Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа
Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………
Для детей до пяти лет рекомендуется проведение методики в индивидуальном варианте.
Характер заданий остается без изменений. Можно использовать инструкции I-III заданий остается без заданий. Только категории для оценки во II-III заданиях используется не отвлеченные, а конкретно привязанные к каждому домику.
II задание
Этот домик веселый, а этот грустный, его кто-то обидел.
Этот домик добрый, а этот злой, он сердится, ругается.
Этот домик скучает, а этот удивляется, ему все интересно.
III задание
Этот домик занимается полезными делами.
Этот домик читает сказки.
Этот домик конструирует.
Этот домик поет.
Этот-рисует.
Этот домик играет.
А для этого домика придумай занятие сам.
Допускается для детей дошкольного возраста помогать в случае необходимости в раскрашивании, если ребенок не успевает и это сдерживает работу группы, на ответном листе делается соответствующая пометка.
Схема описания ответных листов
1. Характер раскрашивания. Опреде
Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зеленый, фиолетовый) - он склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.
Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.
Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести к развитию у ребенка замкнутости.
Если ребенок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрослыми. Возможно, он несколько рассеян, но это - проявление замкнутости на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести сказку в обыденные дела.
Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.
Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, «мелочи», переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок - у него развито обобщающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешне не связанными вещами. Это - фантазер со склонностями к литературе и искусствам.
Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния пограничный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка - пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.
2.Цветовые выборы. Первая информация для консультирования - это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорожки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое мироощущение. Психолог должен насторожиться, если основные цвета ребенок ставит на последние два места, a негативные – на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и черного). Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тревоги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «И!» - наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выраженным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цветового ряда и обозначается соответственно: «!!» и «!!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», теоретически возможное их количество равно 12! Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.
3. Сфера социальных эмоций.
Здесь важно обратить внимание
на два
факта.
Первый - собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка, его способность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка подниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важно проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные социальные объекты основными цветами, а негативные - коричневым или черным. Часто обозначают одним и тем же цветом позитивные и негативные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в общении и деятельности.
Второй факт является производным от первого и определяет систему личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывая на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необходимо отследить место позитивного и негативного полюсов отдельной социальной эмоции, обозначенных цветом. При нормальном варианте личностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае выявляются деформации в определенных блоках системы личностных отношений.
Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания
определяет систему деятельностных отношений
и актуальных ценностей
ребенка. Предполагается, что именно эти
отношения составляют собственно
предиспозиции личности и определяют
осознанные формы поведения ребенка: то,
насколько сформированы его потребности
в той или иной деятельности, с каким настроением
он посещает образовательное учреждение,
какие ценности и актуальные переживания
достижения этих ценностей определяют
наличие у него осознанных проблем и возможность
их решения.
Приложение А.3
Восьмицветовой тест М. Люшера
Метод цветовых выборов представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально-типологическими особенностями конкретного человека.
Классический тест Люшера содержит 28 цветов, обычный цвет 8 цветов.
Все цвета разделяются на основные (1- темно-синий, 2-темно-зелёный, 3-светло-красный и 4-жёлтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый), 5 (фиолетовый), 6 (коричневый).
Основные цвета символизируют базовые психологические потребности, которые Люмер обозначил как влечение к удовлетворению и привязанности(синий цвет); стремление к самоутверждению ( зелёный цвет), стремление действовать и достигать успеха(красный) и стремление «смотреть вперёд и надеяться»(жёлтый). Поэтому в норме и при полной уравновешенности испытуемого они должны находится на первых позициях. Дополнительным цветам не придаётся значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люмера, они не являются психологическими и включены в эксперимент в основном для расширения действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.
Трактовка стимулов у Люшера увязана с символикой каждого цвета и уходит корнями в отдалённые периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (жёлтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет- окраска цветов, плодов, крови, эрогенных зон человеческого тела- отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения. Зелёный цвет- цвет травы, кустарников и деревьев- служит символом защиты, маскировки, затаённости. Серый – как отсутствие цвета – трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни. Коричневый цвет представляет собой смещение оранжевого и чёрного и отражает стремление к уюту, комфорту, а фиолетовый – смесь красного и синего – символ нереалистических желаний.
Структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность ( сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, спокойствие, привязанность, нежность, любовь.
Зелёный цвет по Люмеру символизирует упругость воли, оборонительные тенденции, независимость, тенденции к удерживанию, собственничеству, упрямство и самоуважение.
Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направлен вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным. Его аффективные аспекты – желание, возбудимость, властность, сексуальность.
Процедура поведения: Цвета раскладываются на поверхности нейтрального цвета; располагать их по кругу, чередуя основной и дополнительный цвет.
Инструкция:
1. Из цветов выбрать тот, который
больше всего радует глаз в
настоящий момент, а не тот
который является любимым. Дальше
выбранный 1 цвет убирается( в бланке
ответов этот цвет
2.Из оставшихся цветов
3. перерыв на 1-2 минуты.
4. Не стараясь полностью
Обработка результатов:
Группировка, на основании которой сочетаниям цветов даётся определённая интерпретация в зависимости от их позиции, совершенно проста если выбор один. В этом случае две первые позиции получают обозначение «+», две последующие – «х», две следующие за ними – «=» и двум последним придаётся знак «-». Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом +3+1, х5х2, =2=6, -0-7
31542607
++хх==--
После проведённой группировки интерпретация строится на основе трактовки функциональных пар, где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, то есть присвоенных им в процессе группировки знаков.
Если испытуемому предлагается сделать 2 выбора, то существует другой вариант проведения интерпретации. Так, может быть осуществлена группировка только второго выбора, в соответствии с которой и будет осуществляться интерпретация.
1 выбор: 31542607
2 выбор: 35142670
При выборах синий и фиолетовый соответствуют понятию пары, хотя их расположение изменилось на противоположное. Так же составляют пару серый и чёрный. Красный в обоих случаях занимает первую позицию; жёлтый, зелёный и коричневый при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому 5,1 и 7,0 помечаются как пары, 3 остаются изолированным, а 4,2 и 2,6 выделяются как две группы. В связи с такой группировкой, цветам придаются следующие значения:
3 (15) (4 (2) 6) (07)
3 (51) (4 (2) 6) (70)
+ х х = = = - -
Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому, более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора.
Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, то есть является источником стресса. В этом случае он, так же, как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения, относятся к категории «непринятие» и должны быть помечены знаком «-». Кроме того, эти цвета помечаются дополнительным знаком А (тревога).
72031546
- - -
ААА
Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы при интерпретации не упустить этот момент из виду, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции, помечается знаком «С» (компенсация).
Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком «+», а также буквой «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+», «С»:
3 4 0 2 5 1 6 7
+++ - - -
ССС ААА
Стресс считается относительно слабым, когда основной цвет находится на шестом месте, и более выраженным, если он располагается на восьмом. Интенсивность тревоги при напряжении и в стрессе измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на шестой позиции оценивается как один знак «!» (низкий уровень), на седьмой как два «!!» (средний), на восьмой как три «!!!» (высокий уровень). Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6,7 или 0 цвет находится на третьем месте, он обозначается знаком «!», если на втором – «!!», на первом «!!!».
Приложение Б
Комплекс занятий по сказкотерапии.
Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста