Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста.docx

— 470.65 Кб (Скачать файл)

б) ролевой (трансактный анализ) - акцент на ролевое взаимодействие персонажей, т.е. сказка рассматривается как презентант определенной, четко прописанной роли (ирреальной, но чаще всего реальной), игру которой можно взять за основу дальнейшего жизненного сценария;

в) субличностный, комплексно субъективный (юнговский аналитический)- отражение в образе различных, четко прорисованных персонажей разных граней одной личности – «Я», т.е. герои сказки выступают как субличности;

г) эмоциональный – сказка как наиболее эффективный прием «оттачивания» чувств и эмоций путем их искусственно вызываемой гиперболизации в процессе создания специально ориентированных (направленных) ситуаций; данный подход созвучен идее психодрамы;

д) гипнотический - сказка, явно или подсознательно оказывая сильное эмоциональное воздействие на слушателя (т.е. вводя его в состояние, подобное трансу), способна внушить (подсказать, навязать) содержательный выход из возникшего у него аналогичного затруднения;

е) конфликторазрешающий (школа К. Г. Юнга), максимально проявляющийся в процессе создания ребенком страшных историй, сказок – страшилок, ужастиков, где сказка выступает как отражение душевных метаний, «архетипических» конфликтов конкретного человека.

4 этап – комплексный. Использование  сказки одновременно как способа  коррекции существующих у респондента  отклонений, развития его личности  в целом с акцентом на природосообразность  данной формы, тяге последнего  к приключениями, заложенной традициями  и обычаями идее борьбы добра  со злом, важности знания ее  фольклорных основ. [11, с. 96]

На современном этапе сказкотерапия рассматривается как клиентоориентированный нестандартный метод эффективной психотерапевтической (диагностической, коррекционной) работы.

Концепция комплексной сказкотерапии Е. Ю. Агаревой базируется на 5 видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные [2, с. 36]

Художественные делятся на 2 большие группы сказок: народные и авторские (созданные многовековой мудростью народа и авторские истории).

Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевческий и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природы была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему созданию было свойственно находить персоналии человеческим чувствами и отношениям (любовь, горе, кручина и пр.). Это явление мы также используем в психолого – педагогической практике сегодня.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может  заговорить с нами. Эта идея  важна для формирования бережного  и осмысленного отношения к  тому, что нас окружает. Начиная  от людей, и заканчивая растениями  и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего  мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою  собственную жизнь. Эта идея важна  для формирования чувства принятия  другого.

3. Разделение добра и зла, победа  добра. Эта идея важна для поддержания  бодрости духа и развития стремления  к лучшему.

4. Самое ценное достается через  испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея  важна для формирования механизма  целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь  только в том случае, если мы  не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования  чувства самостоятельности, а также  доверия к окружающему миру. Все  эти философские идеи могут  обсуждаться с нашими воспитанниками  и клиентами. [26, с. 88]

Наша жизнь многогранная, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

- Сказки о животных, взаимоотношениях  людей и животных. Дети до пяти  лет идентифицируют себя с  животными, стараются быть похожими  на них. Поэтому сказки о животных  лучше всего передадут маленьким  детям жизненный опыт.

- Бытовые сказки. Бытовые сказки  рассказывают о превратностях  семейной жизни, показывают способы  разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию смысла и  здорового чувства юмора по  отношению к невзгодам, рассказывают  о маленьких семейных хитростям. Поэтому бытовые сказки незаменимы  в семейном консультировании  и при работе с подростками, направленной на формирование  образа семейных отношений.

- Страшные сказки. Сказки про  нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков  и прочих. В современной детской  субкультуре различают также  и сказки - страшилки. По - видимому, здесь мы имеет дело с опытом  детской самотерапии: многократно  моделируя и проживая тревожную  ситуацию в сказке, дети освобождаются  от напряжения и приобретают  новые способы реагирования.

- Волшебные сказки. Наиболее увлекательные  сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам  в бессознательное человека поступает  «концентрат» жизненной мудрости  и информации о духовном развитии  человека. Работа со сказками  начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут  проработаны и связаны с реальными  жизненными ситуациями, можно использовать  и другие формы работы со  сказками: изготовление кукол, драматизация  рисование. [34, с. 126]

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Цель сказок – влияние на решение детьми психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения. Особенности: 1. События, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. 2. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отельные психологические характеристики. 3. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в них новые смыслы.

