Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей
1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5
1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7
1.3. Виды мышления ………………………………………………………9
1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12
1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14
1.6. Основы техники оригами……………………………………………17
1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………….....23
Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие
наглядно-образного мышления старших дошкольников
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24
2.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………..30
2.3. Описание результатов исследования………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….44
Заключение ……………………………………………………………………...45
Список литературы …………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по оригами конечная.doc

— 9.59 Мб (Скачать файл)

 

Рис. 2 Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей контрольной группы

Анализ результатов  исследования уровня наглядно-образного  мышления детей контрольной группы выявил, что большая часть детей данной группы  имеют средний уровень развития (56%), 44% - высокий уровень. Детей с низким уровнем развития в данной группе не продиагностировано. 

 

 

Рис. 3 Сопоставление результатов исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной и экспериментальной групп

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что уровень развития наглядно-образного мышления у детей экспериментальной группы несколько ниже, чем у детей контрольной группы.

После проведения эксперимента: таблицы 3, 4; рисунки 4, 5, 6, 7, 8

Таблица 3

Результаты  исследования уровня развития наглядно-образного  мышления детей экспериментальной  группы

Баллы

Уровень развития наглядно-образного  мышления

1

20

Средний

2

22

Высокий

3

6

Низкий

4

14

Средний

5

22

Высокий

6

21

Средний

7

22

Высокий

8

15

Средний

9

18

Средний

10

20

Средний

11

15

Средний

12

15

Средний

 

Высокий

25%

 

Средний

66%

 

Низкий

9%


 

Рис. 4 Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы

Анализ результатов  исследования выявил, что среди детей  экспериментальной группы 66% имеют  средний уровень развития наглядно- образного мышления, 25% - высокий  уровень и 9% детей имеют низкий уровень.

 

 

 

Рис. 5 Сопоставление результатов исследования уровня наглядно- образного мышления детей экспериментальной группы

Сопоставление результатов  исследования уровня наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы выявило, что количество детей с низким уровнем развития уменьшилось с 17% до 9%, количество детей со средним уровнем тоже уменьшилось с 83% до 66%, 25% детей повысили свой уровень до высокого.

Таблица 3

Результаты  исследования уровня наглядно-образного  мышления детей контрольной группы

баллы

Уровень развития наглядно-образного мышления

1

22

Средний

2

22

высокий

3

20

Средний

4

22

Средний

5

14

Средний

6

20

Средний

7

21

Средний

8

22

Высокий

9

22

Высокий

 

Высокий

33%

 

Средний

67%

 

Низкий

0%


 

Рис. 6 Результаты исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы

Анализ результатов  исследования уровня наглядно-образного  мышления детей контрольной группы выявил, что большая часть детей  данной группы  имеют средний  уровень развития (67%), 33% - высокий уровень. Детей с низким уровнем развития в данной группе не продиагностировано. 

Рис. 7 Сопоставление результатов исследования уровня наглядно- образного мышления детей контрольной группы

 Сопоставление результатов исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы выявило, что количество детей с высоким уровнем развития уменьшилось с 44% до 33%, количество детей со средним уровнем увеличилось с 56% до 67%. Детей с низким уровнем развития в данной группе не продиагностировано.

 

 

 

Рис. 8 Сопоставление результатов исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной и контрольной групп

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что уровень развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы повысился. Результаты развития наглядно-образного мышления детей контрольной группы не изменились в сторону улучшения показателей.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

И так, сущность проводимого  эксперимента заключалась в проведении серии занятий по оригами, направленных на развитие наглядно-образного мышления. Исследование уровня наглядно-образного мышления  на этапе первичной диагностики показало, что среди диагностируемых детей нет детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления, большая часть детей (83%) имеют средний уровень развития данного мышления, 17% диагностируют низкий уровень. Контрольный этап эксперимента показал, что количество детей с низким уровнем развития уменьшилось с 17% до 9%,  25% детей повысили свой уровень до высокого.

Сравнение с результатами контрольной группы показало, что  данные изменения являются следствием проводимых занятий по оригами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мышление открывает человеку возможность глубокого и широкого познания мира. Оно представляет собой процесс глубокого обобщенного познания окружающего мира.  

Мышление является одной  из важнейших сторон в развитии ребенка. Благодаря своему развитому мышлению, ребенок социализируется и проявляет себя как личность в обществе. Важной задачей педагогов, воспитателей и родителей является то, что они должны приложить максимум усилий для благополучного прохождения ребенком всех этапов его умственного развития. Техника оригами является одним из известных, но редко используемых средств развития наглядно-образного мышления детей. 

  Дошкольники в  короткие сроки могут освоить  технику складывания фигур, применяя  имеющиеся знания и навыки. В  процессе работы в технике  оригами ребенок, заинтересованный  этим искусством, способен  активно развивать свою мыслительную деятельность, оперируя образами, то есть умение сравнивать, обобщать, абстрагировать, развивать четкость, слаженность и аккуратность действий, необходимых ему в дальнейшем развитии и обучении.

Проводимое экспериментальное  исследование заключалась в проведении серии занятий по оригами, направленных на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. В результате проводимой экспериментальной работы  количество детей с низким уровнем развития уменьшилось с 17% до 9%,  25% детей повысили свой уровень до высокого.

Сравнение с результатами контрольной группы показало, что  данные изменения являются следствием проводимых занятий по оригами.

Результаты данного  экспериментального исследования позволяют  сделать вывод о том, что систематическое проведение занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию их наглядно-образного мышления. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.

На основании чего мы рекомендуем педагогам включать систематические  занятия по оригами в практику своей профессиональной деятельности как еще один способ развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Данная работа будет  полезна для педагогов, воспитателей в плане теоретического просвещения и практического использования в своей деятельности с детьми, а также для родителей, заинтересованных в развитии своего ребенка. Работа может быть также использована студентами педагогических учреждений при изучении теоретических вопросов, связанных с развитием мыслительных функций детей, а также при прохождении практики.

В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской  руке, тем умнее ребенок». Именно этой фразой должны руководствоваться  педагоги, родители и студенты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению / В.В. Выгонов // Оригами: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В.В. Выгонов. – М.: Академия, 1999. – Разд. 1. – С. 54 –56.
  2. Васерчук, Ю. А. Упаковка. Оригами. Дзен / Ю.А. Васерчук // Больше, чем упаковка // Философия оригами // Просто и таинственно // Оригами как ритуал: [Электронный ресурс] – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: htth://article.unipack.ru/14644/.
  3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 208 с. – С. 119, 133-134, 144-145.
  4. Запорожец, А. В. Психология / А.В. Запорожец. – М.: Учпедгиз,1953.
  5. История оригами. Оригами // Распространение оригами по миру // Оригами в современном мире: Сайт создан веб-студией Sun Culture Center: [Электронный ресурс] – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: htth://sunculture.org/ru/Culture of Japan/Origami history.
  6. Короткова, Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста / Н. Короткова. - Дошколь<span class="dash041e_0431_044b_0447_

Информация о работе Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста