Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:17, дипломная работа
Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей
1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5
1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7
1.3. Виды мышления ………………………………………………………9
1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12
1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14
1.6. Основы техники оригами……………………………………………17
1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………….....23
Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие
наглядно-образного мышления старших дошкольников
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24
2.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………..30
2.3. Описание результатов исследования………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….44
Заключение ……………………………………………………………………...45
Список литературы …………………………………………………………….47
Шкала оценок по каждой задаче в баллах
№ домика |
№ задачи | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
4 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
5 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
6 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
7 |
4 |
0 |
0 |
4 |
2 |
0 |
8 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
2 |
9 |
0 |
2 |
4 |
0 |
2 |
0 |
10 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
2 |
11 |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
12 |
0 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
13 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
0 |
14 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
15 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
16 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
Подсчитывается сумма очков по всем задачам. Максимальный балл – 24.
Высокий уровень 22 – 24 балла
Средний уровень 10 – 21 балл
Низкий уровень 0 – 9 баллов /10;?/
2.2. Описание
формирующего этапа
Для этого этапа эксперимента была составлена серия занятий по оригами, которая состоит из 8 занятий (Приложение 4). Составляя программу занятий, был учтен вышеизложенный анализ программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, С. Т. Комаровой, а также анализ программы «Детство» (авторский коллектив В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович), которая реализуется в данном детском саду. В целом можно сказать, что эти программы не имеют особых различий в подготовке детей по конструированию, аппликации, ручному труду, математике. Дети получают приблизительно одинаковые умения и навыки, которые необходимы детям для работы в технике оригами. Также для подготовки занятий в разных источниках были найдены и использованы пооперационные карты складывания фигур животных в технике оригами, которые способны освоить дети старшего дошкольного возраста. В занятиях используются загадки, стихотворения, игрушки, пальчиковые зарядки и физкультминутки.
Занятия проводились 2-3 раза в неделю, в соответствии с установленной сеткой занятий, по 25-30 минут.
Цели занятий:
Задачи:
Содержание программы:
1 занятие
Тема: Знакомство с искусством оригами
Задачи:
2 занятие
Тема: «Мышка – норушка»
Задачи:
3 занятие
Тема: «Волк – зубами щелк и колючий еж»
Задачи:
4 занятие
Тема: «Рыжая лиса»
Задачи:
5 занятие
Тема: «Лягушка- квакушка»
Задачи:
6 занятие
Тема: «Мишка косолапый»
Задачи:
7 занятие
Тема: «Петушок – золотой гребешок»
Задачи:
8 занятие
Тема: Беседа «Наш настольный театр»
Задачи:
2.3. Описание результатов исследования
Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в виде таблиц и диаграмм. До провидения эксперимента: таблицы 1, 2; рисунки 1, 2, 3
Таблица 1
Результаты исследования уровня наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы
№ |
Баллы |
Уровень развития наглядно-образного мышления |
1 |
18 |
Средний |
2 |
14 |
Средний |
3 |
6 |
Низкий |
4 |
9 |
Низкий |
5 |
16 |
Средний |
6 |
16 |
Средний |
7 |
18 |
Средний |
8 |
14 |
Средний |
9 |
15 |
Средний |
10 |
12 |
Средний |
11 |
12 |
Средний |
12 |
10 |
Средний |
Высокий |
0% | |
Средний |
83% | |
Низкий |
17% |
Рис.1 Результаты исследования уровня наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы
Анализ результатов
исследования уровня наглядно-
Таблица 2
Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей контрольной группы
№ |
Баллы |
Уровень развития наглядно-образного мышления |
1 |
21 |
Средний |
2 |
24 |
Высокий |
3 |
20 |
Средний |
4 |
21 |
Средний |
5 |
19 |
Средний |
6 |
22 |
Высокий |
7 |
22 |
Высокий |
8 |
22 |
Высокий |
9 |
18 |
Средний |
Высокий |
44% | |
Средний |
56% | |
Низкий |
0% |