Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
Затем таким же образом отвечайте
на все пункты опросника. Если ошибетесь,
то зачеркните ошибочный ответ и поставьте
тот, который считаете нужным. Помните,
что вы высказываете собственное мнение
о себе в настоящий момент. Здесь не может
быть «плохих» или «хороших», «правильных»
или «неправильных» ответов. Очень долго
не обдумывайте ответов, важна ваша первая
реакция на содержание утверждений. Отнеситесь
к работе внимательно и серьезно. Небрежность,
а также стремление «улучшить» или «ухудшить»
ответы приводят к недостоверным результатам.
В случае затруднений еще раз прочитайте
эту инструкцию или обратитесь к тому,
кто проводит тестирование. Не делайте
никаких пометок в тексте опросника».
Каждому ответу при соответствии
с ключом присваивается один балл. Затем
по каждой шкале подсчитывается первичный
суммарный балл, который затем при необходимости
подвергается коррекции в связи с действием
фактора специальной желательности в
соответствии с процедурой, описанной
выше. Затем производится перевод «сырых»
баллов в стандартные Т-баллы. В том случае,
если у пользователя имеются набранные
им специализированные тестовые нормы,
то перевод в стандартные Т-баллы производится
по формуле:
=10 * (Xi - M) / (S + 50), где
·Xi - первичный («сырой») балл
по шкале;
·М - среднее значение первичного
суммарного балла по шкале в выборке стандартизации;
·S - стандартное отклонение
значений первичных баллов в выборке стандартизации.
Варианты коэффициентов коррекции
в зависимости от значений «сырого» балла
по шкале № 1
Мужской вариант методики
В случае, если первичный балл
по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам
для «обычных» испытуемых, то коэффициент
коррекции составляет:
·Для шкалы № 2 = 0,3
·Для шкалы № 3 = 0,3
·Для шкалы № 4 = 0,2
·Для шкалы № 5 = 0,2
·Для шкалы № 6 = 0,3
·Для шкалы № 7 = 0,2
В случае, если первичный балл
по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам
для деликвентных испытуемых, то коэффицицент
коррекции составляет:
·Для шкалы № 2 = 0,3
·Для шкалы № 3 = 0,5
·Для шкалы № 4 = 0,3
·Для шкалы № 5 = 0,2
·Для шкалы № 6 = 0,3
·Для шкалы № 7 = 0,5
В случае, если первичный балл
по шкале № 1 больше 6 баллов как для обычных,
так и для деликвентных испытуемых, то
коэффициент коррекции составляет:
·Для шкалы № 2 = 0,7
·Для шкалы № 3 = 0,6
·Для шкалы № 4 = 0,4
·Для шкалы № 5 = 0,5
·Для шкалы № 6 = 0,3
·Для шкалы № 7 = 0,5
Женский вариант методики
В случае, если испытуемые относятся
к подвыборке «обычных» испытуемых, то
коэффициент коррекции составляет
·Для шкалы № 2 = 0,4
·Для шкалы № 3 = 0,4
·Для шкалы № 4 = 0,2
·Для шкалы № 5 = 0,3
·Для шкалы № 6 = 0,5
·Для шкалы № 7 = 0,4
В случае, если испытуемые заведомо
относятся к подвыборке «деликвентных»
испытуемых, то коэффициент коррекции
составляет:
·Для шкалы № 2 = 0,4
·Для шкалы № 3 = 0,4
·Для шкалы № 4 = 0,3
·Для шкалы № 5 = 0,4
·Для шкалы № 6 = 0,5
·Для шкалы № 7 = 0,5
Таблица норм при переводе «сырых»
баллов в Т-баллы
. Шкала установки на
социальную желательность (служебная
шкала)
Данная шкала предназначена
для измерения готовности испытуемого
представлять себя в наиболее благоприятном
свете с точки зрения социальной желательности.
Показатели от 50 до 60 Т-баллов
свидетельствует об умеренной тенденции
давать при заполнении опросника социально-желательные
ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют
о тенденции испытуемого демонстрировать
строгое соблюдение даже малозначительных
социальных норм, умышленном стремлении
показать себя в лучшем свете, о настороженности
по отношению к ситуации обследования.
Результаты, находящиеся в диапазоне
70-89 баллов говорят о высокой настороженности
испытуемого по отношению к психодиагностической
ситуации и о сомнительной достоверности
результатов по основным шкалам. О восприятии
ситуации как экспертной одновременно
с умеренно высокими показателями по шкале
№ 1 также свидетельствует их резкое понижение
по основным диагностическим шкалам и
повышение по шкале женской социальной
роли.
Для мужской популяции превышение
суммарного первичного балла по шкале
социальной желательности значения 11
первичных баллов свидетельствуют о недостоверности
результатов по основным шкалам.
Показатели ниже 50 Т-баллов
говорят о том, что испытуемый не склонен
скрывать собственные нормы и ценности,
корректировать свои ответы в направлении
социальной желательности.
Отмечено также, что младшие
подростки (14 лет и младше) не способны
длительное время следовать установке
на социально-желательные ответы.
Одновременно высокие показатели
по служебной шкале и по основным шкалам
(кроме шкалы 8 ) свидетельствуют либор
о сомнительной достоверности результатов,
либо о диссоциации в сознании испытуемого
известных ему и реальных норм поведения.
. Шкала склонности к
преодолению норм и правил
Данная шкала предназначена
для измерения предрасположенности испытуемого
к преодолению каких-либо норм и правил,
склонности к отрицанию общепринятых
норм и ценностей, образцов поведения.
Результаты, лежащие в диапазоне
50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности
вышеуказанных тенденций, о нонконформистских
установках испытуемого, о его склонности
противопоставлять собственные нормы
и ценности групповым, о тенденции «нарушать
спокойствие», искать трудности, которые
можно было бы преодолеть.