Психотерапевтические сказки проводятся после беседы о жизни для обсуждения проблем, побуждают к размышлению. Особенности: 1.Обращение к глубинному «Я» ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям. 2. Стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения. 3. Оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой - либо проблемной жизненной ситуацией и психоэмоциональной травмой. [17, с. 110]

Медитативные сказки применяются для создания положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Особенности: 1. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и побуждение личностных потенциалов человека. 2. Сказки необходимо читать и слушать в специально созданных условиях. 3.Сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. 4. В сказках всегда отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи.

Дидактические сказки. Особенности: 1. Форма сказки нужна для преподнесения некоторых новых знаний. 2. Используется прием одушевления символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. 3. Сказка раскрывает смысл и важность определенных знаний. [22, с. 60]

Особенности использования сказкотерапии:

1. Сказка информативна. Через анализ  придуманной ребеноком (клиентом) сказки  психолог получает информацию  о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей  в мировоззренческих позициях.

2. Сказка экологична. Находясь не  в обыденной, а в драматической  реальности, как ребенок, так и  психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие ребенка к  терапевтическому эффекту.

3. Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок (психолог) преодолевает самоограничения и  дополняет, изменяет и обогащает  свою жизнь.

4. Сказка феерична. Работа психолога  получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он  может использовать различные  куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический  кукольный или драматический  театр.

5. Сказка эмоциональна. Через участие  в сказкотерапевтических занятиях  ребенок накапливает положительный  эмоциональный заряд, укрепляя свой  социальный иммунитет.

6. Сказка мудра. Через сказку  психолог имеет возможность передать  ребенку, родителям и педагогам  новые способы и алгоритмы  выхода из проблемной ситуации.

7. Отсутствие возрастных ограничений. [22, с. 60]

А. В. Сухарев рассматривал функции сказкотерапии и механизмы воздействия сказок. Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информации.

Функции сказки: 1. Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

2. Сказка позволяет сформировать  новый взгляд на ситуацию и  перейти на новый уровень ее  осознания, моделируя более конструктивное  отношение и поведение.

3. Сказка отображает внутренний  конфликт клиента и дает возможность  размышлять над ним.

4. Сказка является символическим  «буфером» между клиентом и  сказкотерапевтом. Благодаря этому  сопротивление клиента сглаживается  и энергия направляется на  размышление.

5. Сказка служит альтернативной  концепцией восприятия неоднозначных  жизненных ситуаций.

6. Сказка формирует Веру в  позитивное разрешение проблем (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от  стереотипов обыденного сознания). [46, с. 44]

Механизмы воздействия сказок: 1. Волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения – перехода на иной качественный уровень, по сути дела, он преобразуется во взрослого человека. Лишь достижение героем иного облика дарует сказке счастливый финал.

2. Сказки описывают глубинный  опыт переживания эмоциональных  кризисов, характерных для развивающегося  человека. Это может быть непосредственный  телесный опыт, связанный с продолжением  психофизиологических кризисов. Воздействия  на бессознательном уровне, сказки  включают адекватные механизмы  защиты Я, в частности адаптационные  механизмы, помогающие преодолевать  стресс.

3. Воспроизводя кризисные жизненные  ситуации, сказка учит ребенка  продуктивно переживать страх  и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные  сказочные образы. Это позволяет  поддерживать необходимую дистанцию  по отношению к негативным  эмоциям и сохранять психическую  целостность.

4. Образы сказки не только  проецируются на реальную жизненную  ситуацию слушателя и воспроизводят  в метаморфической форме моральные  нормы и принципы взаимоотношений  между людьми, но и включают  глубинны механизмы бессознательного  за счет непривычных для разума  элементов.

5. При оценке силы воздействия  сказки на слушателя не следует  забывать о ее эстетической, художественной  стороне. [46, с. 238]

Вывод: Сказка в определенной степени удовлетворяет 3 естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В  каждой сказке герой действует  самостоятельно на протяжении  всего пути, делает выбор, принимает  решения, полагаясь только на  самого себя, на свои собственные  силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным  преодолевать самые неверные  препятствия и, как правило, становится  победителям, достигает успеха, хотя  может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой  всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется. Иногда вначале поведение героя  не является активным: толчок  к активности провоцируется извне  другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1. Автономность, которая выражается  в стремлении проявить свое  личное мнение, позицию или взгляды.

2. Активность, которая предполагает  способность владеть инициативой  в общении, умение организовать  внимание партнеров, эмоционально  откликаться на состояние партнеров.

3. Социальная компетентность:

- Мотивационный компонент, включающий  отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия);

- Когнитивный компонент, связан  с познанием другого человека, способность понять его особенности, интересы, потребности;

- Поведенческий компонент, позволяет  выбирать адекватные ситуации  способы общения и взаимодействия  с другими людьми.

Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста