Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация
В
психологическом словаре
Необихевиористы (Г. Айзенк, Р. Хэнки и др.) рассматривают явление адаптации, как обычное приспособление индивида к природной или социальной среде, как гармонию между человеком и средой. При этом, речь о личностных изменениях в процессе адаптации не идет, что можно считать существенным недостатком данной трактовки.
Социально-психологическая
адаптация – это интегративный
показатель состояния человека, отражающий
его возможности выполнять
1)
адекватное восприятие
2)
адекватная система отношений
и общения с окружающими,
3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [27].
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации. По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
а) ознакомление;
б) ролевая ориентация;
в) самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность [1].
Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального обучения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения [19].
Успешность и скорость
адаптации не одинаковы у разных
людей. В этом смысле принято говорить
о степени социальной адаптированности
или дезадаптированности
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Процесс адаптации осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений. Происходит порой непростое совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых ценностей и нормативов жизни. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека. Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение.
Таблица 1.2.1 - Разновидности социально-психологической адаптации.
№ п/п |
Виды адаптации личности |
Описание вида |
1 |
Нормальная адаптация |
Адаптационный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности |
2 |
Девиантная (отклоняющаяся) адаптация |
Процессы социальной адаптации личности обеспечивают удовлетворение ее потребностей в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением |
3 |
Патологическая адаптация |
Социально-психологический |
Главное в адаптации - степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне [22].
Референтными
показателями адаптированности личности
являются эмоциональные состояния.
Положительные эмоции, которые человек
испытывает в отношениях с друзьями,
в бытовой сфере, удовлетворительное
самочувствие, ощущение душевного комфорта
- все это факторы
Личностные
проявления ситуации социальной нестабильности
приводят к изменениям, связанным
с нарушениями временной
С
точки зрения А. А. Налчаджяна, каждый
процесс преодоления проблемных
ситуаций можно считать процессом
социально-психологической
Основными
признаками эффективной адаптированности,
согласно интеракционистам, являются:
а) адаптированность в сфере социально-
Социально-психологическая адаптация может протекать как внешняя адаптация – процесс приспособления к внешним, объективным проблемным ситуациям; и как внутренняя адаптация – адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутрипсихических проблем личности [14].
Таким
образом, исходя из всего вышеизложенного,
можно сделать вывод, что социально-психологическая
адаптация всегда характеризуется
активностью личности по отношению
к среде, способностью к продуктивной
жизнедеятельности в том
1.3 Особенности развития социально-психологической адаптации и социометрического статуса в юношеском возрасте
Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной [7].
Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка [23].
В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления.
Примечательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности.
В данном возрасте происходит формирование личности как члена общества; целостного взгляда на мир, общество и человека; освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых). Группа сверстников играет ведущую роль в процессе социально-психологической адаптации, так как отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Ученическая группа предоставляет возможность построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая понять себя, свое предназначение, позволяет испытать чувство риска и попробовать свои силы в ситуации соревнования. Под воздействием референтной группы сверстников складываются правила поведения старшеклассника. В этом возрасте большое внимание уделяется стилю, особенностям поведения, а также внешности [29].
Так как непременным условием социализации детей старшего школьного возраста является его общение со сверстниками, которое складывается в малых группах. И поэтому велико значение занимаемого социометрического статуса в группе. Для данного возраста важно не просто общаться со сверстниками, быть вместе с ними, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения взрослеющих детей.
Возникающие в жизни старшего школьного возраста трудности во взаимоотношениях с окружающими, тормозят этот позитивный процесс, смещают приоритеты, деформируют их ценностную шкалу.
Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, старшеклассник не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств [13].
Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает ему автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Типичная черта юношеских групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо [11].
Также происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я. Л. Коломинского (1976), А. В. Киричука (1970), X. И. Лийметса (1970) и др., более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых», или «изолированных». Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в классном коллективе, многообразны.