Показатели, находящиеся в диапазоне
60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной
выраженности нонконформистских тенденций,
проявлении негативизма и заставляют
сомневаться в достоверности результатов
тестирования по данной шкале.
Результаты ниже 50 Т-баллов
по данной шкале свидетельствуют о конформных
установках испытуемого, склонности следовать
стереотипам и общепринятым нормам поведения.
В некоторых случаях при условии сочетания
с достаточно высоким интеллектуальным
уровнем испытуемого и тенденции скрывать
свои реальные нормы и ценности такие
оценки могут отражать фальсификацию
результатов.
. Шкала склонности к
аддиктивному поведению
Данная шкала предназначена
для измерения готовности реализовать
аддиктивное поведение.
Результаты в диапазоне 50-70
Т-баллов по данной шкале свидетельствуют
о предрасположенности испытуемого к
уходу от реальности посредством изменения
своего психического состояния, о склонностях
к иллюзорно-компенсаторному способу
решения личностных проблем. Кроме того,
эти результаты свидетельствуют об ориентации
на чувственную сторону жизни, о наличии
«сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных
нормах и ценностях.
Показатели свыше 70 Т-баллов
свидетельствует о сомнительности результатов
либо о наличии выраженной психологической
потребности в аддиктивных состояниях,
что необходимо выяснять, используя дополнительные
психодиагностические средства.
Показатели ниже 50 Т-баллов
свидетельствуют либо о невыраженности
вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем
социальном контроле поведенческих реакций.
. Шкала склонности к
самоповреждающему и саморазрушающему
поведению
Данная шкала предназначена
для измерения готовности реализовать
различные формы аутоагрессивного поведения.
Объект измерения очевидно частично пересекается
с психологическими свойствами, измеряемыми
шкалой № 3.
Результаты, находящиеся в диапазоне
50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют
о низкой ценности собственной жизни,
склонности к риску, выраженной потребности
в острых ощущениях, о садо-мазохистских
тенденциях.
Результаты свыше 70 Т-баллов
свидетельствуют о сомнительной достоверности
результатов.
Показатели ниже 50 Т-баллов
по данной шкале свидетельствуют об отсутствии
готовности к реализации саморазрушающего
поведения, об отсутствии тенденции к
соматизации тревоги, отсутствии склонности
к реализации комплексов вины в поведенческих
реакциях.
. Шкала склонности к
агрессии и насилию
Данная шкала предназначена
для измерения готовности испытуемого
к реализации агрессивных тенденций в
поведении.
Показатели, лежащие в диапазоне
50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии
агрессивных тенденций у испытуемого.
Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70
Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной
направленности личности во взаимоотношениях
с другими людьми, о склонности решать
проблемы посредством насилия, о тенденции
использовать унижение партнера по общению
как средство стабилизации самооценки,
о наличии садистических тенденций.
Показатели свыше 70 Т-баллов
говорят о сомнительной достоверности
результатов.
Показатели, лежащие ниже 50
Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности
агрессивных тенденций, о неприемлемости
насилия как средства решения проблем,
о нетипичности агрессии как способа выхода
из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели
по данной шкале в сочетании с высокими
показателями по шкале социальной желательности
свидетельствуют о высоком уровне социального
контроля поведенческих реакций.
. Шкала волевого контроля
эмоциональных реакций
Данная шкала предназначена
для измерения склонности испытуемого
контролировать поведенческие проявления
эмоциональных реакций (Внимание! Эта
шкала имеет обратный характер).
Показатели, лежащие в пределах
60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости
волевого контроля эмоциональной сферы,
о нежелании или неспособности контролировать
поведенческие проявления эмоциональных
реакций. Кроме того, это свидетельствует
о склонности реализовывать негативные
эмоции непосредственно в поведении, без
задержки, о несформированности волевого
контроля своих потребностей и чувственных
влечений.
Показатели ниже 50 Т-баллов
по данной шкале свидетельствуют о невыраженности
этих тенденций, о жестком самоконтроле
любых поведенческих эмоциональных реакций,
чувственных влечений.
. Шкала склонности к
деликвентному поведению
Название шкалы носит условный
характер, так как шкала сформирована
из утверждений, дифференцирующих «обычных»
подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями,
вступавших в конфликт с общепринятым
образом жизни и правовыми нормами.
Данная шкала измеряет готовность
(предрасположенность) подростков к реализации
деликвентного поведения. Выражаясь метафорически,
шкалы выявляет «деликвентный потенциал»,
который лишь при определенных обстоятельствах
может реализоваться в жизни подростка.
Результаты, находящиеся в диапазоне
50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии
деликвентных тенденций у испытуемого
и о низком уровне социального контроля.
Результаты выше 60 Т-баллов
свидетельствуют о высокой готовности
к реализации деликвентного поведения.
Результаты ниже 50 Т-баллов
говорят о невыражености указанных тенденций,
что в сочетании с высокими показателями
по шкале социальной желательности может
свидетельствовать о высоком уровне социального
контроля.
. Для выявления родительского
отношения мы использовали тест
- опросник родительского отношения (А.
Я. Варга, В. В. Столин).
Тест - опросник родительского
отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический
инструмент, ориентированный на выявление
родительского отношения у лиц, обращающихся
за психологической помощью по вопросам
воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается
как система разнообразных чувств по отношению
к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности
ребенка, его поступков. См. Приложение
№ 2.
Описание шкал
Принятие / отвержение ребенка.
Эта шкала выражает собой общее эмоционально
положительное (принятие) или эмоционально
отрицательное (отвержение) отношение
к ребенку.