть направлена на воспитание и формирование у ребенка культурного отношения к своему здоровью:
При работе с детьми она должна мотивировать их к достижению главной цели: «учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье».
- Каково состояние здоровья школьников гимназии на сегодняшний день?
- Как и других общеобразовательных учреждений, состояние здоровья детей многопрофильной гимназии нас очень беспокоит. Перечень болезней, по мере убывания, можно представить в следующем виде:
а) костно-мышечная
система (нарушение осанки, плоскостопие,
сколиоз,
деформация грудной клетки);
б) органы пищеварения;
в) болезни эндокринной системы;
г) миопия (зрение);
д) нервная система;
е) органы дыхания.
Даже распространенные среди школьников болезни осанки, зрения, расстройства нервной системы характеризуются как «школьные». Например, недостаточное и неправильное освещение учебных предметов приводит к ухудшению зрения и нарушению осанки у детей. На формирование осанки также негативно влияет несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся.
Специалисты американской педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10-20% веса тела, то есть школьный ранец должен весить не более 6,5 кг. Но на практике получается иная картина. Введение в школы, начиная с младших классов новых дисциплин с соответствующими учебниками, произвольное применение отдельными учителями расписания уроков в начальной школе - все это вынуждает младших школьников ежедневно носить в школу весь арсенал учебных материалов, что превращает их ранцы в рюкзаки запасливых туристов, что способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и, в первую очередь, - плоскостопие.
Но все же, мне кажется, главную роль в ухудшении здоровья детей играет семья. Например, в этом году мы приняли в первый класс всего 50 детей, из них только двое здоровы. Вот и делайте выводы.
- Какие меры предпринимаются по улучшению здоровья школьников в вашей школе?
В нашей школе режим обучения имеет здоровьесберегающую основу. В первую очередь - «ступенчатый» режим педагогических воздействий на первоклассников, который построен на постепенном наращивание объема учебной нагрузки. Согласно этому режиму учащиеся первых классов в сентябре имеют по 3 урока продолжительностью по 30 минут, в октябре урок длится 40 мин и постепенно добавляется четвертый урок, структура, которой строится в свободной форме.
С целью профилактики утомления было принято решение о сокращение времени урока до 40 минут.
Позитивно на здоровье детей влияют уроки хореографии, ритмики, включенные в учебный план; систематическое проведение физминуток на уроке; обучение родителей на родительских собраниях; дни здоровья; соблюдение детьми режима дня.
Важным на сегодняшний день представляется введение в учебный план школы новой дисциплины валеологии, которая направлена на реализацию программы «Образование и здоровье», являющейся частью государственно программы «Здоровье детей России». С какими проблемами сталкиваетесь в своей работе?
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы
Проведенный анализ и вытекаемые из него выводы свидетельствуют о необходимости осуществления ряда мер по охране здоровья подрастающего поколения в условиях общеобразовательного учреждения.
Для этого необходима комплексная диагностика возможностей и способностей школьников на каждом этапе обучения - с помощью врачей и психологов. Особую роль в этом должны играть систематические школьные медосмотры, психологические службы.
4. Придать урокам физкультуры особую значимость в целях охраны здоровья детей. Цель этих занятий должна быть направлена на формирование здоровья, как элемента человеческой культуры, призвана на всю жизнь воспитать в человеке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.
5. Создание условий, способствующих самовыражению, самореализации личностных особенностей каждого школьника.
В школе должны быть представлены все виды деятельности, а не только учебная, в которой не все дети могут быть успешны, но и спорт, физический
труд и ремесла, художественное и техническое творчество, свободное общение.
Каждый ученик должен знать: в школьных кружках и секциях есть для него место, его ждут, он там нужен. Но детскими объединениями должны руководить не любители (с целью «подрабатывать»), а профессионалы, главная задача которой не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему чего он стоит.
6. Включение предмета валеологии в цикл учебных дисциплин.
В
современных условиях, когда здоровье
подрастающего поколения с
Также необходимо придать урокам анатомии и физиологии валеологической направленности, способствующей лучшему самопознанию, более высокой адаптивности к ухудшающимся экологическим явлениям. Полученная информация на этих уроках не должна оставаться только на уровне знаний, ученик должен уметь применить ее в конкретных жизненных ситуациях.
7. Создание условий для эмоционального благополучия детей в общеобразовательном учреждении.
Учителя,
главные организаторы учебной деятельности,
должны содействовать созданию благоприятных
условий для индивидуального развития
и нравственного формирования личности
обучающихся, создавать благоприятную
микросреду и морально-психологический
климат для каждого ученика, способствовать
формированию устойчивого коллектива
учащихся, как необходимого условия в
личном развитии каждого ребенка.
В
реализации этого условия основная
роль принадлежит школьному
Все эти вышеперечисленные условия не приведут столь эффективному результату, пока сами учителя плохо ориентированы на охране здоровья учеников. Беда также заключается в том, что учителя не научены беречь свое здоровье. А не умеющий беречь свое здоровье не сумеет сохранить ее и у других.
Только яркая, самобытная личность учителя, ведущего здоровый образ жизни, может сформировать позитивное отношение у школьников к своему здоровью. В противном случае, деятельность учителя, который сам не придерживается тех принципов, которые провозглашает, не принесет желаемого результата, а зачастую нанесет непоправимый ущерб.
Таким образом, воспитывая учащихся, учитель должен сам совершенствоваться, поднимать планку требований к себе, к своему образу жизни.
Реализация
задачи формирования, сохранения и
укрепления здоровья школьников возможна
только на основе комплексных усилий
специалистов разного профиля: медика,
школьного психолога, валеолога, всего
педагогического коллектива и т.д.
Выводы
По
результатам опытно-
Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся