Влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Kukhta2!_docx.docx

— 136.82 Кб (Скачать файл)

В психологическом словаре социально-психологическая  адаптация определяется как процесс  приобретения людьми определенного  социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функциями. При полной адаптированности достигается адекватность психической  деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности тем  или иным обстоятельствам [8].    

     Необихевиористы (Г. Айзенк, Р. Хэнки и др.) рассматривают явление адаптации, как обычное приспособление индивида к природной или социальной среде, как гармонию между человеком и средой. При этом, речь о личностных изменениях в процессе адаптации не идет, что можно считать существенным недостатком данной трактовки.

Социально-психологическая  адаптация – это интегративный  показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

1) адекватное восприятие окружающей  действительности и собственного  организма;

2) адекватная система отношений  и общения с окружающими, способность  к труду, обучению, к организации  досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения  в соответствии с ролевыми  ожиданиями других [27].

Социально-психологическая  адаптация по свои результатам может  быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации. По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии  процесса социально-психологической  адаптации:

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

в) самоутверждение.

В процессе социально-психологической  адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения  и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым  личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность [1].

Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может  заключаться в избавлении от чувства  страха, одиночества или сокращении сроков социального обучения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения [19].

Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида. Поскольку социальная адаптация  протекает в условиях социального  взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму  будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с  другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость  и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень  идентификации себя с группой  или иной социальной общностью и  приверженности ей, а также пол, возраст  и некоторые типологические особенности [15].

Эффективная психическая  адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Процесс адаптации  осуществляется одновременно в сфере  формальных и неформальных отношений. Происходит порой непростое совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых  ценностей и нормативов жизни. Важными  факторами, улучшающими психическую  адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека. Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение.

 

Таблица 1.2.1 - Разновидности социально-психологической адаптации.

№ п/п

Виды адаптации личности

Описание вида

1

Нормальная адаптация

Адаптационный процесс личности, который  приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях  без патологических изменений ее структуры и без нарушений  норм той социальной группы, в которой  протекает активность личности

2

Девиантная (отклоняющаяся) адаптация

Процессы социальной адаптации личности обеспечивают удовлетворение ее потребностей в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных  участников социального процесса не оправдываются таким поведением

3

Патологическая адаптация

Социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или  частично осуществляется с помощью  патологических механизмов и форм поведения, приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психопатических  синдромов




 

Главное в адаптации - степень приспособления организма к условиям среды, а  также возможности, которые у  него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне [22].

Референтными  показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек  испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности. К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния [3].

Личностные  проявления ситуации социальной нестабильности приводят к изменениям, связанным  с нарушениями временной перспективы, повышенной тревожностью, актуализацией  психологических защит, которые  могут способствовать сохранению внутреннего  комфорта человека даже при нарушении  им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального  контроля, они создают почву для  самооправдания. Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующих убеждениям, потребностям и ценностям личности — от несоответствующих[8].

С точки зрения А. А. Налчаджяна, каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом  социально-психологической адаптации  личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки и механизмы  поведения или открывает новые  способы поведения и решения  задач, новые программы внутрипсихических  процессов [18].

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются: а) адаптированность в сфере социально-экономической  активности, где индивид приобретает  знания, умения, навыки, добивается компетентности и мастерства; б) адаптированность в  сфере личных отношений, где устанавливаются  интимные, эмоционально насыщенные связи  с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного  отражения изменений взаимоотношений. Психоаналитики хорошо адаптированным считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. А. А. Налчаджян cоциально-психологическую адаптированность характеризует как "такое состояние личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей".    Г. И. Симонова указывает, что показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде и его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и наиболее важными для него элементами. Низкой социальной адаптацией является перемещение индивида в другую социальную среду, его отклоняющееся поведение [28].

Социально-психологическая  адаптация может протекать как  внешняя адаптация – процесс  приспособления к внешним, объективным  проблемным ситуациям; и как внутренняя адаптация – адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутрипсихических проблем личности [14].

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что социально-психологическая  адаптация всегда характеризуется  активностью личности по отношению  к среде, способностью к продуктивной жизнедеятельности в том обществе, к которому она принадлежит, готовностью  к поиску адекватных способов жизнедеятельности. Своеобразие адаптации личности определяется как ее индивидуальными  потребностями, возможностями, характером адаптивной ситуации, так и спецификой требований, всем многообразием особенностей того общества, в котором она функционирует. Также проблема социально-психологической адаптации является важной областью научных исследований, расположенная на пересечении различных отраслей науки , приобретающих в современных условиях всё большее значение. Большое количество проведенных учеными исследований показали, социально-психологическая адаптация напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При возникновении конфликтных ситуаций в различных областях жизни человека, нарушения процесса адаптации наблюдаются гораздо чаще, чем при мирном социальном взаимодействии индивида.

 

 

 

1.3 Особенности развития социально-психологической адаптации и социометрического статуса в юношеском возрасте

 

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной [7].

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка [23].

В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления.

Примечательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности.

В данном возрасте происходит формирование личности как члена общества; целостного взгляда на мир, общество и человека; освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых). Группа сверстников играет ведущую роль в процессе социально-психологической адаптации, так как отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Ученическая группа предоставляет возможность построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая понять себя, свое предназначение, позволяет испытать чувство риска и попробовать свои силы в ситуации соревнования. Под воздействием референтной группы сверстников складываются правила поведения старшеклассника. В этом возрасте большое внимание уделяется стилю, особенностям поведения, а также внешности [29].

Так как непременным условием социализации детей старшего школьного возраста является его общение со сверстниками, которое складывается в малых группах. И поэтому велико значение занимаемого социометрического статуса в группе. Для данного возраста важно не просто общаться со сверстниками, быть вместе с ними, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения взрослеющих детей.

  Возникающие в жизни старшего школьного возраста трудности во взаимоотношениях с окружающими, тормозят этот позитивный процесс, смещают приоритеты, деформируют их ценностную шкалу. 

      Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, старшеклассник не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств [13].

     Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает ему автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

     Типичная черта юношеских групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо [11]. 

Также происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я. Л. Коломинского (1976), А. В. Киричука (1970), X. И. Лийметса (1970) и др., более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых», или «изолированных». Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в классном коллективе, многообразны.

Информация о работе Влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве