Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Проблема успешности обучения 6

1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20

1.2.1. Самооценка младшего школьника 20

1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего

школьника 25

Глава II. Практическая часть

2.1. Программа исследования 34

2.2. Методы исследования методики 34

2.3. Результаты исследования 36

Заключение 49

Литература 52

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Документ ДИПЛОМWordPad.doc

— 334.98 Кб (Скачать файл)

самооценке  своих  возможностей  и  способностей.  Неадекватная   заниженная

самооценка у младших школьников проявляется ярко в  их  поведении  и  чертах

личности. Дети выбирают легкие  задачи.  Они  как  бы  берегут  свой  успех,

боятся  его  потерять  и  в  силу  этого  в  чем-то  боятся  самой   учебной

деятельности. Нормальному развитию детей о заниженной самооценкой мешает  их

повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

     Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что  повысило

бы их самооценку.

     Дети  с  завышенной  самооценкой   переоценивают   свои   возможности,

результаты учебной деятельности, личностные качества. Они  выбирают  задачи,

которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать  на  своем  или

тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

    Устойчивая  самооценка  младшего  школьника   формирует   его   уровень

притязаний. При этом у младшего школьника  возникают  потребность  сохранить

как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

    Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним,

для нормального общения, в которое люди, как социальные существа,  неизбежно

включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и  все  в  нем,

она еще только формируется и  поэтому  в  большей  мере,  чем  у  взрослого,

поддается воздействию, изменению.

    Усваивая  в  процессе  обучения  и  воспитания  определенные  нормы   и

ценности, школьник  начинает  под  воздействием  оценочных  суждений  других

(учителей, сверстников)  относиться  определенным  образом  как  к  реальным

результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.  С

возрастом он все с большей  определенностью  различает  свои  действительные

достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая  определенными  личностными

качествами. Так  у  ученика  в  учебно-воспитательном  процессе  формируется

установка на оценку  своих  возможностей  -  один  из  основных  компонентов

самооценки.

    В самооценке отражаются представления ребенка как об  уже  достигнутом,

так и о  том,  к  чему  он  стремится,  проект  его  будущего  -  пусть  еще

несовершенный, но играющий огромную роль в  саморегуляции  его  поведения  в

целом и учебной деятельности в частности

    В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и  его

возрастающая  собственная  активность,  направленная  на   осознание   своих

действий и личностных качеств.

    Известно, что дети по-разному  относятся  к  допускаемым  ими  ошибкам.

Одни, выполнив задание,  тщательно  его  проверяют,  другие  тут  же  отдают

учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если  она  контрольная,

боясь выпустить ее из рук.  На  замечание  учителя;  «В  твоей  работе  есть

ошибка» - ученики реагируют  неодинаково.  Одни  просят  не  указывать,  где

ошибка, а  дать  им  возможность  самим  найти  ее  и  исправить.  Другие  с

тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И,  безоговорочно

соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же  пытаются

оправдаться ссылками на обстоятельств.

    Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам  не

только в  учении,  но  и  в  поведении  -  важнейший  показатель  самооценки

личности.

    Наиболее естественно, как уже отмечалось,  реагируют  на  ошибки  в  их

работах  дети  с  правильной  самооценкой.  Они  обычно  даже  с   интересом

самостоятельно  ищут  ошибку:  «Мол,  интересно,  в  чем?  Какая?»  Дети   с

пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою  ошибку,  обычно

молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко  они

сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя  тем,  что  все

равно  ничего  не  увидят.  Благожелательное  отношение  учителя,  поощрения

служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

    Поощряемые и  подбадриваемые  учителем,  они  постепенно  включаются  в

работу и нередко сами находят ошибку.

    Как уже говорилось, в  самооценке  ребенка  отражается  не  только  его

отношение к уже  достигнутому,  но  и  то,  каким  он  хотел  бы  быть,  его

стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом  связана  с  тем,  на  что

человек претендует.

    Самооценка ребенка обнаруживается не только в  том,  как  он  оценивает

себя, но и в том, как он  относится  к  достижениям  других.  Из  наблюдений

известно, что дети с  повышенной  самооценкой  не  обязательно  расхваливают

себя, но  зато  они  охотно  бракуют  все,  что  делают  другие.  Ученики  с

пониженной   самооценкой,   напротив,   склонны   переоценивать   достижения

товарищей.

    Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к  другим.  Если

маленькому  школьнику  (первокласснику,  второкласснику),   который   обычно

получает хорошие отметки  и  высоко  оценивает  себя,  дать  на  оценку  его

собственную работу и такую же по качеству  работу,  выполненную  другим,  то

себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

    Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе.  Как  и  все

другие  особенности  личности,  его  самооценка  складывается   в   процессе

воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

    Дети  с  высокой  самооценкой  отличались  активностью,  стремлением  к

достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

Совсем  по-иному  ведут  себя  дети  с  низкой  самооценкой.   Их   основная

особенность - неуверенность в себе. Во всех своих  начинаниях  и  делах  они

ждут только неуспеха.

    Обнаружилось,  что  нет  никакой  связи  между  самооценкой  ребенка  и

материальной обеспеченностью семьи. Зато  прочность  семьи  оказалась  очень

важным фактором; в распавшихся семьях чаще  встречались  дети  с  пониженной

самооценкой.

    Не выявилось связи между самооценкой  ребенка  и  количеством  времени,

которое родители проводят  вместе  с  ним.  Главнее  -  не  сколько,  а  как

общаются  родители  с  ребенком.  Важно  бережное,  уважительное   отношение

родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери,  понимание

характера, вкусов,  знание  друзей.  В  семьях,  где  воспитывались  дети  с

высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали  детей  к  обсуждению

различных  семейных  проблем  и  планов,  К   мнению   ребенка   внимательно

прислушивались  и  относились  к  нему  с  уважением  и  тогда,  когда   оно

расходилось с родительским.

    Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей  с

пониженной самооценкой. Родители  этих  учеников  не  смогли  сколько-нибудь

содержательно охарактеризовать своего ребенка.  Эти  родители  включаются  в

жизнь своих детей только тогда,  когда  они  создают  для  них  определенные

трудности; чаще всего толчком  к  вмешательству  служит  вызов  родителей  в

школу.

    He существует практически такого действия, которое мог  бы  предпринять

учитель, не опасаясь, что ребенок  с  заниженной  самооценкой  не  даст  ему

негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть  это

действие в глазах других детей, насколько сам  учитель  будет  вкладывать  в

него искренние благие намерения - ребенок может  отреагировать  отрицательно

в любом случае. Вот почему так важно, чтобы  у  ребенка  с  раннего  детства

формировалось положительное представление о себе [42].

    Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется

в том, что у детей постепенно  возрастает  критичность,  требовательность  к

себе. Первоклассники преимущественно  положительно  оценивают  свою  учебную

деятельность,    а    неудачи    связывают    только    лишь    объективными

обстоятельствами, второклассники и  третьеклассники  относятся  к  себе  уже

более критично, оценивая не только успехи, но и свои  неудачи  в  учении.  В

младшем школьном  возрасте  происходит  переход  от  конкретно  -ситуативной

самооценки  (оценки  своих  действий,   поступков)   к   более   обобщенной,

возрастает и самостоятельность самооценки.  Если  самооценка  первоклассника

почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то  ученики  2  и  3

классов  оценивают   свои   достижения   более   самостоятельно,   подвергая

критической  оценке  и  оценочную  деятельность  самого  учителя.  Становясь

самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять  функцию  мотива

деятельности младшего школьника. 
 

      1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника 

      Оценивая  знания   учитель   одновременно   оценивает   личность,   ее

возможности и место среди других. Именно так воспринимаются  оценки  детьми.

Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и  своих  товарищей

как отличников, средних, слабых,  старательных  или  нестарательных  и  т.д.

Можно  выделить  3  группы  детей  по   степени   сформированности   у   них

представлений о себе. В учебной деятельности эти дети  больше  ориентируются

на знания о себе,  чем  на  оценку  взрослых  и  быстро  приобретают  навыки

самоконтроля. 2-ая группа учащихся характеризуется  тем,  что  представления

ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них  нет  достаточного  умения

выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки.  Лишь  в

некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя  адекватно.  Такие

дети требует особого руководства по формированию навыков  самоконтроля.  Для

детей 3-й группы  характерно  то,  что  их  представления  о  себе  содержат

характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет  стремления

заглянуть в свой  внутренний  мир,  их  представление  о  себе  неустойчиво,

самооценка неадекватная.  Недостаточные  знания  самих  себя  приводят  этих

детей к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои  объективные

Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте