Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
Тест - опросник родительского
отношения ( А.Я. Варга, В. В. Столин)
Текст опросника ОРО
. Я всегда сочувствую
своему ребенку.
. Я считаю своим долгом
знать все, что думает мой ребенок.
. Я уважаю своего ребенка.
. Мне кажется, что поведение
моего ребенка значительно отклоняет
ся от нормы.
. Нужно стараться держать
ребенка в стороне от реальных
жизненных проблем, если они его
травмируют.
. Я испытываю к ребенку
чувство расположения.
. Хорошие родители ограждают
ребенка от трудностей жизни.
. Мой ребенок часто
неприятен мне.
. Я всегда стараюсь
помочь своему ребенку.
. Бывают случаи, когда
издевательское отношение к ребенку
при носит ему большую пользу.
. Я испытываю досаду
по отношению к своему ребенку.
. Мой ребенок ничего
не добьется в жизни.
. Мне кажется, что другие
дети потешаются над моим ребенком.
. Мой ребенок часто
совершает такие поступки, которые
достойны только презрения.
. Для своего возраста
мой ребенок немножко незрелый.
. Мой ребенок специально
ведет себя плохо, чтобы досадить
мне.
. Мой ребенок впитывает
в себя все дурное, как губка.
. Моего ребенка трудно
научить хорошим манерам при
всем старании
. Ребенка следует держать
в жестких рамках, тогда из
него вырастем порядочный человек.
. Я люблю, когда друзья
моего ребенка приходят к нам
в дом.
. Я принимаю участие
в своем ребенке.
. К моему ребенку «липнет»
все дурное.
. Мой ребенок не добьется
успеха в жизни.
. Когда в компании знакомых
говорят о детях, мне немного
стыд но, что мой ребенок не
такой умный и способный, как
мне хотелось бы
. Я жалею своего ребенка.
. Когда я сравниваю
ребенка со сверстниками, они
кажутся мне взрослее и по
поведению, и по суждениям.
. Я с удовольствием
провожу с ребенком все свое
свободное время
. Я часто жалею о
том, что мой ребенок растет
и взрослеет, и а нежностью
вспоминаю его маленьким.
. Я часто ловлю себя
на враждебном отношении к
ребенку.
. Я мечтаю о том, чтобы
мой ребенок достиг всего того,
что мне нравится и кажется
необходимым.
. Родители должны приспосабливаться
к ребенку, а не только требовать
этого от него.
. Я стараюсь выполнять
все просьбы моего ребенка.
. Принимая семейные решения,
следует учитывать мнение ребенка.
. Я очень интересуюсь
жизнью своего ребенка.
. В конфликте с ребенком
я часто могу признать, что
он по-своему прав.
. Дети рано узнают, что
родители могут ошибаться.
. Я всегда считаюсь
со своим ребенком.
. Я испытываю к ребенку
дружеские чувства.
. Основные причины капризов
моего ребенка - эгоизм, упрямство
и лень.
. Невозможно нормально
отдохнуть, если проводить отпуск
с ребенком.
. Самое главное - чтобы
у ребенка было спокойное и
без забот детство, все остальное
приложится.
. Иногда мне кажется, что
мой ребенок не способен ни
на что хс шее.
. Я разделяю увлечения
моего ребенка.
. Мой ребенок может
вывести из себя кого угодно.
. Я понимаю огорчения
своего ребенка.
. Мой ребенок часто
раздражает меня.
. Воспитание ребенка - это
сплошная нервотрепка.
. Строгая дисциплина в
детстве развивает сильный характер.
. Я не доверяю своему
ребенку.
. За строгое воспитание
дети потом благодарят.
. Иногда мне кажется, что
я ненавижу своего ребенка.
. В моем ребенке больше
недостатков, чем достоинств.
. Я разделяю интересы
своего ребенка.
. Мой ребенок не в
состоянии сделать что-либо самостоятельно,
а если и сделает, то обязательно
не так.
. Мой ребенок вырастет
не приспособленным к жизни.
. Мой ребенок нравится
мне таким, какой он есть.
. Я тщательно слежу
за состоянием здоровья своего
ребенка.
. Нередко я восхищаюсь
своим ребенком.
. Ребенок не должен
иметь секретов от своих родителей.
. Я невысокого мнения
о способностях моего ребенка
и не скрываю этого от него.
. Весьма желательно, чтобы
ребенок дружил с теми детьми,
которые нравятся его родителям.
Приложение 3
Результаты исследования по
методике СОП «Определение склонности
к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел)
Девиантные подростки
№Шкала склонности к преодолению
норм и правилШкала склонности к аддиктивному
поведениюШкала склонности к самоповреждающему
и саморазрушающему поведениюШкала склонности
к агрессии и насилиюШкала волевого контроля
эмоциональных реакцийШкала склонности
к деликвентному поведению152544651435325649425853473545639525455458485738626155958326158586535437426443759434854634585856575148589574251555562105944474756591152484348694912535947535259Ср.55,8350,9245,550,8356.4254.08
Подростки с нормальным поведением
№Шкала склонности к преодолению
норм и правилШкала склонности к аддиктивному
поведениюШкала склонности к самоповреждающему
и саморазрушающему поведениюШкала склонности
к агрессии и насилиюШкала волевого контроля
эмоциональных реакцийШкала склонности
к деликвентному поведению14331313853352392242415147337453753472945248473862285485132435
33765334374255397414248415545832564251495195242292953431038413147562811354
24348553812495127265242Ср.43,2542,0837,1741,4253.4238.5
Приложение № 4
Результаты исследования родительского
отношения
Подростки с девиантным поведением
№Принятие ОтвержениеКооперацияСимбиозКонтрольОтношение
к неудачам ребенка12546422245644384544420222657212668221771834268202364982264101612751117221712544261325464214245644148454416202226177212618822171918342620202364218226422161275231722172454426Ср.14,672,753,253,425,08
Приложение №5
Таблица 2.
Результаты исследования родительского
отношения
Родители подростков с нормальным
поведением
№Принятие ОтвержениеКооперацияСимбиозКонтрольОтношение
к неудачам ребенка1256542224554331875414334462517653461864347184436828436491855541016443111175443122644411315454314244354152545441620422217176544181864341918443220204351211855642216443523175443242644431315454314244354Ср.20,424,694,154,043,12
Данный опросник состоит из
61 утверждений. Опросник заполняли оба
родителя из каждой семьи. По количеству
утверждений по таким параметрам как:
I - "принятие - отвержение"; II - "кооперация";
III - "симбиоз"; IV - "авторитарная
гиперсоциализация"; V - "маленький
неудачник" получили следующие результаты:
№ Семья
I par
II par
III par
IV par
V par
01-ая семья
Мать
11 баллов
68,35%
5 б.
31,19%
5 б.
86,63 %
6 б.
95,74 %
6 б.
99,83 %
Отец
15 баллов
90,50%
4 б.
9,77%
2 б.
39,06 %
5 б.
83,79 %
1 б.
45,57 %
02 семья
Мать
5 б.
0 %
2 б.
19,22 %
2 б.
39,06 %
2 б.
13 %
1 б.
45,54 %
Отец
4 б.
0 %
2 б.
5,67 %
0 б.
5,76 %
2 б.
32,13 %
2 б.
70,25%
3 семья
Мать
14 б
88,60%
3 б.
7,88%
3 б
57,96%
7 б
100%
5 б
96,83%
Отец
9 б
31,01%
6 б
19,22%
3 б
57,96%
1 б
13,86%
3 б
84,81%
4 семья
Мать
4 б
0%
9 б
80,33%
3 б
57,96%
2 б
32,13%
1 б
45,57%
Отец
6 б
0,63%
5 б
12,29%
5 б
86,63%
0 б
4,41%
2 б
70,25%
5 семья
Мать
5 б
0%
5 б
12,29%
0 б
4,72%
1 б
13,86%
1 б
45,57%
Отец
5 б
0%
3 б
7,88%
4 б
74,97%
0 б
4,41%
0 б
14,55%
6-ая семья
Мать
5 б
0%
9 б
80,33%
1 б
19,53%
1 б
13,86%
1 б
45,57%
7-ая семья
Мать
13 б
84,17%
8 б
48,92%
3 б
57,96%
6 б
95,74%
2 б
70,25%
Отец
5 б
0%
4 б
9,77%
3 б
57,96%
2 б
32,13%
0 б
14,55%
8-ая семья
Мать
9 б
31,01 %
7 б
31,19%
2 б
5,67%
4 б
74,49%
1 б
14,55%
Отец
9 б
31,01%
7 б
31,19%
5 б
86,63%
1 б
13,86%
2 б
70,25%
9-ая семья
Мать
7 б.
3.79%
6 б
19,22%
4 б
74,97%
1 б
13,86%
2 б
70,25%
Отец
2 б
0,%
3 б
7,88%
4 б
74,97%
1 б
13,86%
4 б
93,04%
10 семья
Мать
15 б
90,50%
5 б
12,23%
6 б
92,93%
6 б
95,74%
7 б
99,37%
Отец
9 б
31,01%
3 б
7,88%
2 б.
39,06%
3 б
53,87%
1 б
45,57%
2.2. Анализ полученных
результатов теста-опросника родителей
В 1 семье по сумме параметров
наиболее выраженным является IV параметр
- авторитарная гиперсоциализация.
Во 2 семье - V параметр - "маленький
неудачник", инфантилизация.
В 3 семье - V параметр - "маленький
неудачник", инфантилизация.
В 4 семье - III параметр, симбиоз.
В 5 семье III параметр, симбиоз.
В 6 семье - II параметр, социальная
желательность.