Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа
Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………
Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали:
— Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно царапается.
Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша. Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котенка.
— Какой хорошенький! — воскликнула девочка и подошла поближе.
— Только не трогай его, — вдруг сказал ей мальчик, проходивший мимо. — Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.
Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:
— Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.
— Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и останется одиноким, — произнес мальчик.
— А я знаю, как с ним подружиться, — улыбнулась Маша и побежала домой. Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.
— Ксс, ксс, — шепотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.
Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.
Каждый день Маша поила маленького котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка и котенок так подружились, что вместе бегали по двору и играли с резиновым мячиком.
Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка, пожалев котенка, решила взять его к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами он смотрел по сторонам, но не убегал. В новой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая.
Через несколько дней Маша с котенком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала:
— Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.
Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.
— И совсем этот котенок не Злой, — с удивлением сказали они друг другу, — а Добрый и Красивый.
— Совершенно верно, — улыбнулась Маша. — Это Очень Добрый Котенок.
Обсуждение: Детям для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым?
4. Был ли он злым на самом деле?
5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?
6. Как девочка смогла
7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?
8. Чему учит эта сказка?
«Спасибо, ребята!» Наше занятие подходит к концу, и давайте напоследок немного поиграем в игру «Сказочный дождик.»
Встаньте все в круг друг за другом. В сказочной стране пошёл дождик, но не простой а волшебный. Он стерит по плечам, по шее, по спине…»
Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.
«Спасибо. До свидания!»
Занятие 11 «Спасибо за прекрасное путешествие»
Задачи: 1) подведение итогов;
2) развитие рефлексивных навыков;
3) развитие самоосознания.
Необходимые материалы: Бумага для рисования, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки, краски.
Ход работы. «Здравствуйте ребята! Сегодня к сожалению мы заканчиваем своё путешествие по Сказочному миру. Давайте вспомним, в гостях у каких героев мы побывали.»
Обсуждение. Детям для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Что изменилось в стране Сказки?
Что изменилось в нас?
Что изменилось во мне?
Что больше понравилось, запомнилось?
Ход работы: «Ребята, я хочу всех вас поблагодарить за наше путешествие в страну Сказки. Я благодарна вам, что вы с большим удовольствием соглашались помогать различным героям, персонажам нашей страны. Спасибо вам за своё тепло и любовь. Надеюсь, что теперь каждый из вас знает что хорошо, а что плохо, каждый будет верить в свои силы, в себя. И теперь в конце путешествия я предлагаю сделать друг для друга подарок – амулет. Это может быть открытка, может быть рисунок или оригами кто что захочет и умеет делать. Главное, вложить в эту работу своё тепло и любовь, и тогда этот подарок станет действительно амулетом для того кому вы его подарите.»
Ребята встают в общий круг. Один ребёнок становиться в центр. Другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем вручает ему свой подарок-амулет. Тот в ответ делает то же, и оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий, берёт за сводную руку первого, либо второго, пожимает её и говорит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем они обмениваются подарками. Таким образом класс в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда ко всем учащимся присоединяется последний ребёнок, замкните круг и скажите ту же фразу.
Этим путешествие завершается, и ребята прощаются со страной Сказки.
На занятии все дети выражали свою индивидуальность, проявляли интерес.
В результате формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, которая предоставляла детям богатое содержание сказок, упражнений и игр, все дети могли проявлять свою индивидуальность и получать положительный эмоциональный настрой.
Таким образом на наш взгляд, при соблюдении предложенных условий и рекомендаций, сказкотерапия может быть использована в целях снятия стресса, стабилизации психических процессов, гармонизации эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста.
Для подтверждения положительного влияния комплекса занятий по сказкотерапии на снятие стресса, нами был проведен контрольный этап, Об этом пойдет речь в следующем параграфе данной главы.
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровни переживания стресса у учащихся младшего школьного возраста 2 Е класса школы №25. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего этапа (Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой, методику диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса (фактор – переживание стресса) и восьмицветовой тест М. Люшера).
Результаты методики диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса получились следующими: у 5 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 19%. У 6 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 23%. И у 15 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 58%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 5).
Рисунок 5. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на контрольном этапе по методике диагностики уровня школьной тревожности В. Филипса
Результаты методики проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой мы получили: у 4 учащихся выявлен высокий уровень переживания стресса, что соответствует 17%. У 9 учащихся отмечается средний уровень, что соответствует 29%. И у 13 учащихся наблюдается норма, что соответствует 54%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 6).
Рисунок 6. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на контрольном этапе по проективному тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой
Результаты восьмицветового теста М. Люшера свидетельствую о том, что, у 2 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 8%. У 5 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 5%. У 7 учащихся низкий уровень переживания стресса, что соответствует 7% и у 12 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 46%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 7).
Рисунок 7. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на контрольном этапе по восьмицветовому тесту М. Люшера
На основе полученных результатов по диагностическим методикам можно сделать вывод, что 4 учащихся испытывают высокий уровень переживания стресса, что соответствует 17%. У 8 учащихся – средний уровень переживания стресса, что соответствует 29%. У 14 учащихся отмечается норма, что соответсвует 54%.
Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении и сопоставили с результатами констатирующего этапа (рисунок 8).
Рисунок 8. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса по двум диагностическим методикам на констатирующем и контрольном этапе
На основании нашего исследования можно отметить, что показатель уровней переживания стресса на констатирующем и контрольном этапе у учащихся изменился. Количество детей с высоким уровнем стресса снизился с 12 до 4 человек (с 46% до 17%). Средний уровень переживания стресса увеличился с 5 до 8 учащихся (с 21% до 29%) и увеличилась норма с 9 до 14 учащихся (с 33% до 54%) (рисунок 9).
Таким образом, сказкотерапия оказывает положительное влияние на снятие стресса у учащихся младшего школьного возраста, если социальный педагог будет побуждать детей сопереживать персонажам сказки, а также проводимые занятия наполнять психогимнастическими играми и упражнениями.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мы выяснили, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Дети не умеют сдерживать и контролировать свои эмоции. Эмоциональность младших школьников выражается в эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам. Причиной эмоциональной неустойчивости выступает эмоциональное стрессовое состояние, которое возникает в трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс – это состояние неспецифического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой всех систем организма. Стрессовое состояние оказывает влияние на процесс социализации детей, поскольку в младшем школьном возрасте у детей изменяется весь строй жизни, меняется режим, социальное положение, складывается определенное отношение с окружающими людьми и в семье.
Для того чтобы снять стресс у детей младшего школьного возраста мы рассмотрели определенные методы коррекции и положительно на наш взгляд будет оказывать - сказкотерапия.
Сказкотерапия – процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни.
Также мы провели опытно-экспериментальную работу на снятие стресса у учащихся второго класса, используя комплекс занятий по сказкотерапии. После проведения комплекса занятий высокий уровень переживания стресса снизился. Таким образом, сказкотерапия оказывает положительное влияние на снятие стресса у учащихся младшего школьного возраста, если социальный педагог будет побуждать детей сопереживать персонажам сказки, а также проводимые занятия наполнять психогимнастическими играми и упражнениями.
Список литературы
1. Абабков, В.А., Перре, М.М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М.М. Перре.– СПб.: Речь, 2004.-166 с.
2. Агарева, Е.Ю. Сказкотерапия [Текст] / Е.Ю. Агарева // Дошкольное и школьное воспитание, 2008.- № 1.– С.12-13.
3. Азон, Б.Б. Стресс излечим / Пер. с французского И.Б. Пономаревой, К.А. Геворгян, И.В. Назарова.– М.: Крон Пресс, 1994.– 192 с.
4. Блонский, П.П. Психология младшего
щкольника [Текст] / П.П. Блонский- М.: Воронеж:
Институт практичекой
5. Брайт, Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс.- СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003.- 352 с.
6. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии [Текст] / К. Бремс.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 640 с.
7. Бреслав, Г.М. Психология [Текст] / Г.М. Бреслав. 3-е изд., стереотип- М.: Издат. центр «Академия», 2007.- 544 с.
8. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие
самосознания через
9. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое
обследование младших
10. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В.Вилюнас.- Питер, 2004.- 496 с.
11. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Дом старинного камина [Текст]/ А.В. Гнездилов.- СПб.: Речь, 2004.- 292 с.
12. Гринберг, Д. Управление стрессом [Текст] / Д. Гринберг.- 7-е изд.- СПб.: ПИТЕР, 2002.- 496 с.
13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / Под редакцией В.Е. Клочко.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.- 264 с.
14. Дмитриева, С.Т. Влияние социальных эмоций на положение ребенка в группе сверстников [Текст] / С.Т. Дмитриева // Вестник ХГУ – 1997.- С.22-25.
Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста